Главные вкладки

    "Семейные доходы. Бюджет семьи"
    методическая разработка (экономика, 10 класс) по теме

    Титкова Наталия Витальевна

    Урок с групповой работой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_no_3.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       Урок № 3.       Тема «Семейные доходы. Бюджет семьи».

    Титкова Наталия Витальевна учитель обществознания и технологии

    На изучение данной темы отведено 4 часа. Данный урок 3 в теме.

    Цель урока: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода.

    Обучающие:  проверить степень усвоения обучающимися основных понятий.

    Развивающие: развивать логическое мышление, умения планировать семейный бюджет.

    Воспитательные: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления.

    Ожидаемые результаты:

    Метапредметные: иметь понятие какой должна быть экономика в быту.

    Личностные:  научиться работать в группе.

    Предметные: знать основные понятия и термины.

    Основные понятия:  экономика, бюджет, расход и  доход семейного бюджета, факторы производства.

    Формы работы: групповая, индивидуальная.

    Межпредметные связи: экономика, математика, обществознание.

                                                               ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организация начала занятия.

    Приветствие.

    Проверка присутствующих.

    Проверка готовности учащихся к уроку

    Проверка домашнего задания.

    Учитель проверяет наличие домашнего задания у каждого ученика, т.к. этот материал необходим для продуктивной работы на уроке.

    Рациональный бюджет школьника

    Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.

    Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 2.Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай". Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

    1.Ученикам предлагается в течение недели провести учет своих  доходов и расходов и заполнить следующую таблицу ( до урока).

    Запланированные доходы

    Сумма

    Запланированные расходы

    Сумма

    Деньги от родителей на карманные расходы

     

    Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы)

     

    Заработок

     

    Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.)

     

    Другие доходы

     

    Сбережения

     

    Другие расходы

    Всего доходов

     

    Всего расходов и доходов

     

    Таблицу № 2 обучающиеся заполняют на уроке.

    Таблицу 2.

    Таблица реальных расходов с _______ по _______ (дата)

    Расходы

    П

    В

    С

    Ч

    П

    С

    Сумма

    Питание в столовой

    Проезд на такси

    Покупка канцелярских товаров

    Сбережения

    Участие в конкурсах

    Подарок к празднику

    Другое

    Х

    Х

    На уроке предлагается обучающимся  проанализировать данные таблицы и сделать вывод на основании  вопросов указанных ниже.

    1) Хватает ли вам денежных средств, которые выделяются вам родителями для самостоятельных расходов?

    2) Что вы делаете, если выделенных средств не хватает?

    3)  Если удается  вам делать сбережения, то на чем вы экономите?

    4)  Вам хотелось что-либо изменить в ваших расходах?

    5)Без каких товаров из вашего списка вы могли бы обойтись? Почему?

    Оценить работу можно предложить самому обучающемуся.

    Вопрос  № 1-3 предлагается оценить по 1 баллу. Критерием оценки можно считать следующее: использование терминов и правильное их толкование.

    Вопрос № 4 предлагается оценить до 4 баллов. Критерием оценки можно считать следующее: умение проанализировать данные таблицы и высказать предложения.

    Вопрос № 5 предлагается оценить до 5 баллов. Критерием оценки можно считать следующее: проанализировать данные, внести предложения и обосновать выбор.

    Если у группы остается время, учитель предлагает выполнить на дополнительную оценку еще одно задание.

    Самостоятельная  работа  «Объясни понятие».

    Форма проведения: Групповая работа.  Работа проводится в заключительной части урока. Каждая группа получает задание на карточке и лист самооценки.

    КАРТОЧКА № 1 (образец)

    Дать определение следующих понятий:

    1) экономика,

    2) труд,

    3) бюджет,

    4) доход семьи,

    5) факторы производства.

    Лист самооценки

    Ф.И.

    № 1

    №2

    №3

    №4

    №5

    Итог

     

     

     

     

     

    После обсуждения в группе всех предложенных для объяснения понятий каждому ученику предлагается ответить на три вопроса карточки, с последующей самооценкой в группе по каждому вопросу. Вопросы распределяются либо учителем, либо по случайному выбору (вытягивается номер вопроса). За учителем остается контролирующая функция и право изменение выставленной оценки в сторону ее увеличения либо уменьшения. Лист самооценки сдается учителю, который выставляет затем итоговую оценку. Такая форма работы может быть использована как элемент  любого урока. Второй вариант данной самостоятельной работы может быть представлен в виде индивидуальной работы на отдельном листе по определению трех понятий. Оценивание следующее – за каждый правильный ответ 1 балл.  

    Рефлексия.

    1. Что из полученного на уроке вы узнали впервые?

    2. Где могут пригодиться полученные знания?

    Домашнее задание:   Творческая работа по теме урока.

    Используемая литература:
    1. Преображенская Е.В. Домашняя экономика. Основы предпринимательства. - Саратов, 2002 г.
    2. Преображенская Е.В. - Домашняя экономика. - Саратов, 2002 г.
    3. Преображенская Е.В. - Основы предпринимательства. - Саратов,
    2002 г.

    4. При разработке урока были использованы Интернет-ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Семейные доходы. Благосостояние семьи"

    Урок изучения нового материала с практической работой. Урок сопровождается презентацией....

    Конспект урока СБО в 11 классе "Бюджет семьи .Источники дохода"

    Урок изучения нового материала.Цель: сформировать понятие семейный бюджет, источники дохода.Отработать приёмы составления семейного бюджета на примере составления  бюджета условной семьи.За...

    Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи». Автор: Михеева И.Н Учитель технологии МБОУ ССОШ.

    Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д. Симоненко Тема:"Семейная экономика. Понятие "расход","доход", "бюджет семьи". Разработка урока в презентации.разработка технологической карты по изготовлени...

    план- конспект урока СБО в 8 классе, тема : "Бюджет семьи. Источники дохода"

    Содержание конспекта занятия направлено на  знакомство обучающихся  воспитанников с понятием "бюджет", его источниками дохода , а также на формирование   умений  у обучющихся ...

    Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи».

    Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи»....

    Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

    В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....

    «Бюджет семьи: доходы и расходы. Оплата коммунальных платежей».

    КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС...