рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью 6 класса
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью для 6 класса  по образовательным областям - чтению, письму, математике, ИЗО. На основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. В программе имеется подробная пояснительная записка календарно- тематическое планирование с обёмом ЗУН. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie-_umerennye_.docx70.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Учебно – тематическое планирование по образовательной области письму и развитию речи 6 класса умеренные

Разделы  и темы

Количество часов

Объём  ЗУН

  I ч.

II ч.

III ч.

IVч.

1

1 четверть – 24 часа.

Повторение, предложение.  -7 часов

Составление предложений по картинке.

Употребление простого предложения.  Большая буква в начале предложения. Употребление порядка слов в предложении. Интонационная законченность предложения. Последовательный порядок предложений в тексте.

Контрольное списывание.

1

1

1

1

1

1

1

Уметь составлять опираясь на картинку простые предложения. Уметь писать предложения с заглавной большой буквы.

Уметь составлять предложения из предложенного порядка слов (3-4).

Знать знаки препинания в предложениях.

Знать оком или о чем говорится в предложении, расставлять предложения в нужном порядке.

Уметь списывать тест не допуская ошибок.

2

Звуки и буквы.-7часов

Различение звуков и букв. Количество звуков и букв в слове.

Алфавит. Порядок букв в русской азбуке.

Расположение слов в алфавитном порядке.

Звуки гласные и согласные. Различение звуков гласных и согласных по артикуляции

Контрольное списывание.

1

1

1

1

1

1

1

Уметь различать звуки и буквы.

Знать алфавит

Уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Уметь различать звуки и буквы.

Выделять гласные и согласные

Уметь списывать текст

3

Слог. Слог, как часть слова. – 64 часов

Роль гласных в слове.

Деление слов на слоги. Соотнесение количества слогов и гласных букв. Гласные буквы И,Е,Ё,Ю,Я,Э в начале слова. Написание слов с данными буквами.  Правила переноса слов.

Зрительный диктант.

Деление данных слов  на слоги и правила переноса слов по словам.

2 четверть -21час.

Ударение. Ударные и безударные гласные и их различение.

Твёрдые и мягкие согласные.

Контрольное списывание.

1

2

1

1

1

1

1

2

2

2

1

Знать гласные читать и называть их.

Уметь делить простые слова на слоги.

Писать слова с гласными заглавными. Уметь называть их.

Уметь записывать данные слова по слогам, знать правило переноса слов.

Уметь ставить ударение в словах называть ударную и безударную гласную.

Называть мягкие и твёрдые согласные.

Уметь списывать печатный текст.

Употребление гласных букв для обозначения твердости и мягкости согласных.

Мягкий знак на конце слов и в середине слова. Различение на слух мягких и твёрдых согласных.

Мягкий знак для обозначения мягких согласных на конце. Правописание слов с Ь на конце. Мягкие согласные в середине слова.

Правописание слов с Ь на конце и в середине слова.

Обозначение мягкости гласными буквами: И,Я, Ю,Е, Ё,Ю,Я

Гласные после шипящих. Сочетание ЖИ-ШИ.

3 четверть – 33 часа.

Сочетание ЧА-ЩА

Сочетание ЧУ-ЩУ

Обобщение знаний

Контрольное списывание.

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

1

1

Знать твердые и мягкие согласные

Различать на слух и в произношении мягкие и твердые согласные на конце слова

Уметь писать слова с Ь

Знать правило.

Уметь объяснять по таблице правописания слов с Ь

Уметь определять тв. и мяг. согласные при обозначении буквами: И, Е, Ё, Ю, Я

Знать правило написания слов с ЖИ-ШИ

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Уметь списывать текст.

Парные звонкие и глухие согласные.  

Сравнение слов.  Выделение парных звонких и глухих согласных.

Написание слов с парными звонкими и согласными перед гласными  в начале слова.

Звонкие и глухие согласные на конце слов.

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.  

Правописание слов со зв. и глухой согласными на конце слова

Контрольное списывание

3

2

2

3

3

2

3

1

Уметь сравнивать слова с парными звонкими и согласными

Уметь выделять парные звонкие и глухие согласные.

Уметь писать слова с парными зв. и гл. согласными в начале слова и на конце слова.

Уметь подбирать проверочные слова путем изменения формы слова.

уметь писать слова  и объяснять по таблице

уметь списывать текст.

Разделительный Ь.

Правило правописания слов с разделительным Ь.

3

Применять правило переноса слов с разделительным Ь знаком.

Уметь списывать готовый текст

Правила переноса слов с разделительным Ь.

Контрольное списывание текста с заданием

1

1

Слово.

Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Разделение слов по вопросам КТО? ЧТО?

4 четверть – 24часа.

Классификация слов, обозначающих название предметов различных родовых групп.

Употребление форм ед. и мн.числа.

 Употребление названий предметов в различных формах.

Выделение из текста названий предметов  с помощью различных вопросов.

Проверочный диктант по теме «Слова, обозначающие предмет».  

3

3

2

3

1

Знать предметы отвечающие на вопросы кто? Что?

Уметь различать предметы.

Знать слова ед. и мн. числа.

Уметь различать слова в ед. и мн.числе

Уметь выделять предметы называть их задавать вопросы

Писать под диктовку.

Большая буква в именах людей, отчествах и фамилиях, кличках животных

Дифференциация слов типа: белка – Белка.

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

Контрольное списывание по теме: Слово.

Повторение

3

3

3

1

2

Знать правила написания  с большой буквы имен людей, отчества, фамилии, клички животных.

Различать имена собственные и нарицательные

Уметь писать названия городов, сёл, деревень. Улиц с большой буквы.

Писать под диктовку.

Всего

102 часа

Учебно – тематическое планирование по образовательной области чтению и развитию речи 6 класса умеренные

Разделы  и темы

Количество часов

Объём  ЗУН

  I ч.

II ч.

III ч.

IVч.

1

2

1 четверть - 24 часа.

«Мы хотим учиться»

Г. Белова

«Лисёнок – первоклассник» В. Сухомлинский

«Стихи о человеке и его часах» С.Баруздин

«Как я под партой сидел» В.Голявкин

Повторение по теме «Сентябрь начинается школьным звонком»

Внеклассное чтение по теме «Сентябрь начинается школьным звонком»

«Луг» Г.Демченко,

«Одуванчик» Е.Серова.

«Незабудка» по И.Соколову – Микитову.

«Рассвет в лесу» И. Соколов – Микитов

«Ливень» С. Козлов

«Жаркий день» по А. Воронковой

«Летний дождь» Т.Днепровская

Повторение по теме «Вспомним лето».

Внеклассное чтение по теме «Вспомним лето».

«Осенняя пора»

«Листья падают с кленов» по Пескову

«Осени щедрые дары» по В.Бианки

 «В поле» по Я. Тайцу

Сказка «Два лентяя»

«Осень на пороге» Н.Сладков

«Посмотри, как день прекрасен!» И.Мазнин

«Осыпаются астры в садах» И.Бунин

«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирёв

2 четверть – 21 час

«Яблоко» по В. Сутееву

«Осень» Г. Скребицкий

«Осень» Е. Трунева

«Осень в лесу» И. Соколову – Микитову

«В лес по грибы» А.Прокофьев

Повторение по теме «Осенняя пора»

Внеклассное чтение по теме «Осенняя пора»

Люби все живое

«Котенок» Л.Толстой

«Ученый кот» В.Орлов

«Птичка « Л.Толстой

«Ребята и утята» М.Пришвин

«Берёза» Г.Снегирёв

«Ёж – спаситель» В. Бианки.

«Мальчик в лесу» Р. Фраерман

«Шустрик» А. Барков

Внеклассное чтение по теме «Люби все живое»

Учимся трудиться

«Важные дела»  С. Михалков

«Как Ваня грядки полол» по В. Крупину

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Уметь выразительно читать стихотворение

Читать наизусть

Уметь читать бегло, фонетически правильно рассказывать

Уметь читать бегло, правильно

Уметь читать правильно фонематическо правильно рассказывать

Отвечать на вопросы по прочитанному

Рассказывать интересные моменты.

Знать стихотворение наизусть

Уметь бегло читать правильно рассказывать

Осознанно читать целыми словами

 Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Отвечать на вопросы по прочитанному

Рассказывать интересные моменты

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Знать стихотворение наизусть

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Отвечать на вопросы по прочитанному

Рассказывать интересные моменты

Читать осознанно текст, отвечать на вопросы по прочитанному

Читать осознанно текст, отвечать на вопросы по прочитанному

Читать целыми словами

Читать целыми словами отвечать на вопросы

Самостоятельно читать произведения

Отвечать на вопросы по прочитанному

Читать целыми словами осознанно  

3

3 четверть – 33 часа

«Мои работники» М. Пожаров

«Смородина» по Е. Пермяку

«Теленок» по О. Донченко

«Важная профессия» А. Маркуша

«Маляр» С. Баруздин

Повторение по теме «Учимся трудиться»

Внеклассное чтение

«Учимся трудится»

О хорошем и плохом

«Удивительная веревка» М. Басина.

«Уехали» А. Барто

«Вот такая история» К. Киршина  

«Что сказала бы мама?» Л.Воронкова

«Кем быть и кем не быть?» по Я. Пинясову

«Огурцы» по Н. Носову

«Волшебное слово» В. Осеева

«Бумажный змей» Е. Пермяк

«Как же так случилось?» А. Котовинекова

«Трус» Л. Пантелеев

«Честное слово» по Л. Пантелееву

«Урок дружбы» М. Пляцковский

«Как трудно бить баклуши!» по Бартеневу

«Просто старушка» В.Осеева

«Смелый, да не очень» М. Зощенко.

1

1

3

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

4

1

1

1

3

1

1

1

1

Отвечать на вопросы по прочитанному

Читать целыми словами осознанно

 Отвечать на вопросы по прочитанному

Читать целыми словами осознанно  

Читать осознанно целыми словами

Самостоятельно читать произведения

Отвечать на вопросы по прочитанному

Читать целыми словами осознанно

Выразительно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Осознанно читать целыми словами

Отвечать на вопросы по прочитанному

Отвечать на вопросы по прочитанному

Отвечать на вопросы по прочитанному

Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

 Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

Уметь пересказывать

4 четверть – 24часа.

«Кто пришел гость» по Б. Бушелевой

«Три товарища» В. Осеева

«Два пироженых» Ю. Ермолаев

Повторение по теме «О хорошем и плохом»

Внеклассное чтение «О хорошем и плохом»

«Зимушка – зима, как ты хороша»

«Зима» Л. Яхнин

«Какая бывает зима» М. Пляцковский

«Зимнее утро» А. Пушкин

«Отчего у белого медведя нос черный?» сказка

«Загадка» А. Шабаев

«Суд над декабрем» Н. Сладков

«Загадки на снегу» Е. Ровинская

«Лиса и волк» сказка

«Как на горке на горе» А. Прокофьев

«Чудная картина» А.Фет

«Редкая гостья» по  Г. Скребицкому

«Зима» И.Суриков

«Первый снег» А. Чехов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

Уметь пересказывать

Читать выразительно целыми словами

Самостоятельно читать произведения

Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

Уметь пересказывать

Читать выразительно целыми словами

Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

Уметь пересказывать

Читать выразительно целыми словами

Читать целыми словами давать ответы на вопросы по прочитанному.

Уметь пересказывать

Читать выразительно целыми словами

Читать выразительно  

Пересказывать

Повторение

3

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению для учащихся 6класса с умеренной умственной отсталостью  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы , Москва

« Просвещение» 2004., ) и учебника «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К.авторы- составители: ВВ. Воронкова, З.Д. Будаева, Москва « Просвещение» 2003, Авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, Москва «Просвещение» 2002. Программа рассчитана на 1 год обучения (170 часов).

В 6 классе уроки проводятся по 3 часов в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом. Цель данной программы :

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное

-формировать навык сознательного, правильного , беглого и выразительного чтения.

По окончанию учебного года Учащиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя

- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам        

- отвечать на вопросы по прочитанному -.высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

- пересказывать содержание прочитанного;

-устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся

Учащиеся должны знать

-наизусть 5 стихотворений

Большое внимание уделяется формированию навыка правильного чтения,

систематическая работа по обучению чтения про себя. Уделяется внимание работе с

иллюстративным материалам, развитию связной речи. Учащиеся овладевают

правильным, полным и последовательным пересказом, обогащение словарного запаса.

Формы работы на уроке:

Внеклассное чтение ставит задачу развитие интерес к чтению, формированию навыков

самостоятельное чтения книг, умение выбирать книги

-дидактические игры;

- внеклассное чтение . -Пересказ прочитанного

Основные приёмы:                       

- сравнение

-классификация и дифференциация

- материализация, использование в жизненных ситуациях

 Основные методы:

-демонстрация

- наблюдение -упражнение -беседа

-работа с учебниками

Самостоятельная работа

Во время работы по программе иметь настенную азбуку, набор цветных мелков, таблички

букв, слогов, слов, предложений, предметные картинки .На каждого ученика разрезную

азбуку, цветные карандаши.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития

познавательных интересов детей, расширение их кругозора, воспитание нравственных

качеств.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и

пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу

или комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по

чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

При проверки техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты   20-25слов

При оценки принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения ( правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ).

Оценка « 5» ставится ученику, если : читает целыми словами правильно с одной- двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз

Учебно – тематическое планирование по образовательной области математике 6 класса умеренные

Разделы  и темы

Количество часов

Объём  ЗУН

  I ч.

II ч.

III ч.

IVч.

1

1 четверть – 24 часа

Повторение (второй десяток).

Повторение нумерации в пределах 20. Состав чисел.

Прибавление единицы к числу.

Вычитание единицы из числа.

Прибавление двух единиц к числу.

Вычитание двух единиц из числа.

Составление и решение задач и примеров

Решение примеров на сравнение чисел.

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.

Ноль – слагаемые, сумма, вычитаемое

Сумма Составление примеров по таблице.

Решение задач и примеров на вычитание

1ч. и 1с. – меры времени.

Меры длины. Решение задач.

Отрезок. Повторение  

Составление и решение задач в два действия

Проверочная работа по пройденной теме.

Работа над ошибками.

Составление и решение задач и примеров

Сложение однозначных чисел.

Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

Счёт в пределах 10 и состав числа .

Состав чисел в пределах 20 Читать и записывать числа

Уметь прибавлять единицу на счетах на палочках.

Уметь отсчитывать единицу из числа.

Уметь прибавлять единицу к числу.

Уметь вычитать две единицы из числа составлять  решать задачи и примеры.

Уметь сравнивать числа.

Уметь складывать и вычитать через десяток

Уметь решать примеры с нулём.

Составлять и решать простые задачи и примеры.

Уметь считать

Знать меры времени.

Знать меры длины

Уметь измерять и вычерчивать отрезки

Знать геометрические фигуры

Уметь записывать решения

Уметь решать самостоятельно примеры и задачи

Решать примеры на сложение. Находить остаток.

Составлять и решать на сложение находить остаток знать название компонентов при сложении

Уметь решать с переходом через разряд.

2

2 четверть – 21 час.

Составление и решение задач по краткой записи.

Прибавление числа 9

Прибавление числа 8

Прибавление числа 7

Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.

1-л мера ёмкости.

Вычитание. Составление задач и примеров.

Вычитание числа 9

Вычитание числа 8

Вычитание числа 7

Вычитание числа 6, 5, 4, 3, 2.

Счёт числовыми группами

Построение угла, определение вида угла с помощью треугольника.

Повторение многоугольники.  

Проверочная работа

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Составлять и решать задачи

Уметь прибавлять число 9 состав числа

Уметь прибавлять число 8 состав числа.

Решать примеры и задачи

Знать меры ёмкости

Уметь решать самостоятельно примеры и задачи

Уметь вычитать знать состав числа.

Уметь вычитать  знать состав числа.

Уметь знать состав числа.

Уметь вычитать

Уметь считать по 2 , 3.

Уметь чертить по треугольнику

Узнавать многоугольники

Уметь решать самостоятельно

3

3 четверть – 33часа

Решение задач

Составление и решение примеров с переходом через разряд.

Повторение. Счёт равными числовыми группами.

Составление решение примеров

Умножение. знак умножения.

Умножение числа 2

Решение задач и примеров на умножение числа 2

Составление и решение задач и примеров на умножение числа 2

Решение примеров и задач.

Деление. Знак деления. Деление на равнее 2 части.

Умножение числа 3

Деление на 3

Решение примеров и задач

Умножение числа на 4

Деление на 4 решение задач и примеров.

Умножение числа 5, 6

Деление 5, 6 решение задач и примеров.

Повторение умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5, 6.

Проверочная работа

Работа над ошибками

2

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

Уметь решать задачи с переходом через разряд.

Уметь считать числовыми группами

Уметь читать и записывать знак умножения

Знать таблицу умножения на 2

Знать таблицу умножения на 2

Уметь работать самостоятельно.

Знать таблицу умножения на 2 и деления на 2

Уметь делить на 3 знать таблицу умножения на 3.

Уметь делить на 3 знать таблицу умножения на 3.

Уметь делить на 3 знать таблицу умножения на 3.

Уметь умножать и делить на 4

Уметь умножать и делить числа на 5

Уметь умножать и делить числа на 6

Знать таблицу умножения.

Решать самостоятельно примеры и задачи

4

4 четверть -24

Сотня. Нумерация. Круглые десятки.

Сравнение чисел. Разряды: единицы, десятки.

Присчитывание и отсчитывание по 1

Решение примеров и задач

Меры длины: 1 см., 1дм, 1м.

Меры времени

Окружность, круг.

Углы. Построение углов с помощью чертежного угольника.

Повторение. Простые арифметические текстовые задачи.

Сложение и вычитание круглых десятков.

Скобки. Решение задач, примеров.

Порядок выполнения действий в примерах со скобками

Нахождение неизвестного слагаемого.

Нахождение неизвестного уменьшаемого

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Повторение

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

Уметь считать в пределах 100

Читать и записывать  числа

Сравнивать числа в пределах 100

 Присчитывать и отсчитывать по 1 называть полученные числа.

Сравнивать числа.

Знать меры длины.

Меры времени.

Уметь строить углы с помощью чертежного треугольника

Уметь записывать решение

Уметь вычитать и складывать круглые десятки.

Уметь решать примеры со скобками уметь выполнять действия в скобках

уметь находить неизвестное слагаемое

Уметь находить уменьшаемое.

Уметь находить вычитаемое.  

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы ,

Москва « Просвещение» 2004.,) и учебника « Математики» для 3 класса вспомогательной

школы , автор А.А. Хилько , М. « Просвещение» 2001 г.

Программа рассчитана на 1 год обучения ( 204 часов). В 6 классе уроки проводятся

по 3 часов в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным

планом.

Программа предназначена для готовки учащихся к овладению профессонально- трудовым

знаниям и навыкам, учит использовать математические знания в нестандартных

ситуациях.

Цель данной программы :

- коррекции и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ; — воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

- формирование планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. По окончанию учебного года Учащиеся должны знать : -числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- смысл арифметических действий умножения и деления, различие двух видов деления на уровне практических действий способа чтения и записи каждого вида деления; -таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

-порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действий;

-единицы измерения стоимости , длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

-порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года

Учащиеся должны уметь:

- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,3,4 в пределах 100;

- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

-использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на

деление;

-различать числа, полученные при счете и измерении;

-записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаком в

мелких мерах4

-определять время по часам;

- находить точку пересечения линий;

-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг

При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и

постепенного вводного нового.

Каждый урок оснащен необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом,

техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока

математики.

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Со 2

класса- количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из

простых задач.

Решение всех видов задач записываются с наименованиями.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного подхода.

Успех обучения зависит от изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребёнка ( познавательных и личностных

- Основное внимание отводится изучению чисел до 20 , чтению и записыванию примеров на сложение и вычитание со словами « плюс» , « минус» , выполнению сложения и вычитания в пр. 100 без перехода через разряд , решению примеров , включающих 2-3 арифметических действия , решению простых и составных текстовых арифметических задач , содержащих отношения : меньше на, больше на , а также требующих одного - 2 действий сложения, измерению с помощью линейки отрезков в см , дм, строить отрезки заданной длины , чертить углы и геометрические фигуры; различать стрелки часов, определять время в часах.

Самостоятельная работа должна быть обязательно на каждом уроке. Работы выполненные

детьми проверяются учителем. Затем делается работа над ошибками.

Домашние задания проверяются ежедневно.

Для проверки умений, навыков и знаний 1-2 раза в четверти проводятся контрольные работы (упрощенный вариант).

Формы работы на уроке:

-дидактические игры;

-математические игры

-занимательные упражнения

-создание увлекательных ситуаций.

Основные приёмы:

- сравнение

-классификация и дифференциация

- материализация, использование в жизненных ситуациях

Основные методы:

-демонстрация

- наблюдение -упражнение -беседа

-работа с учебниками

Самостоятельная работа

При обучении математике формируется и развивается речь учащихся.

Учебно – тематическое планирование по образовательной области развитию речи  6 класса умеренные

Разделы  и темы

Количество часов

Объём  ЗУН

  I ч.

II ч.

III ч.

IVч.

1

1 четверть – 16 часов

Улица, на которой расположена школа. Обозначение названий улиц и номеров домов. Экскурсия. Школьный адрес.

Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения.

Экскурсия по главной улице села.

Природа в сентябре. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Посуда: чашка, стакан, кружка, тарелка и т.д. Различение.

Практическая работа. Уход за посудой: мытьё, хранение.

Мебель. Назначение.

Мебель. Уход за мебелью.

Овощи. Виды овощей.

Определение и различение овощей по внешнему виду.

Употребление овощей в пищу. Хранение их зимой.

Практическая работа. Проращивание гороха.

Растения на клумбах. Определение и различение по внешнему виду.

Узнавание на клумбах во время экскурсии.

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Знать адрес школы адрес дома.

Знать правила дорожного движения

Знать об изменениях в природе.

Уметь различать посуду.

Знать и уметь применять приёмы ухода за посудой.

Называть предметы мебели.

Уметь ухаживать за мебелью.

Уметь различать виды овощей. Знать какие овощи употребляют в пищу.

Уметь проращивать горох.

Знать растения сажают на клумбе.

2

2 четверть – 14 часов.

Изменение в природе в октябре, ноябре. Экскурсия

Арбуз, дыня – бахчевые культуры. Различения.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника.

Деревья: дуб, тополь. Части дерева. Семена дуба, тополя.

Изменения в природе в ноябре. Экскурсия.

Одежда. Назначения и различения видов одежды.

Уход за одеждой.

Обувь: зимняя, летняя, осеннее – весенняя.

Уход за обувью.

Комнатные растения: традесканция, герань. Различение.

Уход за комнатными растениями.

Растения. Деревья. Цветы. Кустарники. Узнавание, различения.

Узнавание и различение деревьев в природе. Экскурсия во двор.

Изменения в природе в декабре.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Знать изменения осенью.

Уметь различать дыни и арбузы.

Уметь различать рябину, калину.

Различать деревья

Знать части дерева.

Знать о сезонных изменениях в природе в ноябре.

Уметь одевать в любое время года по погоде.

Уметь ухаживать за одеждой.

Различать одежду по сезонам

Ухаживать за обувью

Различать комнатные растения

Различать растения деревья, цветы.

Узнавать и различать деревья.

Знать приметы зимы.

3

3 четверть -22часов.

Домашние животные: коза, овца. Основные части тела.

Польза, приносимая домашними животными.

Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, питание, повадки.

Как зимуют дикие животные.

Обобщение по теме «Дикие  домашние животные»

Изменение в природе в январе. Наблюдения.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц.

Части тела птиц. Чем покрыто тело птицы.

Различение птиц. Польза, приносимая этими. Подкормка птиц зимой.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые: муравей, муха, названия. Внешний вид.

Экскурсия в природу. Конец зимы. Наблюдения за изменениями в природе.

Насекомые бабочки, жуки.

Обобщение: насекомые, птицы.

Подготовка к встрече птиц весной.

Животные. (обобщение)

Рыбы

Изменения в природе в марте. Признаки весны.

Экскурсия в природу.

Практическая работа. Посадка рассады помидоры.

Охрана здоровья

Лицо, щеки, подбородок.

Глаза. Назначение, защита.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Знать и различать домашних животных.

Знать о пользе  домашних животных

Знать, как зимуют животные

Различать домашних и диких животных.

Отличать от других месяцев.

Уметь различать и называть птиц по картинкам.

Уметь описывать предмет

Уметь различать птиц по внешнему виду.

Уметь различать птиц.

Знать названия перелетных и зимующих птиц.

Отличать от других времен года.

Уметь различать домашних птиц. Называть насекомых по картинкам.

Различать бабочек и жуков

Отличать от других времен года.

Уметь высаживать рассаду

Уметь хаживать за лицом,

Уметь ухаживать за глазами. Защищать их от повреждений.

4

4 четверть – 14 часов.

Уши. Как их беречь.

Нос. Значение чистоты носа.

Рот назначение зубов. Уход за зубами.

Раннецветущие растения. Гусиный лук. Подснежник.

Экскурсия в природу. Наблюдение за появлением первых цветов.

Повторение. Домашние животные. Польза, приносимая людям.

Уход за домашними животными.

Повторение. Растения, деревья, кустарники, травы, цветы.

Повторение. Птицы.

Повторение Насекомые.

Экскурсия в весенний лес.

Повторение предметы быта.

Повторение.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Уметь ухаживать за ушами.

Уметь ухаживать за носом.

Уметь ухаживать за зубами.

Уметь называть цветы.

Различать цветы раннецветущие.

Знать домашних животных и уход за ними.

Знать о пользе птиц, насекомых в природе.

Называть и показывать их

Различать деревья

Предметы быта.

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 6класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы , Москва « Просвещение» 2004.,). Программа рассчитана на 1 год обучения ( 68 часов).

В 5 классе уроки проводятся по 2 часа в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом.

Цель данной программы :

-исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

- формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире..

По окончанию учебного года Учащиеся должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

- связано высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

- ухаживать за одеждой и обувью; Поддерживать порядок в классе, интернате, дома; -соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения Учащиеся должны знать

-названия и свойства изученных предметов Выученные правила дорожного движения Формы работы на уроке: Основные приёмы:

- сравнение

-классификация и дифференциация

- материализация, использование в жизненных ситуациях Основные методы:

-демонстрация

- наблюдение -упражнение -беседа

- экскурсия

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель

- ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Учебно – тематическое планирование по образовательной области ИЗО 6 класса умеренные для ______________3 кл. 1 год обучения.

Разделы  и темы

Количество часов

Объём  ЗУН

  I ч.

II ч

III ч.

IVч.

1

1 четверть – 16 часов.

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине.

Рисование узора в полосе из  листочков.

Рисование на тему «Парк осенью».

Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень».)

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь)

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование с натуры сигнальных флажков (3-4 фл. На одном листе)

2

2

2

2

2

2

2

2

Уметь определять предмет по форме. цвету.

Уметь проводить прямые линии, делить на равные  части, составлять узор.

Уметь отличать от других времен года уметь располагать на рисунке сравнивать с натуры

Уметь располагать на рисунке сравнивать с натуры.

2

2 четверть – 14 часов.

Рисование с натуры шахматного узора в квадрате.

Иллюстрирование рассказа прочитанного учителем.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для  гжельской тарелки.

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры  двухцветного мяча

Рисование узора в полосе (веточки ели и снежинки)

Беседа по картине на тему «Зима» русская зима рисование зимнего пейзажа.  

2

2

2

2

2

2

2

Уметь рисовать квадрат и делить его на части.

Уметь в рисунке изображать услышанное.

Узнавать гжельскую работу.

Уметь применять осевую линию

Уметь самостоятельно выбрать цвет и правильно закрашивать

Уметь рисовать узор в полосе

Уметь рассказывать о содержании картин

3

3 четверть – 22 часа.

Рисование узора в рукавичке. Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование на тему  «Ёлка зимой в лесу»

Рисование с натуры молотка.

Рисование с натуры детской лопатки.

Рисование поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества.

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Декоративное рисование оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Рисование с натуры постройки из  элементов строительного материала

Рисование с натуры игрушки вертолёта.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Уметь составлять узор

Уметь выполнять симметрично

Уметь рисовать молоток

Уметь рисовать симметричный предмет

Уметь подбирать сюжет.

Уметь передавать в рисунке цвет форму предметов.

Рисовать с натуры сравнивать  

Уметь передавать прочитанное на бумагу.

4

4 четверть – 18 часов.

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Беседа по картинам о весне (И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели») рисование с натуры весенней веточки.

Рисование на тему «Деревья весной»

Рисование орнамента из квадратов

Рисование на тему «Листок календаря к празднику 1 Мая»

Рисование на тему «Праздник Победы»

Рисование с натуры яблоневого куста с цветами

Беседа по картине Т.Яблонской «Весна»

Рисование на тему «Весна» рисование весеннего леса

Рисование с натуры весенних цветов.

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

Уметь рисовать в полосе

Уметь рисовать с натуры

Уметь рисовать деревья

Уметь рисовать орнамент из квадратов

Формировать умение оформлять праздничную открытку

Формировать умение оформлять праздничную открытку

Рисовать с натуры сравнивать уметь использовать весь лист

Рисовать с натуры.

Сравнивать

Всего: 68 часов

16

14

22

16

   Пояснительная записка к образовательной области ИЗО.

 Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6  класса для детей с умеренной умственной отсталостью 3класс 1 год обучения  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  подготовительный, 1 -4 классы,

Программа рассчитана на 1 год обучения ( 68 часов). В 6 классе уроки проводятся по 2 часа в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом.

  Программа предназначена для воспитания положительных навыков и привычек, воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащихся.

Цель данной программы :

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развитии у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; -содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-исправлять недостатки и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально- эстетическое отношение к ним;

-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь Программой предусмотрены четыре вида занятий: - декоративное рисование - рисование с натуры - рисование на темы

- беседы об изобразительном искусстве

На уроках декоративного рисования учащихся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования в быту. Учащие получают сведения о применении узора, знакомятся с резьбой по дереву, стеклом и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно - прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. Основная задача обучения рисованию с натуры - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. Вырабатывать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей

жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Задачи : правильно

передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое

уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживание одних предметов

другими.

Беседы об искусстве- важное средство нравственного и художественно-эстетического

воспитания учащихся. В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий

народных мастеров, репродукций художественных произведений.

Обогащается словарь и развивается речь. 

Формы работы на уроке: -дидактические игры; -занимательные упражнения -создание увлекательных ситуаций.

Основные приёмы:

- сравнение

-классификация и дифференциация

Основные методы:

1.  Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа

2.  Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия -иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).

3.  Практические методы (конкретные практические действия).

По окончанию учебного года

Учащиеся должны уметь:

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- делить лист на глаз на две и четыре равные части;

- анализировать с помощью учителя строение предмета;

- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и в квадрате

- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Учебно-методическое комплекс.

  1. Программа предмета «Изобразительное искусство» для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Рисование»(1  и 2 класс)
  2. Программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития(раздел «Рисование»), разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и  медико - социальной помощи «Центр лечебной педагогики»г.Пскова.,2004 г.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д.  Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-е изд.,перераб. и доп.-СПб.:КАРО,2007 г.
  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
  5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом

Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значит...

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...

Адаптированная основная воспитательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Программа рассчитана на трехлетний ср...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по истории для 5-го специально – коррекционного класса составлена на основе ФКГОС основного общего образования. Программа разработана с использованием учебника по истории Древн...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...