Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)

Рябкова Ольга Викторовна

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а сколько может сберечь и накопить. Выбирая источники финансирования для достижения определенных целей, в разных жизненных ситуациях мы используем возможности различных финансовых организаций. Чтобы это взаимодействие было успешным, необходимо знать возможности и риски, связанные с использованием их услуг. Такие знания важно получать уже в раннем подростковом возрасте, чтобы начинало формироваться рациональное экономическое поведение. Внеурочная деятельность по финансовой грамотности позволяет восполнить пробел в учебных программах общего образования, которые не содержат в достаточном объеме информации по выбору финансовых организаций, их услуг и продуктов. Кружковые занятия способны обеспечить формирование у обучающихся базовых знаний и умений в сфере взаимодействия с финансовыми организациями. Это определяет актуальность выбранной темы.

Форма занятия – образовательный «круглый стол» с представителями финансовых организаций, основной дидактической целью которого является реализация усвоенных знаний в интеллектуальной и практической деятельности обучающихся.

Цель: получить информацию о возможностях увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

Задачи:

  • Получить информацию об основных видах финансовых организаций, их услугах и продуктах для физических лиц;
  • Уметь рассчитывать реальный банковский процент; рассчитывать доходность банковского вклада;
  • Уметь анализировать деятельность финансовых организаций;
  • Научиться оценивать зависимости риска вложений и их доходности.

Оборудование: демонстрационные ПК (мультимедиа проектор, экран), раздаточный материал презентация, фрагмент обучающего видео.

Используемые технологии: технология критического мышления, театрализации, икт.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа. Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюговой Ю. Н., Половниковой А.В «Финансовая грамотность: учебная программа.» 5—9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018;
  2. УМК Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н., Корлюгова: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

Интернет ресурсы

1. Банк России. www.cbr.ru

2. Агентство по страхованию вкладов. http://www.asv.org.ru/

3. Союз защиты потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз). http://finpotrebsouz.ru/

4. Банки РУ www.banki.ru

5.Официальный сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения - http://вашифинансы.рф/

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности.

Тема занятия:

«Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

Учитель истории и обществознания: Рябкова Ольга Викторовна

Аннотация

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а сколько может сберечь и накопить. Выбирая источники финансирования для достижения определенных целей, в разных жизненных ситуациях мы используем возможности различных финансовых организаций. Чтобы это взаимодействие было успешным, необходимо знать возможности и риски, связанные с использованием их услуг. Такие знания важно получать уже в раннем подростковом возрасте, чтобы начинало формироваться рациональное экономическое поведение. Внеурочная деятельность по финансовой грамотности позволяет восполнить пробел в учебных программах общего образования, которые не содержат в достаточном объеме информации по выбору финансовых организаций, их услуг и продуктов. Кружковые занятия способны обеспечить формирование у обучающихся базовых знаний и умений в сфере взаимодействия с финансовыми организациями. Это определяет актуальность выбранной темы.

Форма занятия – образовательный «круглый стол» с представителями финансовых организаций, основной дидактической целью которого является реализация усвоенных знаний в интеллектуальной и практической деятельности обучающихся.

Цель: получить информацию о возможностях увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

Задачи:

  • Получить информацию об основных видах финансовых организаций, их услугах и продуктах для физических лиц;
  • Уметь рассчитывать реальный банковский процент; рассчитывать доходность банковского вклада;
  • Уметь анализировать деятельность финансовых организаций;
  • Научиться оценивать зависимости риска вложений и их доходности.

Оборудование: демонстрационные ПК (мультимедиа проектор, экран), раздаточный материал презентация, фрагмент обучающего видео.

Используемые технологии: технология критического мышления, театрализации, икт.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа. Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюговой Ю. Н., Половниковой А.В «Финансовая грамотность: учебная программа.» 5—9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018;
  2. УМК Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н., Корлюгова: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

Интернет ресурсы

1. Банк России. www.cbr.ru

2. Агентство по страхованию вкладов. http://www.asv.org.ru/ 

3. Союз защиты потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз). http://finpotrebsouz.ru/ 

4. Банки РУ www.banki.ru

5.Официальный сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения - http://вашифинансы.рф/

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

 Основные этапы занятия:

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-целевой

3. Изучение нового материала

4. Первичное закрепление

5 Подведение итогов, оценка работы учащихся

6. Инструкция по выполнению домашнего задания

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на позитивный лад и сегодня продуктивно потрудимся на нашем занятии.

II. Мотивационный этап.

1)- Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, в котором известные вам герои – смешарики, попадают в некоторую ситуацию. После просмотра предлагаю ответить на вопросы (вопросы на слайде презентации):

- Какой финансовый инструмент, иносказательно представленный в виде кокосовых орехов помог смешарикам выжить на необитаемом острове и дождаться помощи? (инвестиции, инвестирование)

- Что такое инвестиции? ( размещение капитала с целью получения прибыли.)

- Какой не очень приятной чертой, и это видно во фрагменте, обладают инвестиции? (рискованность, всегда существует риск потерять вложения)

2) Показ фрагмента: обсуждение, вывод

3) Повторим основные моменты, связанные с ситуацией в видеофрагменте: 

  1. С помощью чего можно сделать инвестиции? (с помощью финансовых организаций)
  2. Что такое финансовая организация? ( организация, которая собирает временно свободные средства и размещает их с целью получения прибыли)
  3. Какие финансовые организации в нашей стране вы знаете? (банки, страховые организации, ПФР, НПФ, микрофинансовые организации и т.д.)
  4. Назовите организации, защищающие интересы потребителей финансовых услуг. 

(ФАС – Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор, служба БР по защите потребителей финансовых услуг…)

Учитель: Итак, как вы уже поняли, сегодня пойдёт речь о финансовых организациях!

Тема занятия звучит так: «КАК УВЕЛИЧИТЬ СЕМЕЙНЫЕ ДОХОДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.  (слайд)

Учитель: Финансовые организации используют множество инструментов управления и приумножения средств граждан. И одним из таких инструментов является инвестирование свободных денежных средств населения, то есть  вложение.

Глоссарий нашего занятия  (слайд)

- финансовые организации – организация, которая собирает временно свободные средства

- инвестиции - это размещение капитала с целью получения прибыли.

- сбережения - это накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения их потребностей в будущем

- накопления – регулярное увеличение сбережений.

Учитель:

Ситуация. Представим, что семья Ильи Ветрова давно хотела продать свою трёхкомнатную квартиру и купить четырёхкомнатную, чтобы всем хватало места. На доплату требовалось 350 тыс. р., а накоплений у семьи было только 200 тыс. р. Бабушка последние 5 лет откладывала деньги, и у неё набралось 100 тыс. р., которые она держала в шкафу. Папа Ильи получил премию 50 тыс. р., а маме удалось сэкономить за 3 месяца 30 тыс. р. Дедушка продал зимнюю резину от своего старенького автомобиля, на котором всё равно зимой никто не ездил. Семья собралась на совет, чтобы решить, как поступить со сбережениями и что делать дальше.

- Как сохранить и приумножить свои сбережения?

- Какие финансовые организации могут в этом помочь семье?

III. Изучение нового материала.

Учитель: - Давайте поможем Ветровым в данной конкретной ситуации.

Чтобы определиться, как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций необходимо познакомиться поближе с теми из них, которые действуют в РФ. В РФ существуют разные виды финансовых организаций, каждая из которых оказывает определённые финансовые услуги.

НО!  Мы будем говорить не обо всех организациях, а только о тех, услугами которых может воспользоваться обычный человек, не имеющий специального финансового образования.

  1. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы)
  2. Коммерческие банки
  3. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
  4. Страховые компании 

- А кто нам, обычным людям, сможет квалифицированно рассказать о перечисленных финансовых организациях как не их работники?

Представьте, что вы и есть служащие разнообразных финансовых организаций. Ваша задача рассказать, как они работают. Для этого вы получили опережающее задание по группам. И сейчас я предоставляю слово вам.

РАБОТА В ГРУППАХ

(участники каждой группы выступают в качестве представителей (работников) финансовых институтов)

  1. ПИФ-Паевые инвестиционные фонды.

Выступление группы: Паевой инвестиционный фонд — это имущественный комплекс, который объединяет средства мелких вкладчиков, одна из форм коллективного вложения средств (инвестирования). ПИФ позволяет осуществлять инвестиции и получать дополнительный доход.

Средства клиентов фонда передаются в доверительное управление управляющей компании, а она, в свою очередь, вкладывает их в ценные бумаги (например, акции, облигации) или другие активы. Целью вложения средств в паевые фонды является получение дохода от роста стоимости таких активов.

 Структура работы ПИФов отражена на слайде

- В отличие от банковского депозита доходность от вложений в ПИФ никто гарантировать не может. Это зависит от мастерства финансовых специалистов, которые этим ПИФом управляют.

Вот почему, выбирая ПИФ для вложения сбережений, нужно обязательно выяснить, как этот фонд зарабатывал деньги для своих вкладчиков в прошлом. Найти такую информацию можно в Интернете, а QR-код поможет это сделать в считанные минуты.

Преимущества паевых инвестиционных фондов по сравнению с инвестициями через брокера:

  • доступность, так как сумма инвестиций может начинаться от 1-3 тыс. руб.;
  • разнообразие инвестиционных рисков даже для минимальных инвестиций;
  • жёсткий контроль за деятельностью ПИФа со стороны государства;
  • прозрачная инфраструктура: средства пайщиков отделены от средств управляющей компании и хранятся в специализированном депозитарии;
  • профессиональное управление;
  • высокая ликвидность пая (для открытых фондов);

Минусы паевых инвестиционных фондов

  • Более высокий риск по сравнению с депозитами (инструментами с фиксированной доходностью и законодательно гарантированным возвратом средств), 
  • Дополнительные расходы на оформление и хранение инвестиционных сертификатов.
  • Капитал пайщика в случае обвала на рынке не защищён. избавляясь от всех дешевеющих бумаг, так как их руки не связаны подобными законодательными нормами. Это стимулирует ещё больший обвал на рынке

2.Коммерческие банки

Выступление группы: Коммерческий банк — это организация, которая собирает временно свободные деньги у тех, кто умеет делать сбережения, и даёт эти деньги за плату во временное пользование тем, кому эти деньги срочно нужны на личные нужды или на расширение бизнеса.

Банки осуществляют:

  • приём вкладов под процент,
  • кредитование,
  • денежные переводы,
  • обмен валют.

Структура работы коммерческих банков отражена на слайде.

КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

В РФ существует двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Центральным банком – ЦБ РФ. Он выполняет регулятивные и эмиссионые функции и работает только с коммерческими банками. Коммерческие банки – это второй уровень банковской системы РФ. Именно она работают как с юридическими лицами (организациями), так и с физическими – простыми гражданами.

Коммерческие банки в РФ – это кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Коммерческий банк собирает временно свободные деньги у тех, кто желает и умеет делать сбережения, и даёт эти деньги за плату во временное пользование тем, кому эти деньги срочно нужны на личные нужды или на расширение бизнеса.

Таким образом, банки осуществляют:

  • приём вкладов под процент,
  • кредитование,
  • денежные переводы,
  • обмен валют.
  • посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами.

Банки позволяют физическим лицам осуществить сбережения, накопления и инвестиции.

Сбережения граждан — это часть дохода, полученного за некоторый период, которая не потрачена на текущее потребление, а сохранена и вложена для использования в будущем. Для того чтобы сберегать свои денежные средства, граждане чаще всего обращаются в банк. Размеры и способ хранения таких сбережений граждане определяют самостоятельно.

Размещение личных финансов на счетах помогает сберегать денежные средства, а размещение их на вкладах позволяет получить процент по вкладу -  дополнительный доход. Это позволяет гражданам не только сберечь свои средства, но и накопить. Накопление – это процесс аккумулирования сбережений, который возможен лишь в том случае, если сохранение части дохода является не разовым, а происходит регулярно, например, ежемесячно. Накопления можно классифицировать в зависимости от длительности срока на краткосрочные и долгосрочные.

Для того чтобы надёжно сохранять свои сбережения, иметь к ним доступ в любое время, а также получать некоторый доход за счет процентов, можно открыть в банке различные виды вкладов (фиксированный доход), а также сберегательный или, как его ещё называют, накопительный счет (% может быть изменён банком).

Депозиты - все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

Виды депозитов

До востребования                                                               Срочные депозиты

1%, но забрать деньги можно                                    5-9%, но на определённый срок, в любое время

                                                                        а если раньше срока, то как вклад до востребования – 1%

Вклады защищены государством, поэтому надёжны, риск потерь минимален. Один минус – накопление требует времени. Поэтому больший доход принесёт только долгосрочный вклад. Стоит отметить, что сбережения не станут накоплениями, если проценты не перекрывают инфляцию или незначительно больше неё.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/02/s_5e860d1ed7a3e/img11.jpg

  1. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Выступление группы:

Негосударственный пенсионный фонд — это финансовая организация, аккумулирующая добровольные взносы вкладчиков, осуществляющая инвестирование средств на финансовом рынке с целью извлечения дохода и проведения пенсионных выплат. Позволяет гражданам создать дополнительную финансовую поддержку на пенсии. Схема работы НПФ включает несколько ключевых элементов (слайд)

Решая в будущем, в какой НПФ вложить часть своих сбережений, обратите внимание на два вида информации (слайд презентации):                       Решая в будущем, в какой НПФ вложить часть своих сбережений, обратите внимание на два вида информации: • доход, который фонд заработал для своих вкладчиков в среднем за несколько лет (а не только за прошлый год); • надёжность фонда, оценённая специальными организациями (рейтинговыми агентствами).

• доход, который фонд заработал для своих вкладчиков в среднем за несколько лет (а не только за прошлый год);  

• надёжность фонда, оценённая специальными организациями (рейтинговыми агентствами).

Пройдя по QR-код, вы можете познакомиться с необходимой информацией.

4.Страховые компании.

Выступление группы:

Страховая компания — это финансовая организация, осуществляющая страхование рисков граждан и предприятий на основе заключенного договора. Предоставляет услуги по страхованию жизни и здоровья, имущества и др. (слайды презентации).

Функции страхования: обеспечивает уверенность в завтрашнем дне; выступает стимулом в создании бизнеса; увеличивает инвестиции в экономику.

Виды страхования: добровольное (по инициативе страхователя на основе договора); обязательное (принудительная форма, не требуется согласие страхователя, регулируется законом: ОМС, ОСАГО); личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность), имущественное (страхуется имущество), страхование экономических рисков (страхование от возможных убытков от предпринимательской деятельности), страхование ответственности.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. - Однако, инвестиции всегда связаны с вложением средств, основанным на риске. Когда мы говорим об уровне рискованности вложений, то речь идёт о надёжных институтах. Как выбрать надёжную инвестиционную организацию? (подробно описано в разделе «Риски в мире денег»)

- Давайте проанализируем таблицу на слайде.

Срок инвестирования для наибольшей доходности

Могут быть достаточно краткосрочными (от 3 до 9 месяцев)

Длительные сроки инвестирования

Длительные сроки инвестирования

Длительные сроки инвестирования

Длительные сроки инвестирования

  1. Возврат к первоначальной ситуации.

Учитель: Напомню, что семья Ильи Ветрова давно хотела продать свою трёхкомнатную квартиру и купить четырёхкомнатную, чтобы всем хватало места. На доплату требовалось 350 тыс. р., а накоплений у семьи было только 200 тыс. р. Бабушка последние 5 лет откладывала деньги, и у неё набралось 100 тыс. р., которые она держала в шкафу. Папа Ильи получил премию 50 тыс. р., а маме удалось сэкономить за 3 месяца 30 тыс. р. Дедушка продал зимнюю резину от своего старенького автомобиля, на котором всё равно зимой никто не ездил. Семья собралась на совет, чтобы решить, как поступить со сбережениями и что делать дальше.

Давайте ответим на вопросы:

- Как сохранить и приумножить свои сбережения?

- Какие финансовые организации могут помочь в этом семье Ветровых?

- Что бы вы посоветовали семье Ветровых, исходя из полученной на занятии информации?

Примерный ответ учащихся:

1. Не хранить сбережения дома, а воспользоваться финансовыми организациями и превратить сбережения в накопления

2.Из возможных финансовых организаций семье Ветровых подойдёт коммерческий банк, а именно –  банковский депозит (т.е. вклад).

Т.к. у него депозита низкий уровень риска, высокий уровень ликвидности, большая вариативность сроков инвестирования, ну а доход хоть и средний, не высокий, зато гарантированный.      

В случае семьи Ветровых лучше всего положить деньги во вклад в банк, например, на год (на период, за который они смогут накопить оставшуюся сумму), с тем чтобы через год вернуть свои деньги обратно и получить известный заранее гарантированный процент.

Например, если семья Ветровых положит в банк во вклад 200 тыс. р. под 8% годовых, то после окончания срока вклада получит 216 тыс. р.

V. Подведение итогов, комментарии учителя.

ВЫВОДЫ (отображены на слайде презентации)

Чтобы сохранить и приумножить свои денежные средства, есть немало финансовых помощников.

В жизни молодого человека или молодой семьи первым шагом может и должно стать открытие в банке накопительного счёта (депозита с возможностью пополнения).

По мере роста накоплений их часть можно будет перевести в ПИФ или использовать ещё какую-то возможность доходного вложения денег.

А по достижении 30-летнего рубежа часть сбережений уже разумно помещать в НПФ и/или страховые компании, чтобы обеспечить себе безбедную старость.

Чтобы все присутствующие чувствовали себя защищёнными, знали где можно найти необходимую правовую информацию рекомендуем воспользоваться услугами ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, на который вы без труда можете перейти по QR-коду

VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Представьте, что вы решили застраховать свою квартиру. Пользуясь интернет - ресурсами, найдите четыре-пять подходящих компаний и выберите из них ту, с которой бы вы заключили договор, пользуясь такими критериями отбора как: цена договора, близость расположения, репутация по отзывам клиентов, наличие дополнительных услуг, понятность и доступность условий договора. Для облегчения поиска заполните таблицу: (страница учебника 118-130)

Альтернативный вариант выполнения задания: проанализируйте предложения страховых компаний, работающих в нашем городе и выберите из них ту, с которой бы вы заключили договор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"

Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...

Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»

Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения...

Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»

Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Методическая разработка занятия по курсу "Финансовая грамотность" 7 класс. Мини-проект "Деньги" 2 часа.

Данная методическая разработка занятия расчитана на два занятия. В результате данных занятий появляется продукт в виде брошюр или плакатов....

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...