Семейные доходы и расходы
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Титкова Наталия Витальевна

Урок с презентацией и практической работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_2.doc162 КБ
Office presentation icon ppt0000044.ppt402.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок № 2.     тема «Семейные доходы».

                      Титкова Наталия Витальевна учитель обществознания и технологии

               На изучение данной темы отведено 3 часа. Данный урок 2 в теме.

Цель урока: Ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета
семьи, составлением баланса дохода и расхода семьи.

Обучающие: 

  1. познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств,

Развивающие:

  1. продолжить развивать способность сравнивать и анализировать
  2. ;научить формировать навыки ведения домашней финансовой документации,
  3. способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к развитию самостоятельности.

Воспитательные :

  1. воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности,
  2. ответственность и экономность;
  3. формирование умения работы в парах и группах.

Ожидаемые результаты:

 Метапредметные: иметь представление как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве.

Предметные: знать понятия бюджета, профицит, дефицит бюджета, семья.

Личностные: научиться заполнять и вести домашнюю финансовую документацию.

Основные понятия:  экономика, бюджет, расход и  доход семейного бюджета,

дефицит и профицит семейного бюджета.

Формы работы: групповая, фронтальная

Межпредметные связи: экономика, математика, обществознание

Ведущие понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс.

Межпредметные связи: экономика, технология, обществознание, математика.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Организация начала занятия .

Приветствие.

Проверка присутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

На прошлом занятии учащимся было задано домашнее задание написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу Power Point, на одну из предложенных тем: «Моя семья»; «Деньги любят счёт», «Чем богат человек».

Учитель проверяет наличие домашней работы у всех обучающихся. Желающие могут в течении 2-3 минут могут ответить у доски. Классу предоставляется возможность задавать вопросы  и отнестись экспертно. Далее идет изложение нового материала.

Изложение нового материала.

Перед началом изложения нового материала обучающимся задается вопрос: Что такое семья? Предполагаемые ответы – группа людей, ячейка общества, родственники и др. После чего педагог дет научное определение семьи. В словаре можно найти следующее определение семьи:   «Семья  - социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» Но само по себе понятие семьи намного шире. Семью следует рассматривать с многих сторон: психологи изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи. Семья тесно взаимодействует со всеми общественными сферами: производство, экономика, политика, сфера духовной культуры и др. Конечно, в различные периоды развития человечества, в разных странах, в различных экономических, политических, национальных, религиозных условиях семейные отношения принимали разнообразные формы. Но с полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, полноценное восприятие человеком собственного места в жизни общества.

А сейчас ребята, откройте тетрадь и давайте вспомним таблицу, которую мы заполняли на прошлом уроке, и вам нужно было её заполнить до конца  дома.  Основные графы таблицы  - доходы и расходы семьи. Таким образом, доходы и расходы семьи называются бюджетом.

Бюджет семьи.

Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на ваше содержание  родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя. Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.

Бюджет  -  это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Слово «бюджет» буквально означает « денежная сумка». Начнем с семейного бюджета. В научном понимании семейный бюджет используется для характеристики уровня жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи, а также способ статистического изучения доходов и потребления различных социальных социальных групп и семей разного уровня обеспеченности. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье «Расходы». Под балансом (от французского balance - весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления. Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы: Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела. Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета. Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости. Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов: доходы и расходы. Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Рациональное использование средств для наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов семьи является основной задачей семейной экономики.

Далее предлагается ролевая игра.

Ролевая игра «Семейный бюджет»

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Участники объединяются в семьи (5-6 человек). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:

Группа решает вопрос об общей фамилии.

Участники составляют характеристику семьи; возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы или учебы, наличие пенсии, предполагаемый размер заработной платы, возможные источники других доходов семьи ( их размер, законность), итоговая сумма  ежемесячного дохода.                                                Таблица № 1.

Данные для заполнения таблицы № 1.1 должны браться из таблицы № 1, заполненной на прошлом уроке.

Запланированные доходы

Сумма

Запланированные расходы

Сумма

Заработная плата родителей

Х

Покупка продуктов и одежды

Х

Пенсия бабушки

Х

Оплата коммунальных услуг

Х

Стипендия старшего брата

Х

Поездки на транспорте

(такси, гор. транспорт)

Х

Выигрыш в спортлото

Х

Подарки к празднику

Х

Компенсация на детей

Х

Ремонт бытовой техники

Х

Другие доходы

Х

Сбережения

Х

Всего доходов

Х

Всего расходов и доходов

Х

Все эти данные каждая семья оформляет в таблице № 1( сдается учителю).

Характеристика семьи____________________ (фамилия)

Таблица № 1.1


п/п

Семейный статус

Имя

Отчество

Возраст

Место работы, учебы

Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии

1

Муж

2

Жена

3

Сын

4

Дочь

5

Свекор

6

Свекровь

7

Тесть

8

Теща

Итого:    

Семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов.

Таблица 2.

№ п/п

Наименование статьи расходов

Сумма (руб)

Процент

1

Питание

1.1

Хлеб и крупы

1.2

Мясопродукты

1.3

Жиры (включая масло)

1.4

Овощи

1.5

Фрукты

1.6

Сахар

1.7

Молочные продукты

1.8

Напитки

2

Одежда

2.1

Верхняя одежда

2.2

Белье

2.3

Головные уборы

2.4

Чулочно-носочные изделия

2.5

Обувь

3

Мебель и предметы домашнего обихода

4

Культурно-бытовые нужды

5

Аккогольные напитки и табак

6

Оплата квартиры

7

Транспортные расходы

8

Платежи, сборы, налоги

9

Накопления, сбережения

Общий итог: ___________ (руб.)

Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов не должна превышать доходов каждой семьи.

Таблица № 3

                                             Примерная расходная часть бюджета.

№ п/п

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1

Питание

1.1

Хлеб и крупы

1.2

Мясопродукты

1.3

Жиры (включая масло)

1.4

Овощи

1.5

Фрукты

1.6

Сахар

1.7

Молочные продукты

1.8

Напитки

2

Одежда

2.1

Верхняя одежда

2.2

Белье

2.3

Головные уборы

2.4

Чулочно-носочные изделия

2.5

Обувь

3

Мебель и предметы домашнего обихода

4

Культурно-бытовые нужды

5

Аккогольные напитки и табак

6

Оплата квартиры

7

Транспортные расходы

8

Платежи, сборы, налоги

9

Накопления, сбережения

Во время работы групп педагог периодически подходит к каждой группе, участвует в обсуждении и отвечает на возникающие вопросы.

Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай".

После того как работа в группах завершена, все данные заносятся в таблицу, размещенную на доске.

Фамилия семьи

Д-Р

Ивановы

+

Петровы

-

Сидоровы

+

Семеновы

=

Полученные результаты необходимо проанализировать. Обучающиеся могут предлагать свои варианты сложившейся картины. Могут быть предложены  варианты равного , неравного бюджета и др. Учитель обобщает все ответы и говорит, что бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным. Если  «весы» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.

Итак, сделаем вывод: планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Рефлексия:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2.  То , что вы узнали, пригодится вам в жизни вне школы?

Домашнее задание.

На следующее занятие, ребята, вам необходимо заполнить таблицу

Расходы

П

В

С

Ч

П

С

Сумма

Питание в столовой

Проезд на такси

Покупка канцелярских товаров

Сбережения

Участие в конкурсах

Подарок к празднику

Другое

Х

Х

Х

Х

Х – это расходы, которые могут  быть, но вы не хотите их называть.

Список литературы:

  1. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
  2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.
  3. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
  4. При разработке урока были использованы Интернет-ресурсы.

Раздаточный материал к игре.

Занятие на тему: «Основы домашней экономики»

Цель:



  1. Формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех


или иных затрат и принимать разумное решение.


  1. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость


Занятие на тему: «Основы домашней экономики»

Цель:


  1. Ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета
    семьи, составлением баланса дохода и расхода семьи.

  2. Формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех


или иных затрат и принимать разумное решение.


  1. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость

  1. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
  2. Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи; семейным бюджетом; источниками дохода; рациональным расходованием средств; научить заполнять и вести домашнюю финансовую документацию.

Слайд 3

Что такое семья? Семья - социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью

Слайд 4

Бюджет семьи Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). . Слово «бюджет» буквально означает « денежная сумка»; Семейный бюджет используется для характеристики уровня жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи.

Слайд 5

Бюджет семьи Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. В идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, какие-то расходы (доходы) остались неучтенными. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай".

Слайд 6

Бюджет бывает Сбалансированным - «весы» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам; Дефицитным - расходы превышают доходы; Профицитным - доходы больше расходов.

Слайд 7

Вывод по данному уроку Планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"

Разработка урока экономики по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" Методы обучения: словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам; наглядные –...

Методическая разработка открытого урока "Доходы и расходы"

Простейший способ не нуждаться в деньгах –не получать больше, чем нужно,а проживать меньше, чем можно”В.О. Ключевский...

Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 9,10-11-й классы

Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 9,10–11-й классыРазделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку», а также Информат...

Классный час "Семейная экономика: доходы и расходы" 8 класс

Внеклассное мероприятие  проводится в форме классного часа, где группам-семьям   предлагаются задания по вычислению семейного бюджета, экономному планированию  семьи. Классн...

Методическая разработка внеурочного занятия № 13 по теме «Как появляются расходы семьи» Модуль 1. Доходы и расходы семьи 5 - 7 класс

Пояснительная записка.  Занятие продолжает изучение Модуля 1. Доходы и расходы семьи и подразумевает продолжение разговора на следующем занятии.Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в ...

Финансовая грамотность. Семейный бюджет: доходы и расходы.

Данный материал актуален для обучающихся по АООП (вариант 2 ).На уроке обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет", закрепляют понятия "доходы" и "расходы", знако...

« Мамин кошелек или семейные доходы и расходы» конспект внеурочного занятия

п          Занятие проводилось с целью ознакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать, показать практическое применение при решении задач, науч...