Рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом
рабочая программа на тему

Храмцова Марина Алексеевна

Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции. Представлены программы для 2 класса по следующим учебным предметам:

-самообслуживание

-предметно-практическая деятельность

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида №7

Рабочая программа

по обучению детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом  

2  класс

Составитель:

Храмцова М.А.

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

 

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся:обучающиеся со сложной структурой дефекта 2 класса.

Сроки освоение программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

Пояснительная записка рабочей программы

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 - Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).

 - Московский региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  - Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под редакцией Н.Н. Малофеева.

 -Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. БгажноковаИ.М.

Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.

        

Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.

Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:

- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности;

 - чтение;

 - письмо;

- математика;

 - самообслуживание;

 - предметно-практическая деятельность;

 - ручной труд.

Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от

индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется.

Критерии и нормы оценки знаний   и умений обучающихся.

Методы и формы обучения.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основные виды организации учебного процесса:

  • урок;
  • экскурсия;
  • частично самостоятельная работа (сильная подгруппа);
  • практическая работа на каждом уроке;
  • индивидуальная форма работы;
  • групповая форма работы.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • трудовая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

При изучении тем курса используются:

  • наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
  • дидактический материал;
  • коррекционные задания и упражнения.

         Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Пояснительная записка.

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Самообслуживание» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

Уроки самообслуживания являются средство активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Цель:            подготовка детей со сложной структурой дефекта к самостоятельному быту.

Задачи:

  • формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду;
  • выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;
  • привитие навыков культуры поведения;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • привитие детям навыков самостоятельности.

Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • о частях тела и лица, показать на себе, отождествлять себя с фотографией;  
  • различать и называть: части тела, части лица, предметы санитарии и гигиены, действия связанные с гигиеной тела;
  • правильно мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом;
  • правильно чистить зубы; правильно хранить предметы туалета;
  • пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно мыть руки перед едой и по мере их загрязнения;
  • различать и называть предметы одежды и обуви;
  • правила ухода за одеждой;
  • правила ухода за обувью;
  • хранить и находить одежду и обувь в гардеробе;
  • различать изнаночную и лицевую сторону одежды;
  • применять приемы застегивания и расстегивания пуговиц; шнуровка ботинок под руководством и с помощью  учителя;
  • правила поведения за столом, на улице, в лесу, в транспорте, в общественных местах;
  • помогать взрослым, накрывать на стол с учётом конкретного меню.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на самообслуживание во 2 классе отведено:

  • в неделю – 1 час.       за год – 34 часа.

Тематическое  планирование по самообслуживанию 2”Б” класса. (34 часа)

урока

Тема.

Кол-во

часов

Проверочные работы.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

I четверть (9 часов)

Знать и уметь:

  • о частях тела и лица, показать на себе, отождествлять себя с фотографией;  
  • различать и называть: части тела, части лица, предметы санитарии и гигиены, действия связанные с гигиеной тела;
  • правильно мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом;
  • правильно чистить зубы; правильно хранить предметы туалета;
  • пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно мыть руки перед едой и по мере их загрязнения;
  • различать и называть предметы одежды и обуви;
  • правила ухода за одеждой;
  • правила ухода за обувью;
  • хранить и находить одежду и обувь в гардеробе;
  • различать изнаночную и лицевую сторону одежды;
  • применять приемы застегивания и расстегивания пуговиц; шнуровка ботинок под руководством и с помощью  учителя;
  • правила поведения за столом, на улице, в лесу, в транспорте, в общественных местах;
  • помогать взрослым, накрывать на стол с учётом конкретного меню.

1

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги.

1

2

Части лица и головы.

1

3

Левая и правая половина тела и лица.

1

4

Отождествление себя в зеркале.

1

5

Отождествление себя на фотографии.

1

6

Предметы гигиены, их назначение, хранение.

1

7-8

Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур.

2

9

Повторение пройденного материала за I ч .

1

II четверть (7 часов)

10

Предметы для приёма пищи: ложка, тарелка, стакан.

1

11

Предметы для приёма пищи: чашка, блюдечко, солонка, сахарница, салфетка, клеёнка.

1

12

Умение различать и называть предметы, нужные для приёма пищи.

1

13

Режим питания.

1

14

Обучение пользованию ложкой и вилкой.

1

15

Дифференциация пищи (узнавание, называние).

1

16

Правила поведения приёма пищи.

1

III четверть (10 часов)

17

Обобщающее понятие «Одежда». Дифференциация одежды для девочки и мальчика.

1

18

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

1

19

Последовательность одевания и раздевания.

1

20

Выбор одежды по погоде.

1

21

Чистка одежды щеткой. Хранение одежды.

1

22

Обобщающее понятие «Обувь». Сезонная обувь.

1

23

Распознавание обуви по их функциональному использованию.

1

24

Различение обуви на правую и левую ноги. Упражнение в обувании.

1

25

Выбор обуви по погоде.

1

26

Уход за обувью с помощью щетки.

1

IV четверть (8 часов)

27

Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом) в различных ситуациях.

1

28

Культура поведения на празднике.

1

29

Культура поведения за столом.

1

30

Культура поведения на улице.

1

31

Культура поведения в лесу.

1

32

Культура поведения в транспорте.

1

33

Культура поведения в общественных местах.

1

34

Повторение пройденного материала за год.

1

        

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пояснительная записка

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные урок; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно-манипуляционной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.

Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.

Цели:

  • Корригировать нарушения восприятия, внимания, зрительно -двигательной координации, наглядно – образное мышления, развивать элементы логического мышления.
  • Повысить уровень познавательной активности, обогатить чувственный опыт детей, пополнить запас общих сведений и речевой запас.

Задачи:

  • общее и речевое развитие детей;
  • формирование житейских понятий;
  • развитие мышления;
  • формирование трудовых умений и навыков;
  • воспитание учащихся.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на предметно-практическую деятельность во 2 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа.
  • за год – 68 часов.

Тематическое  планирование по предметно-практической деятельности 2 класс  (68 часов)

урока

Тема.

Кол-во

часов

Проверочные работы.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

I четверть (18 часов)

Знать и уметь:

1

Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе».

1

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

2

Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке.

1

3

Выполнение подражательных действий со сменой движений.

1

4

Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое).

1

5

Узнавание предметов на ощупь.

1

6

Узнавание предмета по словесной инструкции учителя.

1

7

Собирание листов в стопку.

1

8

Собирание и сортировка монет.

1

9

Собирание вкладных цилиндров.

1

10

Собирание матрешки.

1

11

Нанизывание колец пирамиды с учетом размера.

1

12

Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком.

1

13

Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком.

1

14

Набирание ложкой крупы.

1

15

Переливание воды из одного сосуда в другой.

1

16

Нанизывание крупных бус одного цвета.

1

17

Нанизывание мелких бус одного цвета.

1

18

Нанизывание бус чередуя по размеру (большая, маленькая).

1

II четверть (14 часов)

19

Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото».

1

20

Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам.

1

21

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

1

22

Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки.

1

23

Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма).

1

24

Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд.

1

25

Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд.

1

26

Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд.

1

27

Узнавание и различение предметов по длине.

1

28

Узнавание и различение предметов по толщине.

1

29

Узнавание и различение предметов по весу.

1

30

Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета).

1

31

Работа со строительным конструктором. Постройка кресла (кубики одинаковой формы и цвета).

1

32

Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета).

1

III четверть (20 часов)

33

Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам.

1

34

Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш).

1

35

Складывание из счетных палочек дерево.

1

36

Складывание из счетных палочек кормушка.

1

37

Складывание из счетных палочек машина.

1

38

Складывание из счетных палочек двухэтажный дом.

1

39

Накладывание счетных палочек на изображение колодца.

1

40

Накладывание счетных палочек на изображение качелей.

1

41

Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком.

1

42

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.

1

43

Складывание крупных пазлов по картинке.

1

44

Складывание картинки из кубиков с картинками.

1

45

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента.

1

46

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.

1

47

Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник).

1

48

Работа с мозаикой. Ёлочка.

1

49

Работа с мозаикой. Снежинка.

1

50

Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой.

1

51

Работа с мозаикой. Цветок на стебле.

1

52

Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик».

1

IV четверть (16 часов)

53

Сортировка ниток по цвету.

1

54

Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.

1

55

Наматывание ниток на катушку.

1

56

Наматывание ниток на клубок.

1

57

Наматывание ниток на картон.

1

58-60

Плетение косичек из толстых шнуров.

3

61

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото».

1

62

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик».

1

63

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем».

1

64

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор».

1

65

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек».

1

66

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что лишнее».

1

67

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

68

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Строим дом».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...

рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью 6 класса

Данная рабочая программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью для 6 класса  по образовательным областям - чтению, письму, математике, ИЗО. На основе  программы специальных...

Адаптированная основная воспитательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Программа рассчитана на трехлетний ср...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по истории для 5-го специально – коррекционного класса составлена на основе ФКГОС основного общего образования. Программа разработана с использованием учебника по истории Древн...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...