Конспект урока СБО в 11 классе "Бюджет семьи .Источники дохода"
план-конспект урока (11 класс) по теме

Дрожжина Вера Алексеевна

 

Урок изучения нового материала.

Цель: сформировать понятие семейный бюджет, источники дохода.

Отработать приёмы составления семейного бюджета на примере составления  бюджета условной семьи.

Задачи:

  1. Формировать знания о понятии «бюджет семьи», расходов и доходов.
  2. Активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
  3. Воспитывать  готовность самостоятельно решать поставленные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок СБО  в 11 классе (коррекция VIII вид).

  Тема:  «Бюджет семьи. Источники дохода»

Урок изучения нового материала.

Цель: сформировать понятие семейный бюджет, источники дохода.

Отработать приёмы составления семейного бюджета на примере составления  бюджета условной семьи.

Задачи:

  1. Формировать знания о понятии «бюджет семьи», расходов и доходов.
  2. Активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
  3. Воспитывать  готовность самостоятельно решать поставленные задачи.

План  урока:

1.Организационный момент. Актуализация темы.

2. Изучение нового материала.

3.. Д/З.

4. Закрепление

Ход урока.

1.Организационный момент.

 Приветствие. Тема урока: (записана на доске)  «Бюджет семьи. Источники дохода».

Актуализация темы.

Эвристическая беседа.

- Ребята. Приходилось ли вам слышать слова: бюджет семьи, доходы? (Да.)

- Как вы думаете, что они означают? Какие мысли возникают при упоминании этих слов? (Деньги.)

- Правильно,  семейный бюджет – это  доходы и расходы одной семьи за определённый период времени (месяц или год).

2. Изучение нового материала.

- Ребята,  как  вы считаете, из чего складываются  доходы вашей семьи?  (ответы: заработная плата мамы +  заработная плата папы + пособие на ребёнка и др

- Обратите внимание, ребята, с левой стороны в табличке указаны все полученные средства из чего складывается доход семьи. Это указаны источники дохода. (на доске размещены таблицы)

 

- С правой стороны размещены статьи расходов в семье.

- А сейчас попробуем  сформулировать определение  «расходы».  (Расходы–это деньги, которые  тратят члены одной семьи)

- Ребята, а сейчас выберите какие из этих статей главные, без которых семья прожить не сможет:

-обязательные платежи, налоги, коммунальные услуги;

-питание;

-одежда,обувь,предметы домашнего обихода.

- Остальные являются  не обязательными, их можно в бюджет не включать.

- Чтобы рассчитывать семейный бюджет, нужно знать на что расходуются деньги.Денежные расходы делятся на три основные группы: личное потребление; налоги и обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.

- Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным? (налоги,коммунальные услуги,оплата услуг детского сада,погашение банковского кредита и т д.)

- А что мы можем отнести к денежным расходам личного потребления? (питание, одежда,обувь и т.д.)

-А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным?

- Правильно, к коммунальным платежам относятся: плата за отопление,газ,воду,телефон,электроэнергию и т.д.

  • Чтобы лучше всего представить себе семейный бюджет, рассмотрим его на примере условной семьи Ивановых, состоящей из 4 человек:
  1. Папа,  работает строителем
  2. Мама,  работает ветврачом
  3. Старшая дочь,  школьницы
  4. Младшая дочь, посещает детсад                                                                                                                                                                                                                                                  Живут они, как и мы в деревне.    

Доска.  Учитель вывешивает на отдельное левое крыло  доски  рисунки:  папа строитель, мама  ветврач, дочь школьница,  дочь   дошкольница, и зарплату матери, отца, пособия на детей.

 Приложение№1

 В этой  семье доходы сложатся вот из чего:                

1.  Зарплата папы-6 000 рублей

2. Зарплата мамы-5 000 рублей

3. Детское пособие на 1 ребёнка- 200  рублей

4. Детское пособие на 2 ребёнка- 240  рублей.

- Ребята, сосчитайте какой доход имеет эта семья, выполнив задание №2 на карточке.  (Ответ: получилась сумма  11440 рублей)

-Но это ещё не всё.  Семья Петровых получает доход и от ведения личного подсобного хозяйства. Они   держит корову,  которая даёт условно 15 литров молока в день: 5 литров семья оставляет себе,  а 10 литров продаёт  по  20  рублей за литр.

Доска. Учитель вывешивает картинку: корова и молочный бидон.

- Ребята, сосчитайте сколько денег получает эта семья  от продажи молока каждый день  и за 1 месяц?  (ответ: 20 * 10 = 200 рублей в день,  200 * 30 = 6000 рублей в месяц.)

6000 рублей в месяц  - это дополнительный доход  семьи Петровых от ведения личного подсобного хозяйства.

Доска. Учитель вывешивает картинку с доходом от коровы 6000 рублей.

Приложение№1

Чтобы найти весь доход этой семьи, нужно сложить 11440  и 6000 рублей.

 - Ребята, сосчитайте сколько денег получает эта семья   всего в месяц. (Ответ: 11440 +6000 =17440)

-А теперь давайте сосчитаем расходы семьи Петровых.  Задание №3 на карточке.

Доска. Учитель вывешивает цифры  с затратами  семьи,  без которых невозможно прожить каждой семье.

 Приложение№2

  1. Оплата  жилья  -  240 рублей
  2. Коммунальные услуги (свет, газ)  -  500 рублей + дрова 3000 рублей = 3500
  3. Предметы личной гигиены  - 200 рублей
  4. Питание из расчёта  2000 рублей на 1 человека * 4 = 8000 рублей
  5. Плата за детсад – 500 рублей

(расходы составили 12440 рублей)

- Ребята, сравните цифры и скажите, сто получилось больше доход семьи Петровых или расход?  (доход)

- На сколько больше? Сосчитайте.  (на 5000 рублей)

- Как эти деньги можно назвать?  (это сбережения семьи)

- Ребята, подумайте, что было бы с бюджетом семьи, если бы в семье Петровых  не было коровы?

Доска. Учитель  убирает картинку: корова и молочный бидон, доход 6000 рублей, остаётся доход 11440 рублей.

- Ребята, скажите,  что теперь будет больше доход семьи или расход и на сколько? (расход будет больше дохода на 1000 рублей)

- Может быть такое?  (нет)

- Как же тогда быть семье Петровых?  (возможны 2 варианта: 1) урезать статьи расходов то есть экономить на чём–либо, и 2) либо занять деньги в долг)

- Такой бюджет называют дефицитным.

4. Закрепление

Итак, ребята, сегодня на уроке вы познакомились с понятием семейный бюджет, с доходами и расходами семьи.

1. Подумайте и ответьте какой по-вашему бюджет лучше:

а) где доходы больше расходов,

б) где доходы = расходам,

в) где доходы меньше расходов и почему?

( где доходы меньше расходов, так как у семьи остаются сбережения)

2) Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Этим занимаются родители. А другой считает, что школьники должны быть в курсе доходов и расходов семьи.  Кого и почему вы поддерживаете в этом споре?

3) Каков может быть ваш вклад в семейный бюджет?

 Оценки за урок. Урок закончен. Спасибо за работу,  до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

Конспект урока по ОБЖ "Город как источник опасности"

В данном конспекте преподаватель излагает учащимся основные опасности , которые могут встретиться им в современном городе. Основное внимание уделяется выработки у детей практических умений и навыков п...

План-конспект урока на тему "Нефть -природный источник углеводородов"

Разработка урока на тему   "Нефть - природный источник углеводородов" включает всебя  подробный конспект урока на данную тему, при обьяснении нового материала используется презентация, котор...

план- конспект урока СБО в 8 классе, тема : "Бюджет семьи. Источники дохода"

Содержание конспекта занятия направлено на  знакомство обучающихся  воспитанников с понятием "бюджет", его источниками дохода , а также на формирование   умений  у обучющихся ...

Разработка урока экономики в 5 классе"Источники доходов семьи"

Учащиеся знают / умеют…·         знают кто такая семья·         знают кто такие потребители, производители·...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...