Главные вкладки

    Приложения к Модели системы учета индивидуального прогресса обучающегося.
    методическая разработка на тему

    Храмцова Марина Алексеевна

    Не существует идеальных инструментов для оценки развития учащихся. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную, внутришкольную систему оценки достижений, направленную на получение наиболее полного образа ученика.

    Оценка уровня индивидуального развития учащегося в ходе диагностики производится всеми участниками образовательного процесса, включая родителей. В дальнейшем ходе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов диагностика проводится периодически, отражая динамику, темп и условия развития тех или иных знаний, умений и навыков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мониторинг познавательных процессов обучающегося*           Таблица № 1

            

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Внимание

    III

    II

    I

    Объем

    Затруднено удержание в зоне активного внимания 1объекта

    Удерживает в зоне активного внимания 1 объект

    Одновременно удерживает в зоне активного внимания 2-3 объекта

    Распределение

    Затруднено выполнение одного действия.

    Умеет одновременно выполнять лишь одно действие- или пишет, или читает, или слушает

    Может одновременно  успешно выполнять два действия- слушать и записывать, читать и анализировать

    Концентрация

    Сложность удержания внимания даже при отсутствии посторонних раздражителей

    Любой посторонний раздражитель отвлекает  от выполнения заданий

    От выполнения заданий отвлекает вход в класс постороннего человека, вопрос, заданный другим учеником, громкий звук за окном  

    Устойчивость

    Произвольное внимание практически не сформировано

    Произвольное внимание слабо сформировано, устойчивость поддерживается интересом к содержанию и результату выполнения.

    Достаточно развито произвольное внимание- может сосредоточиться на выполнении задания , на недлительное время.

    Диаграмма по результатам мониторинга познавательных процессов обучающегося       *В данном случае приведен пример принципа мониторинга внимания.


                   Мониторинг личностного развития обучающегося      Таблица № 2

    (психолого-социально-педагогический портрет)

    Оборудование: Для проведения процедур обследования используются следующие методики, диагностические методы:

    «Изучение соподчинения мотивов», «Тройное сравнение», «Направленность на отметку» Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова;

    Проективная беседа «Мой круг общения», Цветовой тест отношений Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинд, исследование самооценки Т.В. Дембо, методика «Лесенка», проективные методики «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Два домика», диагностика социометрического статуса, опросник «Стиль саморегуляции поведения», методика на уровень сформированности самоконтроля, методика «Моральные дилеммы», методика диагностики склонности к нарушению социальных норм и правил.

     Мониторинг коррекционно - логопедической деятельности      Таблица № 3

    Речевой профиль*

    (модификация методики Н.Е. Бедяевой, Н.В.Десюковой)

    Критерии оценки уровня функции

    I. Звукопроизношение

    1. Нарушение нескольких групп звуков

    2. Нарушение одной  группы звуков

    3. Этап подготовки и постановки дефектных звуков

    4. Дефектные звуки находятся на стадии автоматизации в слогах

    5. Дефектные звуки находятся на стадии автоматизации в словах

    6. Дефектные звуки находятся на стадии автоматизации в словосочетании, в предложении

    7. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

    8. Звукопроизношение в норме

    В данном случае приведен пример принципа диагностики  звукопроизношения

    Мониторинг усвоения учебных навыков      Таблица № 4

    (начальное образование, дети с умеренной умственной отсталостью)  

    (разработан   по принципу методики «Социограмма» Х.С. Гюнцбурга)*

    Математика:

    1. Объединяет  предметы в различные множества (по цвету, форме, величине).

    2.Ориентируется в пространстве.

    3. Ориентируется во времени.

    4.Производит количественные сравнения.

    5.Соотносит  цифры с соответствующим количеством   предметов и чисел.

    6.Распознает  основные геометрические фигуры.

    7.Производит операции   с  числами.

    8.Производит построение с помощью линейки геометрические фигуры.

    9.Решение  простейших практических задач.

    социограмма0001.jpg

    *В данном случае приведен пример диагностики учебных навыков по математике

    Мониторинг усвоения учебных навыков (основное образование)*                                Таблица № 5

    Цель: анализ и фиксирование учебных представлений, знаний, умений и навыков обучающегося  (на примере математики).

    Оборудование: учебная программа, таблица.

    Инструкция: в таблице фиксируются учебные представления, знания, умения и навыки обучающегося за один год на протяжении с 5-9 класс  по выбранным критериям в соответствии с требованиями учебной программы коррекционной   школы VIII вида.

    Рекомендации: для анализа и фиксирования выбраны следующие обозначения: С -  выполняет самостоятельно; Ч -  выполняет с частичной помощью учителя и с использованием опорных таблиц; З -  выполняет со значительной помощью учителя и с использованием опорных таблиц; Н – навык  не освоен

    Фамилия ученика: _______________________________________________

    классы

    5 кл.

    6 кл.

    7 кл.

    8 кл.

    9 кл.

    Темы учебной программы

    Целые  числа

     сложение

     вычитание

     умножение

    деление

    Обыкновенные дроби

     сложение

    х

     вычитание

    х

    *Далее критерии оценки разработаны в соответствии с  учебной программой.

    Мониторинг воспитанности обучающегося *

                           Таблица № 6

    Критерии оценки

    Уровень проявления воспитанности

    Высокий (всегда) «5»

    Хороший, средний (в большинстве случаев)

    Низкий (всегда)

    «2»

    «4»

    чаще по типу

    «3»

    чаще по типу

    Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.

    Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий

    Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (много украшений,  макияж)  

    Общение, речь

    Вежливые, деликатные, уважительные

    Общение грубое, речь крикливая, употребление ругательств

    Взаимоотношения

    Дисциплинированность  

    Отношение к социальным нормам и правилам

    *Далее критерии оценки разработаны в соответствии с    направлениями воспитательной работы и фиксируются по цветовым индикаторам.

    Таблица № 7 (начальное обучение, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью))

    Индивидуальная программа обучения и развития на _________ год        

    Цель программы:  Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

    Задачи:

    1. Формировать умение учиться.

    2. Содействовать индивидуализации  воспитания и образования.

    3. Сохранение и укрепление здоровья.

    4. Социальная адаптация.

     Развитие учебных навыков.

    Цель: обеспечение обучения навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени.

    Содержание

    Четверти учебного года

    I

    II

    III

    IV

    ПИСЬМО

    1 Обводка карандашом простейших фигур по контуру, закрашивание.

    пп

    п

    с

    с

    2 Обводка карандашом простейших фигур по трафарету, закрашивание и штрихование по образцу.

    пп

    п

    п

    с

    ЧТЕНИЕ

    1 Различение звуков окружающей действительности.

    о

    о

    с

    с

    2 Называние слов по предъявленным картинкам.

    п

    о

    о

    с

    3 Соотнесение звука и буквы.

    п

    и

    с

    МАТЕМАТИКА

    1 Объединение предметов в различные множества (по цвету, форме, величине).

    пп

    п

    о

    и

    2 Ориентация в пространстве.

    пп

    п

    п

    о

    3 Знание и перечисление по порядку частей суток.

    пп

    п

    и

    4 Называние и перечисление времен года по порядку.

    п

    п

    п

    и

    5 Количественные сравнения

    пп

    п

    с

    с

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    1 Вырабатывать умение называть полностью свое имя и фамилию.

    с

    2 Вырабатывать умение называть полностью имя и отчество учителя.

    с

    3 Вырабатывать умение повторять и выполнять поручения по словесной инструкции.

    пп

    п

    п

    п

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1 Знакомство с материалами и средствами, используемыми в процессе изобразительной деятельности.

    п

    2 Вырабатывать умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью.

    п

    и

    с

    с

    3 Умение рисовать прямые, ломаные, волнистые линии.

    пп

    п

    и

    с

    4 Умение раскрашивать контурные рисунки красками, карандашами, фломастерами.

    пп

    п

    п

    п

    5 Умение выполнять аппликацию из двух-трех деталей путем наклеивания готовых форм.

    пп

    п

    п

    о

    6 Умение составлять изображение из разрезных деталей.

    пп

    пп

    п

    о

    пп- со значительной помощью педагога      п – с частичной помощью педагога

    и – по последовательной инструкции           о - по подражанию или по образцу

    с - самостоятельно

    Индивидуальная логопедическая работа.

    Цель: коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

    Содержание

    Четверти учебного года

    I

    II

    III

    IV

    1 Развитие артикуляционной и ручной моторики, речевого дыхания.

    оч

    оч

    оч

    о

    2 Коррекция слоговой структуры.

    оч

    оч

    о

    о

    3 Развитие языкового анализа и синтеза.

    оч

    о

    о

    о

    4 Развитие фонематического восприятия.

    оч

    оч

    о

    о

    5 Расширение активного и пассивного словаря.

    оч

    оч

    оч

    о

    6 Коррекция грамматического строя речи.

    оч

    оч

    о

    о

    7 Подготовка и постановка звука ш.

    но

    оч

    оч

    о

    8 Автоматизация звука ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

    но

    но

    оч

    оч

    9 Дифференциация звуков с-ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

    но

    но

    но

    оч

    о     -  действие освоено        

    оч   – действие освоено частично      

    но   – действие не освоено

    Индивидуальная психологическая работа

    Цель: коррекция и психологическая профилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

    Направления работы

    начало года

    конец года

    1.Способствовать безболезненному прохождению адаптационного периода. Снятие симптомов напряжения, неадекватного реагирования на неуспех.

    ту

    пс

    2. Развитие целенаправленных действий, заинтересованности в учебном процессе, умения доводить начатое дело до конца, не отвлекаться на посторонние раздражители.

    ту

    ту

    3. Развитие мелкой моторики, умения захватывать крупные предметы, рвать и вырезать, сжимать и разжимать резиновые предметы.

    ту

    сор

    4. Снятие симптомов расторможенности, импульсивности.

    ту

    ту

    5. Развитие ориентации в пространстве, умение обозначать пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя.

    ту

    сор

    7. Формировать умение бесконфликтного взаимодействия с окружающими, доброжелательности, эмпатии.

    ту

    ту

    ТУ- требуется улучшение;

    СОР- соответствие ожидаемому результату;

    ПС- полностью сформировано.

    Развитие социальных навыков.

    Цель: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

    Содержание

    Четверти учебного года

    I

    II

    III

    IV

    КОММУНИКАТИВНАЯ РЕЧЬ

    1 Понимание простых инструкций.

    оч

    оч

    оч

    о

    2 Понимание инструкций с употреблением предлогов места и направления.

    но

    но

    оч

    оч

    3 Понимание простых вопросов и давать правильные по смыслу ответы.

    оч

    оч

    оч

    оч

    4 Вырабатывать навык общения со взрослыми.

    но

    но

    но

    оч

    САМООБСЛУЖИВАНИЕ

    1 Вырабатывать навыки одевания и раздевания.

    оч

    о

    о

    о

    2 Вырабатывать навыки личной гигиены.

    оч

    оч

    оч

    оч

    3 Вырабатывать навыки культурного поведения за столом.

    но

    но

    но

    но

    4 Вырабатывать навыки культурного поведения в общественных местах.

    но

    но

    но

    но

    РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

    1 Развитие мелкой моторики:

    • работа с конструктором
    • работа с пластилином
    • работа с ножницами
    • наматывание ниток на катушку
    • пальчиковая гимнастика

    но

    оч

    но

    но

    но

    оч

    оч

    но

    но

    но

    оч

    оч

    но

    оч

    но

    оч

    оч

    но

    оч

    оч

    2 Развитие общей моторики:

    • подвижные игры
    • физкультурные упражнения
    • ритмические упражнения
    • работа с простым садовым инвентарем

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    оч

    о     -  действие освоено  

    оч   – действие освоено частично  

    но   – действие не освоено


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учет индивидуальных способностей обучающихся на уроках математики

    В данном документе представлен отчет по самообразованию....

    Модель системы учета индивидуального прогресса учащегося

    Методологическое обоснование действующей системы учета индивидуального прогресса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи проекта....

    Учет индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физической ультурой

    Индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся в специальной коррекционной школе...

    Доклад с презентацией на тему "Диагностика знаний учащихся по математике и построение образовательного маршрута. Отражение индивидуального прогресса обучающихся"

    Доклад был сделан на педагогическом совете учителей общеобразовательной школы (отделение для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью))  и на окружном семинаре "Система индивидуального сопр...

    Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения

    Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...

    Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.

    Создание условий обучения с учетом нозологий  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....