« Мамин кошелек или семейные доходы и расходы» конспект внеурочного занятия
план-конспект занятия (5 класс)

Еруткина Эмма

  п          Занятие проводилось с целью ознакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать, показать практическое применение при решении задач, научиться производить расчет бюджета семьи,развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов,формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.

Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Мамин кошелек или семейные доходы и расходы»

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с понятием доход, расход, бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, показать практическое применение при решении задач, научиться производить расчет бюджета семьи с помощью

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться:

- объяснять значение понятий: доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество;

- характеризовать источники и виды доходов;

- выявлять статьи расходов (обязательные и произвольные);

- объяснять сущность семейного бюджета.

Метапредметные:

коммуникативные: развивать умение членов группы обмениваться знаниями между собой, аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, искать и выделять необходимую информацию, определять последовательность промежуточных целей, учитывать условия и средства их достижения;

познавательные: работать с информацией, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определение понятий; Вырабатывать алгоритм действий определять основную и второстепенную информацию

личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Технологии: игровые и проблемные

Основные понятия: доходы семьи, расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета.

Навыки и умения: перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).

Форма проведения: беседа с использованием презентации, работа по группам.

Оснащение: компьютеры, проектор, проекционная доска, презентация “Бюджет семьи”, карточки с заданиями для практической работы, опорный конспект

План занятия:

1. Мотивация к деятельности.
Сообщение темы и цели.
2. Основная часть.
Информационный блок, групповая и творческая работа.
3. Подведение итогов (рефлексия)
ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация к деятельности.

– Здравствуйте! Садитесь!

Посмотрите, что у меня в руках? (кошелек)

Для чего этот предмет? ( хранить деньги, кредитные карты)

Кто у вас дома чаще всего ходит в магазин за покупками? (мама)

Знаете ли вы сколько стоит буханка хлеба? Пачка соли? Зубная паста? А ваша мама знает? (Да конечно .Ведь это она ведет домашнее хозяйство, распоряжается деньгами семьи.)

Сегодняшнее занятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха.

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.

Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

А откуда берутся деньги? (зарабатывают)

А где вы берете деньги? (у родителей, родственников)

Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему?

А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).

Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи)

О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи).

Для того чтобы провести наше занятие нам надо разделиться на команды. А поможет нам в этом снова кошелек. По очереди достаем из кошелька жетон (монетку), цвет жетона означает в какой команде вы будете работать.( Деление и рассадка по командам).

2. Основная часть.

Важно ли планировать бюджет семьи? ( Важно, чтобы расходы не превышали доходы.)

А есть ли бюджет у нашего государства? (Есть.)

Кто его планирует? ( Правительство)

Кто планирует бюджет в вашей семье? ( Мама, папа, бабушка, вся семья.)

А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте вспомним, что такое бюджет и из чего он складывается.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

А каким образом в семье появляются деньги? (доходы…)

Сейчас будем складывать в нашу корзину наши доходы.

(На доске нарисована корзина – бюджет, с помощью магнитов к ней крепятся бумажные таблички с примерами доходов).

Что является основным доходом семьи? (ответы - основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях, пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей.

Доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью.

Существуют и непостоянные, разовые доходы. К ним можно отнести наследство, бонусы, премии и другие. Но доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи.

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы существенно улучшить материальное положение семьи? (нужно стремиться к получению постоянных доходов)

Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: питание, приобретение различных вещей, услуги).

Приобретая всё необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

( Под корзиной крепятся таблички с примерами расходов).

Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные. К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов).

Ребята, существует особый вид постоянных расходов – это налоги. Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. В российской семье, как правило, существуют следующие расходы на налоги: подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода, налог на имущество, транспортный налог (если у вас есть личный автомобиль).

Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными. Расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее.

Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию нашего урока – бюджет. Для чего он нужен?

Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период.

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.

Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.

Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным. А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.

Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты?(Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Но самое главное, стоит пересмотреть потребности семьи, возможно следует от чего-то отказаться.

Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство).

Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи.

Посмотрите на доску, перед вами семья Ивановых, членами которой являются дедушка и бабушка пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница .

Бюджет семьи Ивановых за месяц выглядит следующим образом. Как правило, при составлении бюджета используют таблицу из четырех столбцов: первый – вид дохода, второй – сумма дохода, третий – вид расхода, четвертый – сумма расхода. Строк может быть любое количество, но последняя строка должна содержать позицию «итого доходов» и «итого расходов».

Из чего состоят доходы семьи Ивановых? (доходы семьи состоят из заработных плат, пенсий, пособий, стипендии, премии).

Из чего состоят расходы? (питание, покупка одежды, обуви и бытовой химии, на транспорт, оплату коммунальных услуг, телефонов, налогов, услуг образования, на покупку лекарств дедушке и проведение досуга.

Итоговая сумма дохода – 97 тысяч рублей за месяц, а сумма расходов – 57 тысяч рублей за месяц.

Какой вид бюджета получился у этой семьи? ( избыточный).

Куда можно потратить тогда им избыточные деньги?

Какие доходы и расходы постоянные, а какие переменные? (постоянные доходы – зарплаты, пенсии, пособия и стипендия, непостоянные – премия ; постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги, телефон, бытовую химию, одежду и обувь, транспорт,кредиты, непостоянные – досуг и отдых, может быть – лекарства).
3. Смогут ли они в этом месяце отложить деньги на летний отдых на море?
(Правильный ответ: да, смогут отложить 20 тысяч рублей).
Мы с вами рассмотрели пример правильного составления бюджета семьи за месяц.

Динамическая пауза:

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

  1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
  2. Оплата коммунальных услуг.
  3. Плата за обучение дочери.
  4. Накопления в банке.
  5. Покупка одежды.
  6. Оплата мобильной связи.
  7. Пенсия бабушки.
  8. Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

Практическое задание:

Сейчас в команде вы должны выполнить задание по составлению бюджета семьи.

Прочитайте задание. В таблице представлены доходы и расходы семьи за 1 месяц. Ваша задача определить вид бюджета семьи.

Высчитайте количество доходов и расходов за месяц, определите вид бюджета семьи и ответьте на вопросы. Подготовьтесь представить всем результаты.

Вопросы:

  1. Определите, какие факторы оказывают наибольшее влияние на бюджет этой семьи.
  2. Что можно предпринять для повышения доходности и сбалансированности бюджета?
  3. Если у вас доходы превысили расходы и возник избыток денежных средств, то равен ли этот избыток величине планируемых сбережений (планирование летнего отдыха 20000 руб. на одного члена семьи на три месяца)?
  4. Если планируемые доходы оказались меньше планируемых расходов, т.е. образовался дефицит бюджета, то подумайте, какие затраты можно исключить в будущем, чтобы сбалансировать бюджет. Существует ли другой способ (помимо сокращения расходов) сделать бюджет сбалансированным.

Подготовьте выступление для защиты бюджета семьи и обоснования возможности увеличения доходов или сокращения расходов для обеспечения семейного летнего отдыха.

Мы проанализировали бюджеты семей.

А сейчас продолжите фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я смогу…
  • у меня получилось …

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы. Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе.

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Эпилог
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»

  1. группа

Практическая работа

Оценка бюджета семьи за

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата 7000 руб.

Питание

8000 руб.

Дочь

Пособие 4000 руб.

Коммунальныеуслуги

2300 руб.

Бабушка

Пенсия 11000 руб.

Хоз. Нужды

1000 руб.

Доход от приусадебного участка: 1000 руб.

Услуги

2000 руб.

Итого:

Одежда

3000 руб.

Мобильная связь

400 руб.

Увлечения

1000 руб.

Кредиты

1500 руб.

Итого:

Сделайте вывод:

а) Какой состав семьи?

Б) Все ли члены семьи приносят доходы?

В) Рационально ли члены семьи тратят деньги? Г) Какой тип бюджета в данной семье?

Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

  1. группа

Практическая работа

Оценка бюджета семьи за

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата 10 000 руб.

Питание

9000 руб.

Папа

З\плата 28000 руб.

Коммунальныеуслуги

3800 руб.

Сын

-

Хоз. Нужды

1500 руб.

Дочь

Стипендия 1300 руб.

Услуги

4000 руб.

Итого:

Одежда

12000 руб.

Мобильная связь

1000 руб.

Увлечения

2500 руб.

Кредиты

4500

Итого

Сделайте вывод:

а) Какой состав семьи?

Б) Все ли члены семьи приносят доходы?

В) Рационально ли члены семьи тратят деньги? Г) Какой тип бюджета в данной семье?

Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье

  1. группа

Практическая работа

Оценка бюджета семьи за

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата 8000 руб.

Питание

14000 руб.

Папа

з/плата 20000 руб.

Коммунальные услуги

3300 руб.

Дочь

Пособие 100 руб.

Хоз. Нужды

1000 руб.

Итого

Услуги

2000 руб.

Одежда

6000 руб.

Мобильная связь

1000 руб.

Увлечения

1000 руб.

Кредиты

0 руб.

Итого

Сделайте вывод:

а) Какой состав семьи?

Б) Все ли члены семьи приносят доходы?

В) Рационально ли члены семьи тратят деньги? Г) Какой тип бюджета в данной семье?

Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

4 группа.

Практическая работа

Оценка бюджета семьи за

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата 12000 руб.

Питание

8000 руб.

Дочь

-

Коммунальные услуги

4300 руб.

Бабушка

Пенсия 11000 руб.

Хоз. Нужды

1000 руб.

Папа

з/плата 17000

Услуги

2000 руб.

Итого:

Одежда

3000 руб.

Мобильная связь

600 руб.

Увлечения

1000 руб.

Кредиты

2500 руб.

Итого:

Сделайте вывод:

а) Какой состав семьи?

Б) Все ли члены семьи приносят доходы?

В) Рационально ли члены семьи тратят деньги? Г) Какой тип бюджета в данной семье?

Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

Приложение 3

Карточки с проблемными ситуациями для команд

Задание первой и второй группе. В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц и временной промежуток. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, сделать вывод по своим расчетам, и предложить варианты, как сделать необходимые покупки, в течение временного промежутка, рационально используя доходы семьи.

Состав семьи

Доход за месяц

Отец - сторож в школе

Мать - помощник воспитателя в детском саду.

Бабушка - пенсионер

Сын - дошкольник

Сын - ученик 8 класса

Дочь - ученица - 11 класса

13200 р.

12000 р.

13500 р.

Детское пособие 250 рублей на ребенка

Необходимые покупки: (итого 38950 рублей )

  • школьный костюм для старшего сына (2000 р)
  • ранец для старшего сына (1200 р)
  • школьные принадлежности (1000 р)
  • туфли для дочери (1000 р)
  • куртка для младшего сына (1000 р)
  • подарок ко дню рождения для отца (2500 р)
  • лекарство для бабушки (3000 р)
  • продукты (20000 р)
  • поход в кино на 5 человек (1000 р)
  • игрушка для сына (500 р)
  • поход в парикмахерскую для мамы (1000 р)
  • коммунальные платежи (5000 р)
  • питание в школе на 2 детей (2000 р)
  • платежи за телевидение и интернет (1000 р)
  • Погашение кредита 3000 руб

Временной промежуток: летний период

Задание третьей и четвертой группе. В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц и временной промежуток. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, сделать вывод по своим расчетам, и предложить варианты, как сделать необходимые покупки, в течение временного промежутка, рационально используя доходы семьи.

Состав семьи

Доход за месяц

Отец – владелец кулинарии

Мать - бухгалтер

Дочь- ученица 5 класса

Сын - ученик 9 класса

Дочь - ученица - 11 класса

35000 р.

30000 р.

Необходимые покупки: (итого 75000 рублей )

  • спортивный костюм для сына (3500 р)
  • рюкзак для сына (3000 р)
  • школьные принадлежности (2000 р)
  • кроссовки для старшей дочери (2500 р)
  • осеннее пальто для младшей дочери (8500 р)
  • подарок ко дню рождения для отца (5500 р)
  • продукты (30000 р)
  • поход на концерт эстрадного исполнителя на 5 человек (5000 р)
  • джойстик для сына (2000 р)
  • поход в салон красоты для мамы (3000 р)
  • коммунальные платежи (13000 р)
  • питание в школе на 3 детей (45000 р)
  • платежи за телевидение и интернет (1500 р)
  • Ипотека 20000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мамин кошелек или семейные расходы и доходы Внеурочное занятие по финансовой грамотности 5 класс Подготовила: учитель истории и обществознания Еруткина Э.А.

Слайд 2

Нажить много денег –храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. Бертольд Авербах

Слайд 7

Семья Ивановых Состав семьи Сумма и вид дохода Статьи расходов Сумма расходов Дедушка Пенсия 12000 руб. Питание 20000 руб. Бабушка Пенсия 10000 руб. Коммунальные услуги 10000 руб. Мама Зарплата 20 000 руб. Хоз. Нужды 5 000 руб. Папа Зарплата 400000 руб. Транспорт 5 000 руб. Лекарства 3 000 руб Сын- студент Стипендия 5 000 руб Одежда 8 000 руб. Дочь - старшеклассница Пособие 250 руб. Мобильная связь 2 0 00 руб. Премия – 10000 руб. Увлечения 1000 руб. Итого: 97250 руб Кредиты 3 000 руб. Итого: 57 000 руб.

Слайд 8

Задание : Семья Петровых Состав семьи Сумма и вид дохода Статьи расходов Сумма расходов Мама з/плата 12 000 руб. Питание 9000 руб. Дочь Пособие 4000 руб. Коммунальные услуги 4300 руб. Бабушка Пенсия 11000 руб . Хоз. Нужды 1500 руб. Доход от приусадебного участка: 1000 руб. Лекарства 2000 руб. Итого: Одежда 3000 руб. Мобильная связь 800 руб. Увлечения 1000 руб. Кредиты 2500 руб. Итого: Сделайте вывод: а) Какой состав семьи? Б) Все ли члены семьи приносят доходы? В) Рационально ли члены семьи тратят деньги? Г) Какой тип бюджета в данной семье? Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

Слайд 9

Задание : Семья Сидоровых Состав семьи Сумма и вид дохода Статьи расходов Сумма расходов Мама з/плата 10 000 руб. Питание 9000 руб. Папа З\плата 28000 руб. Коммунальныеу слуги 3800 руб. Сын - Хоз. Нужды 1500 руб. Дочь Стипендия 1300 руб. Транспорт 4000 руб. Итого: Одежда 12000 руб. Мобильная связь 1000 руб. Увлечения 2500 руб. Кредиты 4500 Итого Сделайте вывод: а) Какой состав семьи? Б) Все ли члены семьи приносят доходы? В) Рационально ли члены семьи тратят деньги? Г) Какой тип бюджета в данной семье? Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье

Слайд 10

Продолжите фразу: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я смогу… у меня получилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Семейные доходы и расходы

Урок с презентацией и практической работой....

Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества»

Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.   Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества» Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностно...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие

Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....