Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта
методическая разработка на тему

Храмцова Марина Алексеевна

Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактической целью урока. Повышение эффективности обучения прежде всего связано с такой организацией обучения, при которой каждый ученик включается в деятельность на всех этапах учебного познания, т.е. должен пройти весь цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция познавательной деятельности  учащихся на уроках в коррекционной школе.

        Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактической целью урока. Повышение эффективности обучения прежде всего связано с такой организацией обучения, при которой каждый ученик включается в деятельность на всех этапах учебного познания, т.е. должен пройти весь цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Нередко на уроках процесс заканчивается восприятием, а все остальные этапы усвоения знаний переносятся на дом.

Познание, ощущение –  воспринимается на уровне чувств.

Восприятие - это чувственное отображение информации о предмете, явлении,  непосредственно действующее на органы чувств ребенка.

      Восприятие имеет 3 основных свойства, каждое из которых характеризуется своими критериями:

  1. Константность восприятия, т.е. способность к постоянному восприятию формы, величины, цвета.

Виды упражнений, способствующие коррекции этого дефекта:

 а).  задание –

 запомните фон, на котором изображен треугольник

(4 таблицы – белая, зеленая, красная, синяя, на них наклеены разные геометрические фигуры, среди них треугольник. Надо запомнить цвет карточки.

Аналогично можно подбирать любое содержание для проведения данного упражнения -  словарные слова, портреты писателей и т.д.).

б). задание –

 отметить крестиком те фигуры в таблице, из  которых  можно получить треугольник

Аналогично можно подбирать любое содержание для проведения данного упражнения -  слова из слогов, даты из рисунков и т.д.).

    в). задание –

                                                     синим карандашом поставь точку внутри круга, но вне квадрата; красным  карандашом – внутри круга и внутри  квадрата; зеленым карандашом – внутри квадрата, но вне круга;желтым карандашом– вне круга и квадрата.

                                                    Аналогичное задание,  при выполнении                  которого формируется смысловой образ буквы.

г). Задание –

 измени форму, размер, цвет в соответствии с указателем.

Буква                   изменяется               изменяется             изменяется

                            форма буквы           размер буквы            цвет буквы

 

Усложнение задание происходит постепенно на каждом следующем уроке. На последнем уроке,  вместо сочетания букв, слогов, можно предложить словарное слово.    

 

  1. Осмысленность восприятия.

 Ребенок воспринимает только ту информацию, которая имеет для него определенное значение.

 Виды упражнений, способствующие коррекции этого дефекта

 Задание: Посмотри на картинки 10 секунд и скажи, что на них изображено?

Это упражнение нужно проводить индивидуально. Если ребенок что-то не назвал, то возвращаемся к образцу.  Ребенок дополняет свой ответ. Далее дается идентичное задание  этому же ребенку.

  1. Динамичность восприятия –

 это способность ребенка воспринимать все большее количество информации и все более качественно ее обрабатывать. Чем больше воспринимает ученик, тем интенсивнее работает его мозг – тем больше он воспринимает информации. То есть принцип нарастающей сложности должен быть основным принципом при планировании урока.

(например, цепочка видов работ с усложнением на уроке чтения:

 прочитай – расскажи; прочитай, расскажи – нарисуй;

прочитай, расскажи – выбери автора из предложенных имен и т.д.)

Представление – это образ предмета, явления,  информации, хранимый в памяти ребенка. Память – вербальная, образная (чувственная, сенсорная), двигательная, аффектная (память на чувства). Учитель должен знать какой вид памяти преобладает у каждого ребенка.

Для каждого вида памяти характерно: 

  • запоминание
  • узнавание
  • восприятие
  • сохранение
  • забывание.

Упражнения на развитие  механизмов  памяти

-  «слоговая цепочка» - учитель называет два слога тихо, один громко. Ребенок должен   назвать слог до громкого.

 -  «слоговая цепочка» - учитель произносит фразу, ребенок должен повторить ее  с той же интонацией.  

На основе представления формируются понятия -  это знание существенных признаков предметов, его связи и отношений. Если учитель ставит дидактическую задачу

а) дать представление о винограде, то  на уроке каждому ребенку должен быть  дан свой собственный виноград. Объясняется материал на одном общем действии, но обрабатывается на индивидуальном действии (каждому ученику свой образец).

б) если учитель ставит дидактическую задачу

дать понятие о винограде, то он должен научить  ученика на различных примерах выделять существенные признаки.

Более сложная задача -  формирование суждения и умозаключения

 Итак, построив урок, учитель отбирает методы и формы обучения.

При этом обязательно:

  1. Включение в урок методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (дидактические игры, проблемные и программированные задания…).

  1. Комбинация методов и форм   с целью осуществления смены видов деятельности учащихся на уроке  – с опорой на разные доминирующие анализаторы.

Например:

                   (беседа)                                  (программированные задания,

                                                                    самостоятельная работа)

Ученик     отвечает -                                         пишет –

      (работа с учебником)                          (объяснение учителя)

                   читает –                                    слушает и смотрит –

    (самостоятельная работа)        (рассказ ученика)      (работа с учебником)

            думает и пишет -                  рассказывает-               читает

Когда учитель планирует урок, он должен думать не о том, что он будет делать, а о том, что будут делать ученики, т.е. планировать деятельность учащегося.

      3. Профессионализм учителя в технологии использования того или иного метода или приема работы.

Словесный метод -

 рассказ – естественно, должны выполняться требования к рассказу учителя: новая информация, словарные слова в активный и пассивный язык,  должна использоваться наглядность, не использованная ранее и т. д.;

Рассказ ученика должен быть психологически и методически подготовлен: своевременное включение этого метода на уроке (10-12 минута)

  • активизация лексики, составление плана  
  • мотивация к рассказу.

Беседа– конкретность вопросов, логика построения и т.д.

     Виды:

     – вводная (цель: выяснить уровень знаний, умений учеников по новой теме).

 Проводится по типу «что, где, когда?» -  быстро, фронтально, четко.

  • объяснительная (цель: дать новую информацию).

  Структура: вопрос учителя – ответ ученике – новая информация учителя

  • обобщающая (цель: обобщить новые знания, т.е. связать вновь полученную информацию с уже имеющейся).

  Вопросы должны быть с доказательной смысловой информацией- 1,2 (Почему  апрель весенний месяц? Почему реки Австралии отмечены на географической карте пунктиром?)

Наглядный метод – демонстрация натуральной, изобразительной, словесной наглядности.  

Должна выполнять дидактические функции на уроке, используется не для развлечения,  «увеселения».

Должна стимулировать интеллектуальный компонент на уроке.

Должна выставляться в определенный момент и убираться (при инструкции учителя перед ее показом).

Французские  психологи считают, что  словарные слова должны демонстрироваться на красном фоне написанные зеленым цветом не более 10 минут для демонстрации.

        Огромную роль в организации урока играет распределение времени на отдельные этапы. Психологами установлено, что наибольший объем информации учащиеся усваивают на 4-23 минуте урока, 50% информации усваивается от 23 до 34 минуты, а затем идет резкое падение усвоения новой информации.

        Эффективность обучения на уроке зависит также и от индивидуального  и дифференцированного подхода к учащимся (см. ниже), от  формы организации учебного процесса –

фронтальная (одинаковые задания для всех, но - содержание одинаковое, а  темп выполнения разными учащимися разный),

групповая (очень хорошая форма, особенно вариант, когда каждая группа выполняет  взаимно дополняющие задания)

индивидуальная .

        Качество урока находится в прямой зависимости за ходом и результатом усвоения знаний. Учителю необходимо в процессе урока получать информацию о том, как идет усвоение знаний учащихся, какие затруднения возникают у учащихся – немедленно вносить коррективы в работу (контроль за выполнением самостоятельной работы, первичное закрепление, перенос действий и т.д.).

Говоря о совершенствовании структуры урока, нельзя не сказать о недостатках важного этапа урока – информация о домашнем задании. Во-первых, домашнее задание не всегда расшифровывается, не даются советы по его выполнению. Во – вторых, оно часть дается без учета усвоения знаний на уроке. В – третьих, задание не проверяется на следующий урок у большинства учащихся.

Итак, рассматривая урок как организационную форму реализации конкретной триединой задачи, решение которых (при совокупности действий) дает реальный результат. Получаем дидактический пятиугольник  

Т  Д З

                                               

                                    ФОПД              С У М                   М О

                                                 

                                                                 Р Р

ТДЗ – триединая дидактическая задача – это запрограммированный результат.

СУМ – содержание учебного материала, составляет содержательную основу каждого этапа урока. Сюда входят не только теоретические сведения, но и задачи, упражнения, вопросы учителя.

МО – методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся.

ФОПД – формы организации познавательной деятельности учащихся. К ним относятся система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно- познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, групповой, фронтальной работы.

РР – реальный результат. Выражается прежде всего в тех знаниях и навыках, которые приобрели учащиеся.

           Урок – основная организационная форма обучения, состоящая из отдельных частей – этапов, объединенная триединой дидактической целью. Это система. От чего зависит качество урока, как система? От уровня ее целостности. Например, учитель выпустил из набора этапов урока этап подготовки к тому виду деятельности, что будет осуществляться на основном этапе. В результате  у школьников не была осуществлена актуализация опорных знаний и умений, не сформировалась познавательная потребность. И хотя учитель мог отобрать для усвоения знаний нужный материал, выбрал правильные формы и методы, но результат обучения не будет оптимальным, т.к. нарушена важнейшая закономерность о целенаправленности мотивации.

                Другая ситуация – каждый этап существовал сам по себе и не работал на основной этап урока. Следовательно, реальный результат ниже  запрограммированного.

                Третья ситуация – учитель грамотно сформулировал цели, но не справился с подбором методов и форм преподнесения учебного материала, следовательно, результат ниже запланированного.

                   Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса. На уроках одновременно с получением учащимися знаний, формированием разнообразных умений и навыков происходит коррекция недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционных школ, а также в какой-то мере их социальная адаптация.

                   Задача учителя на уроке не только обеспечить восприятие, осмысление, запоминание знаний, выработку умений и навыков, но и научить применять эти знания сначала в сходной, а затем и в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно важных практических задач. В этом смысле, очень важно составление адаптированных программ,  

 планирование уроков с этой точки практической значимости учебного содержания:

на уроках географии – умение ориентироваться на местности, на карте; биология – знакомство с собственным организмом и элементарными правилами по уходу  за ним;

 история – даты, умение ориентироваться во временном пространстве; чтение, развитие речи – навыки коммуникативной речи, умение поддержать беседу, правильно ответить на вопросы; подбор текстов с нравственным аспектом, обсуждением     жизненных ситуаций, ситуаций нравственного выбора, воспитание гражданственных позиций;

математика – расчет платежей, деньги – счет, оплата покупок, соотнесение стоимости и количества купленного, расчет площади для ремонта, оклейка обоями, расчет платежей за электричество, телефон и т.д., % соотношение, оформление кредита, сам кредит, начисление налогов на заработную плату, земельные площади;

русский язык – знакомство с правилами, оформление деловых бумаг;  для более прочного закрепления теоретических знаний (оформление образца  деловой бумаги для использования в дальнейшей жизни)  учителя русского языка могут оформлять отдельные тетради по деловому письму, начиная с 5-го класса (темы; заявления, автобиография, адрес и т.д.) Очень важно для закрепления навыков делового письма использовать типографские бланки -  бланки телеграмм, конверты, квитанции – все это вкладывается и вклеивается в тетради и отдается ребенку.

СПО - решение юридических вопросов, освоение норм, правил, требований окружающего мира, формирование умения организовать самостоятельную жизнь;

Факультативный курс «культура речевого общеня» -  межпредметная интеграция. С одной стороны – чистота родного языка, правила общения, варианты общения. С другой стороны - самовыражение учащихся (обработка учебного материала дается в творческой форме- сюжетно-ролевые игры, творческие задания и т.д.)

Заключение

Исследования подтверждают значение общеобразовательного и трудового обучения в коррекции недостатков умственно отсталого ребёнка, ведущую роль коррекции в обеспечении развития умственно отсталых детей и подготовки их к жизни, труду. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания  учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.

Вместе с разнообразием конкретных методических путей в коррекционно – развивающей работе есть психолого-педагогические принципы:

введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают  восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Список  литературы

Бгажнокова И.М.  Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта.  // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30

 Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.   Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11

Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Москва, Руссико, 1994 г.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -          Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.

 Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.

Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.

Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

  Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия”К. Д. ...

"Особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта"

Характеристика основных психических процессов  умственно отсталых школьников. Особенности памяти,мыслительной  деятельности. Работа над формированием высших психических функций....

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики»

В данной работе рассмотрены: -  признаки высокой и низкой заинтересованности и активности обучающихся в процессе изучении учебного материала; - причины низкой активности обучающихся на ...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.

СТАТЬЯ. Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушение...