"Семейные доходы. Благосостояние семьи"
методическая разработка (экономика, 10 класс) по теме

Титкова Наталия Витальевна

Урок изучения нового материала с практической работой. Урок сопровождается презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_1.doc68 КБ
Office presentation icon zanyatie_no_1.ppt710.5 КБ

Предварительный просмотр:




              Урок № 1.     Тема урока: «Семейные доходы. Благосостояние семьи».

                      Титкова Наталия Витальевна учитель обществознания и технологии

               На изучение данной темы отведено 3 часа. Данный урок 1 в теме.

Цели урока: Познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет» и показать как бюджет

                       семьи формируется.

Задачи:

Обучающие:

  1. продолжить знакомить с понятием бюджет, доход, расход, , семейный бюджет.

Развивающие:

  1. развить логическое мышление, умения планировать семейный бюджет.

Воспитательные:

  1. формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления,

                     ответственности и экономности.

Ожидаемые результаты:

Личностные: Научиться экономить и распределять личные  доходы и расходы .

Метапредметные: иметь понятие какой должна быть экономика в быту;

Предметные: знать основные понятия и термины;

 Основные понятия:  экономика, бюджет, расход и  доход семейного бюджета, факторы производства.

Формы работы: групповая работа, индивидуальная..

Межпредметные связи: экономика, математика, обществознание.

                                                   ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 

2. Изучение нового материала:

  1. Понятие семьи и семейного бюджета.
  2. Составляющие семейного бюджета.
  3. Доходы и расходы семейного бюджета.

3. Закрепление нового материала.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

                                                         План-конспект урока.

Организация начала .

Приветствие.

Проверка присутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Изложение нового материала.

В народе говорят:  «Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам

 необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая». Для этого нужно научиться

 формировать и распределять бюджет. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями бюджет, доход,

 расход, научимся рассчитывать бюджет семьи.

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

  1. Труда (умственные способности и навыки…)
  2. Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность,

которая может быть направлена на производство нужных людям благ.Автомобиль – капитал,

когда его используют для получения дохода (напр. такси);

  1. Земли (ресурсы земельные…)

Доход семьи можно классифицировать:

Денежные.
А) Зарплата с доплатами.
Б) Пенсии, стипендии

В) социальные выплаты

Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому

экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи.

Семейный бюджет - тема щекотливая. В каждой семье деньги распределяются по-своему.

Если супруги бизнесмены, то чаще всего из личного бюджета они выделяют

определенную долю на общие расходы, либо все прописано в брачном контракте.

Если бюджет ведется совместно, то важно уметь его планировать. Планирование

 бюджета дает возможность учитывать все статьи доходов и расходов, таким

образом вы можете контролировать денежные потоки. Очень важно понимать,

что расходные статьи должны вписываться в ваши доходы. Для этого нужно

проанализировать доходы за предыдущий месяц и спрогнозировать их на

следующий период.

Основные статьи расхода

Для начала отметьте все обязательные расходы, которые у вас бывают каждый

месяц. Прежде всего,

 это оплата коммунальных платежей, кредиты (которые вы не можете просрочить), содержание ребенка

Дополнительные расходы

Дополнительными расходами будут те из статей, которые вы планируете сделать, кроме обязательных.

Например, вы рассчитываете прикупить верхнюю одежду по сезону или мебель в комнату. Возможно,

остатка средств у вас будет недостаточно, поэтому вы решите немного подкопить. Но отложенная на эти

цели сумма тоже относится к разряду дополнительных. Ее вы можете поставить в план из расчета остатка

средств.

Кроме этого, бывают еще незапланированные траты, которые возникают по ходу дела, например,

сломался утюг, придется купить новый. На такие внезапные расходы тоже придерживайте примерную сумму.

Финансовые цели

Без планирования будущего нет движения к светлому  «завтра». Поэтому очень важно заглядывать на шаг

 вперед и откладывать деньги на ваши финансовые цели. Например, вы знаете, что ребенку нужно будет

 поступать в институт, обучение стоит денег. Возможно, для этой цели вы откроете депозит, либо

прикупите ПИФы (паи в инвестиционных фондах). В любом случае, на

 долгосрочную перспективу нужно работать уже сейчас.

Если деньги не считать, их всегда не хватает. А вот если рационально распределять, то еще и на

 отдых останется.

Как свести концы с концами ?

У большого количества семей бюджет не ведется вообще. Расходы носят спонтанный характер,

 поэтому они так часто превышают доходы, из-за чего некоторые потом удивляются: куда ушли деньги –

 непонятно, или говорят, что деньги ушли сквозь пальцы. Все правильно, деньги любят счет и, чтобы они

водились, надо уметь их считать. Но для начала надо уметь привлечь деньги в свою жизнь.

Сейчас вам предлагается разбиться на 4 группы.

У нас 4 семьи (Работа в группах.). Нужно подсчитать бюджет семей.

Выполнение практической работы

Обучающимся предлагается заполнить таблицу № 1. При заполнении таблицы надо внести  только понятия

 из чего складываются доходы и расходы семьи


Запланированные доходы

Сумма

Запланированные расходы

Сумма

Заработная плата родителей


Покупка продуктов и одежды


Пенсия бабушки


Оплата коммунальных услуг


Стипендия старшего брата


Поездки на транспорте

(такси, гор. транспорт)


Выигрыш в спортлото


Подарки к празднику


Компенсация на детей


Ремонт бытовой техники


Другие доходы


Сбережения


Всего доходов


Всего расходов и доходов



После заполнения таблицы обучающимся предлагается  подумать и ответить на предложенные вопросы.

  Контрольные вопросы: 
1. В чем заключаются цели и задачи домашней экономики?
2. Перечислите составляющие семейного хозяйства?
3. Опишите роль семейного хозяйства в экономических связях его с государством и предприятиями.
4. Что может служить источником дохода бюджета семьи?
5. Какими ресурсами располагает семья?
6. Почему каждая семья обладает ограниченными возможностями?
7. От чего зависит интеллектуальный потенциал государства?
8. Для чего каждой семье необходимо планировать семейный бюджет?

Рефлексия .

 – Что нового узнали на уроке?

– Где могут пригодиться полученные знания

Домашнее задании.

Написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу

Microsoft Office Power Point на одну из предложенных тем:

«Моя семья»; «Деньги любят счёт», «Чем богат человек».

Литература:

1. Преображенская Е.В. - Домашняя экономика. - Саратов, 2002 г.

3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии,биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева,Волгоград: Учитель, 2007г.

4.Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002г

5. При разработке урока были использованы Интернет – ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семейного праздника "Моя семья"

Сценарий внеклассного праздника "Моя семья" для учащихся и родителей 4-7 классов. Этот праздник можно провести как в отдельном классе, так и общешкольный....

Семейные доходы и расходы

Урок с презентацией и практической работой....

"Семейные доходы. Бюджет семьи"

Урок с групповой работой....

"Благосостояние семьи"

Последний урок в теме....

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

« Мамин кошелек или семейные доходы и расходы» конспект внеурочного занятия

п          Занятие проводилось с целью ознакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать, показать практическое применение при решении задач, науч...