Материалы выступления на семинаре "Организация образовательной среды, сохраняющей здоровье школьников с ограниченными возможностями"
методическая разработка на тему

Храмцова Марина Алексеевна

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Детей надо приучать к мысли о необходимости заботиться о своем здоровье и прикладывать к этому усилия. Если мы правильно строим коррекционный урок (с точки зрения науки дефектологии), то этот урок обязательно будет здоровьесберегающим.

  Чтобы образовательные технологии стали действительно  здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги  приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная среда,

как условие сохранения здоровья школьников с ограниченными возможностями

 

 Храмцова М.А.

Мы живем в достаточно сложный исторический период:

-кризис физического, морального и психического здоровья Россиян.

-кризис семьи и репродуктивного здоровья, проявляющийся резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

-экологический кризис, проявляющийся высоким уровнем загрязнения окружающей среды, ухудшением качества продуктов питания и воды.  

Все это ведет к ухудшению здоровья граждан в глобальном масштабе.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. И, соответственно, определяются виды здоровья.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); 
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
     

Психическое здоровье:

  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Таким образом,  в характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, и, хотя организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. На первый план выходят внутришкольные факторы, влияющие на здоровье школьника.

 По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:  

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.   И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня при сохранении здоровья. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в  образовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в школе единой коррекционно-развивающей  здоровьесберегающе среды.

Понятие среда - определяется как совокупность условий и средств соответствующая особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям                          (философский словарь).

А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития, нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации учащихся с ограниченными возможностями в ходе обучения, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений здоровья и развития.  

Итак,  в школе создана образовательная среда, способствующая сохранению здоровья обучащихся. Это система, в которой каждый элемент является необходимой структурной единицей, находится в тесной взаимосвязи, реализует, дополняет и расширяет комплексное воздействие на каждого ребенка, решая тем самым задачи его обучения, коррекции, развития и сохранения здоровья.( слайд – образовательная среда).

Нормативно-правовое обеспечение

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция  о правах ребенка
  • Устав Всемирной организации здравоохранения
  • Устав школы
  • Программа «Здоровье»
  • СанПиНы
  • И, конечно, разработанные на основе этих документов, школьные локальные акты, регламентирующие ежедневную практическую деятельность учреждения:

- приказ о режиме дня, приказ о проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, приказы, регламентирующие режим питания, положения о дежурном классе, дежурном учителе (предупреждение травматизма), положение об  индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении детей (портфолио),  и т. д.

И кадровое  обеспечение - причем,  имеются ввиду все сотрудники школы – и педагогический коллектив, и медицинский персонал, и технический  обслуживающий персонал .

 

 Организация образовательного процесса – это ежедневная практическая жизнь школы.

Работая над сохранением здоровья учащихся, мы строим его, используя  имеющиеся образовательные ресурсы:

учебный план

вариативные формы образования

адаптивные программы

внедрение комплексных здоровьесберегающих технологий

организацию учебного дня

             Расписание - (существуют очень жесткие требования к расписанию, используется бальная     таблица Сивковой, а также учет зон работоспособности учащихся разных возрастных групп). Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.  

(при составлении расписания мы стараемся все это учесть,  в расписании нет  шестых уроков математики, письма, соблюдается чередание уроков по счету в разные дни недели, но …. объективные причины…)

 Образовательная деятельность школы регламентируется  Московским региональным базисным учебным планом (мы используем оба варианта плана – для детей с легкой и с умеренной умственной отсталостью).

Общеобразовательные курсы – которые призваны формировать академические знания. И среди них можно выделить отдельные предметы, преподавание которых непосредственно решает вопросы физического и эмоционального состояния учащихся – физкультура, музыка и пение, изобразительное искусство. (рассказать о преподавании)

Коррекционная подготовка –

коррекционные курсы – развитие устной речи, СБО, ритмика (основная задача которых – решение вопросов жизненной компетенции детей с ОВЗ;

обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия – ЛФК, логопедия, развитие психомоторики и сенсорных процессов (преподавание каждого из этих курсов непосредственно связано с решением задач укрепления здоровья детей; по итогам диспансеризации в школе скомплектованы группы ЛФК -  30 человек, логопедические группы – 78 человек, проводятся индивидульные и групповые занятия в 1-4 по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», которая разработана психологами нашей школ)

Обязательные занятия по выбору:

Много лет (пояснить) эти часы отводятся на  урок физкультуры (3кл.), и урок ритмики (4 класс).

Факультативные занятия:  

Вывод: использованы все возможности учебного плана для укрепления здоровья детей, увеличения их двигательной активности.

Адаптивные образовательные программы. Цель: создание адекватных комфортных условий обучения для детей с разными учебными возможностями; расширение жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Т.Е., учет особенностей возрастного и интеллектуального развития школьников и разработка
образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся.    

 (перечислить программы    в том числе, разработка программ для детей со сложной структурой дефекта )

Вариативные формы получения образования

 

Организация учебного дня (рассказать – в рамках ВШК -контроль, слайд – фото – резерв-музыкальное сопровождение, обучение учителей комплексам)

И, наконец, Комплексные зоровьесберегающие технологии.

Есть разные определения здоровьесберегающих технологий. Нам кажется, что ближе всего нам   это определение

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

 Поэтому приоритетами работы учителя должны стать:

  • снятие учебных перегрузок школьников
  • организация физической активности учащихся
  • организация правильного питания
  • предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся
  • формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий
  • организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.  

 Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

  У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.  А основная форма организации обучения ребенка – это урок.  

          Давайте рассмотрим урок с точки зрения сохранения здоровья детей.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Исходя из этого, можно сформулировать критерии  и условия здоровьесбережения. Это –

  • обстановка и гигиенические условия в классе        
  • температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
  • чистота классной доски
  • знание и учет физических и психологических особенностей каждого ученика (зрение, слух, особенности восприятия, внимание и т.д.)
  • место и длительность применения ТСО
  • подготовка дидактических материалов и их соответствие требованиям к наглядным пособиям

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.  

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.  

 И, соответственно,  большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

 

И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями нервной системы. Решение этой задачи - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников - возможно только при правильной организации их деятельности. 

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

(смена доминирующих анализаторов - пример)

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности -в старших классах - 7-10 минут; в начальных  классах – 5- 7  минут.

  Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, , практическая работа, самостоятельная работа. аудиовизуальный   (существует большое число приемов работы, рассчитанное на разное восприятие.

Визуальное восприятие

  • выделение на доске цветом различных пунктов;
  • выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов;
  • использование письменных инструкций;
  • использование таблиц, схем, видео, наглядных пособий.

Аудиальное восприятие

  • использование вариаций голоса: громкость, паузы, высота;
  • использование сигнальных слов: говорить, слушать, другими словами и т.д.;
  • рекомендуются дискуссии, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов.

Кинестетическое восприятие

  • использование жестов, прикосновения, сигнальных слов: ощущаю, управляю, действую;
  • передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента;
  • смена видов деятельности.

Виды преподавания: словесный,  наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

Поза учащегося, чередование позы        - правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления-        физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек - может выбирать сам учитель в зависимости от типа урока и его содержания..  Но необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

(Примеры – хорошо, плохо, огромный методический набор есть в методическом кабинете, много проводится, но есть резервы, например, профилактика снижения зрения. Есть методики, упражнения, которые могут нести двойную целевую установку на уроке – коррекционное упражнение и физкультминутка для глаз, бумажные офтальмотренажеры и т.д.   рассказать)

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке            (урок доступный!,интересный!)

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:  стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке ( на фоне двух слайдов) -  здесь мы можем говорить  о  психолого-педагогических технологиях  здоровьесбережения.

Это, например, снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок   отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать сюжетно-ролевые игры,  групповую и парную формы работы и т.д.

Хороший эффект дает использование технических средств обучения - видеопросмотры, музыкальное сопровождение или вкрапление, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление,  и т. п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

 Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Взаимоотношения на уроке могут быть прямо противоположными:

 учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей);

ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие). Учитель должен контролировать весь процесс (с кем ребенок сидит за партой, кто находится в непосредственной близости, подбор детей при групповых формах работ и т.д. …..)

И, конечно, эмоциональные разрядки на уроке        : шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.        

Важен и темп окончания урока.  По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Детей надо приучать к мысли о необходимости заботиться о своем здоровье и прикладывать к этому усилия .( на предметах – особенно труды, сбо, биология и т.д. )

   Вывод: каким должен быть урок, сохраняющий здоровье

  • снижение утомления школьников,
  • создание благоприятного психологического климата,
  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
  • выполнение санитарно-гигиенических условий.  

 (рекомендовать МО провести циклы взаимопосещений с последующим анализом урока с точки зрения его здорьесберегающей направленности)

А теперь вспомним основные задачи коррекционного обучения, требования к построению коррекционного урока, и сделаем вывод:

если мы правильно строим коррекционный урок (с точки зрения науки дефектологии), то этот урок обязательно будет здоровьесберегающим.  

 

Чтобы образовательные технологии стали действительно  здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги  приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.  Это важно! – учитель должен быть готов «нести здоровье в массы». Для этого методические объединения могут провести обсуждение проблем, методик, технологий (мы многое знаем, но не все, а прежде чем применить, надо изучить). В этом учебном году, уже определив методическую тему года, мы направили на курсы  повышения квалификации педагогов  (озвучить темы курсов) – целевая установка – знакомство с новым и внедрение в практику.

   Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Образовательная среда,

как условие сохранения здоровья школьников с ограниченными возможностями

Выступление на педагогическом совете

Зам.директора по УВР    Храмцова М.А.

2010-2011 учебный год