Бюджет семьи
план-конспект занятия на тему

Терехина Надежда Владимировна

Составление тетради расходов и доходов. знание и понимание смысла слов "Семейный бюджет" одна из главных задач предмета СБО в коррекционной школе. В данном конспекте полностью раскрыты виды семейного бюджета, умение его сохранить. Даны задания и проверочный тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Ермолаевская специальная (коррекционная) образовательная

 школа-интернат VIII вида

Открытый урок

по социально-бытовой ориентировки

на тему:

«Семейный бюджет»

                                                                           Провела учитель СБО

                                                                    первой категории

Терехина Надежда Владимировна

2014

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения  воспитанников по теме "Экономика домашнего хозяйства

Задачи:

Коррекционно-образовательная: познакомить воспитанников с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.

Коррекционно-воспитательная: мотивацию учебной деятельности;  формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности, умения работать в паре;

Коррекционно-развивающая: развивать познавательные способности воспитанников на основе упражнений; развивать способность сравнивать и анализировать.

Словарь: бюджет, доход, расход

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация «Семейный бюджет» , карточки-задания "Ключевые слова" на каждого  воспитанника; карточки "Обязательные и текущие расходы семьи"; плакат с иллюстрациями товаров и набор карточек-ценников; компьютерный тест «Экономическая игротека»; карточки- ситуации для работы в паре.

Тип урока: обобщающий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Слайд 1. (заставка)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Введение в тему   Слайд 2.

Стихотворение:

Маму в магазин провожает сын,

 Пять копеек он дает ей: "Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить..."

- Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).

- Почему? Как вы считаете?     (Потому что,  пять копеек это мало денег).

- А что  можно купить на пять копеек?      ???

Сегодня на уроке, вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО,  русского языка, воспитательных занятиях.

А тема нашего урока зашифрована, надо ее расшифровать. Слайд 3

Упражнение - цифровое задание:

Используя таблицу «Алфавит», расшифруй тему урока

19   6     14    6    11    15    29    11        2     32    5     8     6     20

С     Е      М   Е     Й     Н       Ы     Й          Б    Ю    Д     Ж    Е     Т  

Правильно тема сегодняшнего урока «Семейный бюджет»  Слайд 4

  • Дайте определение, что такое семья.

(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

  • Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
  • На основе чего состоят взаимоотношения в семье?
  • Назовите правила поведения в семье.

(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)

  • Что необходимо для содержания семьи?

(Деньги, работа.)

III. Обобщение.  

- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город  или  небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.

- А что такое БЮДЖЕТ-? Найдите в словаре определение слова «Бюджет» стр. 113 и запишите его в тетрадь. Слайд 5

Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов. Слайд 6

А что такое доходы? Найдите определение слова в словаре и запишите его в тетрадь. Слайд 7

Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем.

Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся). Слайд 8

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает : Что? (Стипендию)

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).  

- Слайд 9 Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в размере – 6000 рублей, а дедушка – 6500 рублей Дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?  

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей) Слайд 10

- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?

- Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет?

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

Найдите в словаре определение слова «Расход» и запишите его в тетрадь. Слайд 11

Расходы – это деньги, которые мы тратим.

Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги? (Ответы  воспитанников).

Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие). Слайд 12

Задание. Сейчас предлагаем вам выполнить задание располагаются символические изображения, необходимо назвать статьи расходов и распределить их на две группы: обязательные и текущие. (задание выполняется на компьютере)

- Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 13.

3. Дидактическая игра «Весы».

- Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Слайд 14 Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. Слайд 15  Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется  избыточным. Слайд 16 В каждой семье родители по-своему распределяют деньги, тратят их, дают в долг, откладывают на счет в банке. От того, что преобладает в бюджете – доходы или расходы – определяет вид семейного бюджета.

Рассмотрим эти понятия с помощью обыкновенных весов.

Оборудование: настольные бытовые весы с двумя чашами, деревянные бруски с надписями «зарплата», «пенсия», «питание», «одежда», «шуба», «телевизор» , «интернет» и т.д.

Содержание: Одна чаша весов обозначает доходы, другая – расходы семьи.  Воспитанники с помощью педагога кладут бруски с различными надписями на соответствующие чаши весов, после делают вывод об их соотношении и записывают его в тетради.

Вывод: Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. Слайд 17

4. Моделирование реальных ситуаций.

Цель: Закрепление полученных знаний, формирование поведенческих штампов.

Содержание:  воспитанники группируются по 2 человека, получают карточки с заданиями и ищут выход из предложенных ситуаций.

Слайд 18 - 19

1. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.

Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку

Слайд 20 - 21

2. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю.

Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.

Слайд 22 - 23

3. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?

Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.

- Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы  у предложенной нам семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары. Слайд 24.

- Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок?

- Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки - на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.

Задание. Упражнение "Товар и цена". (дети на карточках выполняют задание)

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять следующее задание - подсчитывать расходы семьи.   Слайд 13.

Задание. Задача (расходы семейного бюджета).   Слайд 14.

Как мы уже подсчитали бюджет семьи – 49.100 рублей.

Они заплотили: коммунальные услуги и телефон – 9.700 рублей

Непродовольственные товары – 10.000 рублей;

Культурно развликательные мероприятия – 3.000 рублей

Кредит – 9.000 рублей Остальные все деньги пошли на питание.

Сколько денег уйтет на питание?

- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание - тест.    Слайд 15.

Задание. Тест "Экономическая игротека". Воспитанникам предлагается пересесть за компьютеры и ответить на вопросы теста. В конце тест выдает оценку за урок.

Тест «Экономическая игротека» Слайд 27

Выберите правильный ответ

Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве?

  • На производстве веселее трудится
  • На производстве за труд платят деньги
  • На производстве много народа

Вопрос № 2. Отметь российские деньги

  • доллары
  • копейки
  • евро
  • рубли

Вопрос « 3.  Бюджет семьи – это…

  • доход семьи
  • деньги, которые хранятся в банке
  • зарплата родителей
  • доходы и расходы семьи

Вопрос № 4. Что входит в обязательные статьи расходов.

  •  Оплата коммунальных услуг
  • Оплата культурных потребностей
  • Налоги
  • Кредит
  • Покупка одежды и обуви

Вопрос № 5.  Как называется бюджет , если доходы и расходы одинаковые?

  • Сбалансированный
  • Дефицитный
  • Избыточный
  • Такого не бывает

Вопрос № 6. Как называются деньги, которые получают родители на производстве?

  • зарплата
  • подарок

Вопрос № 7. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?

  • Одежда и обувь
  • Мебель
  • Игрушки
  • Продукты питания

Вопрос № 8.  Отметь расходы семьи

  • Обязательные
  • Простые
  • Текущие
  • Обычные

Вопрос № 9. Аппарат для выдачи денег с пластиковой карты

  • Телефон
  • Касса
  • Банкомат

Вопрос № 10. Отметь доходы семьи

  • Пенсия
  • Питание
  • Мебель
  • Заработная плата
  • Стипендия
  • Государственное пособие

  • Как  вы понимаете:

Копейка рубль бережёт. (Из сэкономленных копеек складываются рубли).

Жить по средствам.

IV. Итог.

- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! По результату теста вы можете увидеть свои оценки (оплату за труд на уроке).  Слайд 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семейные доходы. Бюджет семьи"

Урок с групповой работой....

Бюджет семьи. Деньги. Урок по СБО 7 класс

История возникновения денег, из чего сделаны деньги....

Бюджет семьи

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА” АТНИНСКОГО...

Бюджет семьи (презентация)

Презентация к уроку на тему "Бюджет семьи" в 8 классе...

Конспект урока "Бюджет семьи"

Конспект урока СБО (8 класс)по теме «Бюджет семьи» Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.Задачи:Образовательные:Сформировать общее представление учащихся о...

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....