КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «BRAIN GYM»
статья на тему

   Анжелика Юрьевна

Кинезиология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_dzhim.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «BRAIN GYM»

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.

Чтобы преодолеть ошибки и трудности в обучении, педагогами обычно разрабатываются все новые специальные программы, которые должны лучше мотивировать ребенка на заучивание и усвоение учебного материала. Иногда это оказывается в определенной степени успешным.

Во время стажировки в образовательных учреждениях Земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ) группе белгородских педагогов-практиков довелось познакомиться с образовательной кинезиологической программой «Brain Gym», достаточно широко применяемой в немецких школах и детских садах.

Гимнастика «Брейн – джим» (по д-ру Паулю Деннисону) представляет концепцию, которая может положительно повлиять на вышеназванные феномены. Так, немецкие педагоги отмечают, что дети совершенно очарованы этой гимнастикой и выполняют ее ежедневно. Несколько энергичных упражнений приводят их мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности.

Упражнения «Брейн – джим» доставляют всем большое удовольствие. Раньше учебные занятия, по словам учителей одной из немецких школ, были достаточно напряженными для большинства их воспитанников; и даже если последние справлялись успешно с заданиями, они должны были много заниматься, а на досуг у детей часто не оставалось времени. Занимаясь упражнениями «Брейн – джим», дети чувствуют себя так, как будто у них «включился еще один мотор», и все дается им намного легче.

«Брейн – джим» – это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии (нем.: Edu-Kinestаetik, сокращенно EK). Английское слово еducatiоn произошло от латинского еducare, что означает образование. Kinesiology (от греч. cinesis – движение) изучает движения человеческого тела. Это - наука об использовании тонуса определенных мышц в диагностике состояния человека и выборе методов коррекции. Она основана на использовании существующих в организме человека функциональных связей между тонусом мышц и соответствующими структурными, энергетическими и эмоциональными нарушениями.

Edu-Kineste (ЕК) – методика, помогающая учащимся повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это - устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, успеваемости у учащихся.

Успех в учебе, достигнутый с помощью ЕК – это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и упражнений «Брейн – джим». Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении учащихся часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают учащимся понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал.

Учителя отмечают, что дети часто говорят, как они выполняют упражнения автоматически и при этом сами чувствуют, когда получают пользу от «Брейн – джим». Когда дети начинают заниматься гимнастикой, то очень скоро им хочется показать это своим друзьям, т.е. они интегрируют упражнения «Брейн – джим» в свою жизнь без чьей – либо помощи или контроля. Так они осознают значение энергетических упражнений.

Сторонники упражнений «Брейн – джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений. Так, многие немецкие педагоги каждый день используют в классе многие движения, приведенные ниже. Другие же только на уроках чтения или письма применяют лишь те движения, которые имеют отношение к чтению и письму.

Опытные педагоги и родители, сами испытывающие радость от движений, могут использовать такую ситуацию в качестве мотивирующего момента, принимая участие в выполнении упражнений «Брейн – джим».

Невозможно в рамках небольшой статьи раскрыть все особенности и возможности использования методики Edu-Kineste. Поэтому мы попытались сделать краткий обзор определенных умений и навыков в письменной речи, формированию которых у учащихся можно содействовать, используя различные упражнения образовательной программы «Брейн – джим».

Так, формирование умений письма предполагает развитие координации в системе «глаз – рука», развитие письменного творчества, правописания. Однако, именно недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций, других моторных функций ведет к появлению трудностей формирования зрительного образа буквы, формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, к появлению ошибок в пространственном расположении элементов букв, неустойчивости почерка.

Формирование читательских умений и навыков включает в себя не только умение выразительно, с чувством читать и интерпретировать прочитанное, но и умение во время чтения следить за строкой, водить глазами в горизонтальном и вертикальном направлении без ошибок и замешательства.

Хорошая координация в системе «глаз – рука» способствует формированию умения писать печатным шрифтом, рукописным шрифтом; развивает навыки каллиграфии и штриховки в разных направлениях. Специалисты – кинезиологи рекомендуют использовать для этого такие упражнения из комплекса «Брейн – джим», как «Даббл Дудл», «Лежащая восьмерка», «Алфавитная восьмерка», «Активная рука».

Эти упражнения способствуют развитию глазного контроля над движением рук и формированию образа движения руки, рисующей дугообразные линии. Результатом регулярного выполнения упражнений является формирование сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий. Происходит также развитие у детей представлений о возможностях человеческого мозга.

Для развития письменного творчества важно наличие умения фиксировать впечатления, запоминать и словесно выражать их. Для этих целей подходят упражнения «Ножной насос», «Икроножный насос», «Энергичная зевота».

Упражнения «Сова», «Слон», «Мыслительная шапка» помогут активизировать визуальную память, что важно для развития орфографической зоркости.

Навыки чтения - умение читать и интерпретировать текст, во время чтения следить за строкой, концентрироваться во время чтения, предугадывать читаемое – совершенствуются значительно быстрее, если предложить ученикам регулярно выполнять следующие упражнения: «Энергичная зевота», «Дыхание животом», «Вихляния», «Перекрестные движения», «Мозговая кнопка», «Лежащая восьмерка», «Ножной насос», «Икроножный насос», «Заземление». Кроме того, эти и другие упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации и графического изображения.

Итак, мы приходим к выводу о том, что применение системы упражнений «Брейн – джим» в работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении письменной речи, позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки - к освоению письма.

Главное, что каждый педагог должен помнить: нельзя никого принуждать выполнять упражнения неестественным для него или неудобным способом. Ученики могут работать «внутри своих способностей», их можно лишь мотивировать, но не заставлять проделывать упражнения.

«Перекрестные движения»

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, если ты также прикасаешься рукой противоположного колена. Представляешь, когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое! Мы предлагаем приготовить для детей специальные карточки – инструкции с описанием упражнений комплекса «Брейн – джим», которые они могут выбрать и, познакомившись с последовательностью действий, самостоятельно выполнять. Вот некоторые из них:

«Даббл Дудл»(Симметричное рисование)

Сначала ты можешь рисовать «двуручные» рисунки на классной доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходи к работе за столом на меньших листах. Стань или сядь по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуй одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следи глазами за тем, что ты одновременно делаешь справа и слева.

«Слон»

Слегка согни колени. Вытяни левую руку вперед и так склони голову к плечу, как будто она приклеилась. Теперь рисуй рукой в воздухе лежащую восьмерку и вместе с рукой делай движение всем корпусом. Не забудь при этом смотреть поверх руки вперед и вдаль. (Возможно, ты увидишь «две руки» - это нормально.) Повтори упражнение правой рукой.

«Лежащая восьмерка»

Начинай рисовать левой рукой восьмерку из середины воображаемой цифры движением влево вверх. Следи взглядом за движением твоей руки. Нарисуй восьмерку три раза левой рукой и столько же раз правой рукой, а затем трижды нарисуй ее двумя руками сразу.

«Ножной насос»

Сядь на стул и положи ногу на ногу, т.е. на колено другой ноги. Крепко обхвати кончиками пальцев начало и конец икроножной мышцы. Двигай ступней вверх и вниз. Представь, будто твоя мышца на ноге из пластилина, который постепенно становится все мягче. Повтори упражнение с другой ногой.

«Сова»

Положи левую руку на противоположное плечо и крепко прижми его. Поверни голову и посмотри назад через одно плечо, затем через другое. Потом опусти подбородок к груди, сделай глубокий вдох и расслабься. Сделай так по три раза с каждой рукой.

«Активная рука»

Подними одну руку вверх и обхвати ее другой рукой. Сделай медленный выдох и одновременно подтолкни вытянутую руку еще выше. При каждом выдохе двигай вытянутой рукой в другом направлении: сначала назад, затем вперед, направо и налево. Повтори упражнение с другой рукой.

«Алфавитная восьмерка»

В левом круге напиши все буквы, которые начинаются с дуги влево вверх, а в правом круге напиши все буквы, которые пишутся сверху вниз с закруглением вправо (Ш, Щ, Ц, И, Ч,). Мы надеемся, что наши коллеги оценят значимость и уникальность прикладной кинезиологии, а рассмотренные аспекты образовательной кинезиологической программы «Brain Gym» будут приняты белгородскими педагогами и специалистами – дефектологами и понравятся детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Brain aerobics

Зарядка для ума на английском языке...

Gender gaps on the brain.

If women are from Venus and men are from Mars, look to their brains for an explanation of the differences between the sexes....

Brain-Ring

Данное мероприятие проводилось в рамках недели иностранного языка.Участие принимали две команды-учащиеся 6 и 7 класса.Задачи данного мероприятие-1) Активизация разговорной лексики; 2)Ознакомление со с...

Учебно-игровое внеклассное мероприятие по английскому языку «Brain-ring» для учащихся 7 классов.

Учебно-игровое внеклассное мероприятие по английскому языку «Brain-ring» для учащихся 7 классов.Цели: актуализация изученного материала, развитие логичес­кого мышления и произвольного внимания, поддер...

\'Brain of Britain\'-метапредметный урок по английскому языку в 5 классе

Обобщающий урок с применением ИКТ. На уроке вводится понятие "Mindmapping". Ученики 5 класса учатся заполнять схему и рассказывать по ней....

Brain ring

Предлагаемый материал может быть использован как на уроках, так и во внеурочной деятельности для учащихся 7х классов....

Игра "Brain Ring" для учащихся 6-7 классов

Конспект игры на английсом языке для учащихся 6-7 классов....