Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»
план-конспект занятия по экологии (8 класс) на тему

Лилия Васильевна Дмитриева

Актуальность

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Экологическое краеведение призвано помочь людям осознать ценность природных ресурсов и экологических процессов, выделить факторы, угрожающие окружающей среде, сформировать представления о возможных действиях, направленных на сохранение окружающей среды. В решении экологических проблем, имеет большое  значение система экологического образования, направленная на сохранение природного разнообразия, красоту природных ресурсов для будущих поколений

Педагогическая целесообразность  состоит в том, что содержание занятия  направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.

Цель занятия: познакомить с экологическими проблемами  Белгородской области.

Задачи:

  1. Способствовать формированию экологического сознания и мышления на примере Белгородской области.
  2. Содействовать развитию умений анализировать текст, таблицы, схемы, составлять описание наиболее важных экологических ситуаций, давать оценку и  прогнозы, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekologiya.docx370.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кощеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

(МБОУ «Кощеевская СОШ»)


Методическая разработка занятия
 кружка

«Основы экологической культуры»

Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»

Автор:

учитель биологии и химии,

руководитель кружка

Дмитриева Лилия Васильевна

2018 год

Введение

Актуальность

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Экологическое краеведение призвано помочь людям осознать ценность природных ресурсов и экологических процессов, выделить факторы, угрожающие окружающей среде, сформировать представления о возможных действиях, направленных на сохранение окружающей среды. В решении экологических проблем, имеет большое  значение система экологического образования, направленная на сохранение природного разнообразия, красоту природных ресурсов для будущих поколений

Педагогическая целесообразность  состоит в том, что содержание занятия  направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.

Цель занятия: познакомить с экологическими проблемами  Белгородской области.

Задачи:

  1. Способствовать формированию экологического сознания и мышления на примере Белгородской области.
  2. Содействовать развитию умений анализировать текст, таблицы, схемы, составлять описание наиболее важных экологических ситуаций, давать оценку и  прогнозы, умение работать в коллективе.

Тип занятия: открытие новых  знаний

Оборудование: шаблон карта области, карточки с заданиями, государственный доклад об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году правительство Белгородской области департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области, индивидуальные карты с заданиями, листы А4, условные знаки, презентация.

Методы: словесный, проблемный, частично – поисковый.

Форма занятия: групповая

Планируемые результаты: обучающиеся повторят общие экологические  понятия; закрепят навык работы с разными источниками информации (текст доклада, тематические карты), умение работать в группе, составлять мини - проекты с использованием опорных схем.

Продолжит формироваться  интерес к родной природе, желание больше узнавать об экологических особенностях родного края.

Ход занятия:

  1. Организационный  момент 

Слайд №1.

-Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии кружка. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, дома в семье. Поэтому, в  начале нашего занятия я хочу задать вам несколько вопросов.

Что же  такое экология?

Что такое экологические факторы?

Что такое экологический кризис?

  1. Основная часть

Изучение и первичное закрепление знаний

Ребята, посмотрите, пожалуйста, небольшой  видеофрагмент, он подскажет вам тему нашего занятия

Слайд №2

Просмотр видео - презентации «Белгородская область»

Итак, я думаю, вы уже поняли, что сегодня речь пойдет  об экологии Белгородской области.

Тема нашего занятия «Проявления экологического кризиса в Белгородской области».

Слайд №3 Постановка творческой задачи.

Где на земле белгородской жить хорошо? Как вы думаете, в каком районе области с точки зрения экологической ситуации лучше всего жить?»

Для того что бы убедиться в верности ваших предположений и  ответить на мой  вопрос я предлагаю вам провести небольшое исследование.

Целью нашего исследования будет составление экологического рейтинга районов Белгородской области.

Слайд №4

Проведя исследование, мы сможем определить районы с лучшими экологическими условиями и определить  районы с  проявлениями экологических проблем.

Работать вы будете с выдержками из Государственного доклада «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году», так как доклад за 2018 год еще не опубликован.

Этот официальный ежегодный документ наиболее полно характеризует экологическую обстановку в Белгородской области за прошедший годовой цикл.

В докладе рассмотрены вопросы состояния воздушного и водного бассейнов, сохранности земель, особенности порядка сбора, хранения и размещения отходов.

Так же у вас имеются  тематические карты - схемы. Приложение 1

В начале занятия я попросила вас сформировать две рабочие группы. Каждая группа получает индивидуальную карточку с заданиями.

Прошу выбрать старшего по группе (модератора), он будет контролировать участие каждого в работе группы, распределит задания, будет контролировать темп работы, следить за временем.

После истечения времени 7 минут, прошу выступить каждую группу и рассказать своим товарищам из другой группы о существовании каких экологических проблем вы узнали.

Работать вы будете по инструкционным картам. Приложение 2

Работа в группах.

Выступают группы,  возле схемы «Экологический рейтинг районов Белгородской области» рассказывая учителю и своим товарищам из второй группы об экологических проблемах в районах области. Выступления групп.

  1. Заключение.

Учитель:  В каком районе области вы хотели бы жить?

Пожалуйста, распределите места между районами по критериям:

1 место - нет проблем, одна проблема

2 место – 2 проблемы

3 место – 3 проблемы

4 место-4 проблемы

Прошу всех вас прикрепить номера соответствующие занятому месту  на схему.

Изменилось ли ваше мнение? На каком месте в рейтинге  наш Корочанский район?

Слайд №5

Учитель: Белгородская область по данным «экологического рейтинга субъектов Российской Федерации», проводимого общероссийской экологической организацией «Зеленый патруль», на период лета 2018 года входит в десятку «лучших» регионов, занимая 4 место. Согласно экологическим контрольным лабораторным анализам, в Белгородской области не наблюдается превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере, воде или почве ни по каким параметрам.

Белгородская область, согласно данным Росстата, является самым привлекательным регионом для постоянного места жительства после Санкт-Петербурга и Москвы. Благополучную ситуацию эксперты связывают с тем, Белгородская область - преимущественно аграрный регион, население экологически грамотно, имеется много зеленых насаждений, и политика благоприятствует поддержанию экологии в должном состоянии. Тем не менее, экологические проблемы в Белгородской области, безусловно, имеются. Сегодня на нашем занятии мы составили схему-рейтинг районов Белгородской области по экологическим показателям.

Слайд №6

Завершить наше занятие я хочу словами:

Есть, возможно, уголок красивей,

есть богаче, шире есть края.

Но из всей моей России

ближе к сердцу Белгородчина моя!

Литература

Дегтярь, А. В. Д26 Экология Белогорья в цифрах : монография / А. В. Дегтярь, О. И. Григорьева, Р. Ю. Татаринцев. – Белгород : КОНСТАНТА, 2016. – 122 с. : ил.

Дроздов В.В. Общая экология. Учебное пособие. - СПб.: РГГМУ, 2011. - 412 с.

Зверев А.Т. Основные законы экологии. – М.,: Издательский дом Паганель, 2009.

– 171 с.

Правительство Белгородской области департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области

Государственный доклад об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году

Приложение 1

belgoblast.jpg

251871_html_8323a87.jpg

        59b0ea0267a79.jpg

img2 (1).jpg

Приложение 2

Инструкционная  карта для 1 группы

Тема: «Проявление экологического кризиса в Белгородской области»

Источники информации:

  1. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году». Тематические карты, таблицы.
  2. Тематические карты, таблицы.

Задание:

  1. Выбрать информацию из доклада и тематических карт о состоянии и проблемах  атмосферного воздуха, поверхностных и подземных источников воды в области.
  2. Подготовить устное краткое пояснение и отметить условными знаками проблемные районы на Рейтинг-схеме Белгородской области.

Инструкционная карта для 2 группы

Тема: «Проявление экологического кризиса в Белгородской области»

Источники информации:

  1. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году». Тематические карты, таблицы.
  2. Тематические карты, таблицы.

Задание:

  1. Выбрать информацию из доклада и тематических карт о состоянии и проблемах  обращения с отходами производства и потребления, об антропогенном  воздействие на почвы в области.
  2. Подготовить устное краткое пояснение и отметить условными знаками проблемные районы на Рейтинг-схеме Белгородской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращен...

Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"

Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...

Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»

Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения...

Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»

Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...

Методическая разработка занятия кружка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: “Победа, 75”.

Данное интегрированное занятие по английскому языку и истории по теме “Victory, 75” дисциплины Иностранный  язык (на основе проектной методики), представляет пример активного использо...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...