«Бюджет семьи: доходы и расходы. Оплата коммунальных платежей».
методическая разработка (8 класс)

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_vospit_chas.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат».

Благовещенский район, Алтайский край

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

ПО ТЕМЕ:  «Бюджет семьи: доходы и расходы. Оплата коммунальных платежей».

ФИО: Клиппенштейн Наталья Андреевна

учитель СБО.

Поликарпова Екатерина Ивановна

воспитатель 8 класса

Класс : 8.

II квартал, 2018-2019 учебный год.


Схема конспекта урока

Предмет:  Социально-бытовая ориентировка.  Воспитательский час.  Класс: 8

Тема урока: Бюджет семьи: доходы и расходы. Оплата  коммунальных платежей.

Цель урока: Формирование и систематизация  знаний и умений  воспитанников о семейном бюджете, доходной и расходной части, обучение умению совершать коммунальные платежи.  

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о семейном бюджете, источниках дохода и видах расходов. Познакомить воспитанников с правилами оплаты коммунальных платежей за электроэнергию, рациональным расходованием средств.

Коррекционно-развивающая: развивать познавательные способности воспитанников на основе коррекционных упражнений ; развивать способность сравнивать и анализировать, умение работать индивидуально и в группе

Воспитательная: воспитывать способность бережного отношения к деньгам их рациональному использованию, познавательный интерес к предмету; 

Тип урока: Урок закрепления знаний  и изучения нового материала.

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период).

1. Организационный момент (организация начала урока), включающий:

Цель:. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению ранее изученного и нового материала.

Задачи: Формировать УУД,  настроить на  положительное отношение к уроку, воспитывать желание приобретать новые знания.

Форма работы: фронтальная

Методы: диалог с учителем

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся готовятся к уроку, стоят молча приветствуя учителя.

Приветствуют гостей.

Садятся.

Здоровается с учащимися, проверяет все ли готовы к уроку.

 Встали ровно, подтянулись.

И друг другу улыбнулись.

Улыбнуться можно не только друг другу, но и мне и нашим сегодняшним гостям.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня у вас ребята не обычный урок СБО…….

Оглянитесь, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Все гости люди вам знакомые. Поэтому теперь отвлекаться на них мы не будем, а будем  как всегда много

Я желаю вам успехов.

На парте лежат тетради по СБО, ручка, карандаш.

2. Повторение ранее изученного материала:

Цель: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Задачи: Формировать УУД посредством обращения  к ранее приобретенному социальному и учебному опыту, развивать мотивацию к учебной деятельности и социальной адаптации,  воспитание умения слышать и слушать.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы: Словесный (эвристическая беседа), наглядный , проблемный (метод мотивирования учащихся).

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: личностно-адаптированный, сотрудничество.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: поощрение и благодарность ученикам.

1.Полнота и правильность ответа;

2.Степень осознанности, понимания изученного;

3. Языковое оформление ответа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята сесть сможете только после того как угадаете слово, которое есть у каждого на карточке. ( У каждого загадка или ребус  с ответами «члены семьи»).    

(Делают вывод, что речь о семье )

- Что такое семья? (это люди, проживающее вместе и ведущее общее хозяйство)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

И еще конечно сможет

Свои знания преумножить.

 

Жена твоего папы тебе кто? (мать)

Мать твоего отца тебе кто? (бабушка)

Отец твоей матери тебе кто? (дедушка)

Брат отца или матери тебе кто? (дядя)

Сын твоих родителей тебе кто? (брат)

Мама твоей мамы ( твоя бабушка с  маминой стороны ) для твоего отца? (теща)

Индивидуальное задание по группам

 

3. Постановка цели и задач урока, включающая:

Цель:  самостоятельное определение учащимися темы урока и его целей.

Задачи: определить тему урока, систематизировать знания по ней.

Методы: словесные, наглядно - практические, элементы проблемного изучения.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: поощрение и благодарность ученикам.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Учитель СБО: 

-Ребята почему 7 Я? Вспоминаем!!!

Задание.

 -Давайте составим схему обычной семьи в виде ромашки, поскольку именно ромашка – это символ семьи в нашей стране. « СЕМЬЯ».

- (Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью".

Вывод: -С полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни.

Введение в тему.

-Сейчас вы узнаете  слово, значение  которого  имеет важную роль  в каждой семье. Но для этого надо правильно  решить «Математическое лото».(Счет примеров с числами, полученными при измерении стоимости).

 ( на слайде после правильно решенного примера открываются буквы)

- Составьте слово из данных букв. («БЮДЖЕТ») 

Определение целей и темы урока.

Учитель СБО:

Ребята о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке?

Мы уже знаем что такое бюджет. Вспомним с вами из чего что такое «доходы»  и «расходы». Разберемся, какие расходы называют обязательными, а какие необязательными. Вычисляя примеры на практике, наглядно увидим, почему нужно бережно относиться к бюджету.

4. Изучение нового учебного материала.

Цель: сформировать элементарные представления о семейном бюджете, его составляющих: доходной и расходной части.

Задачи: получить знания об источниках дохода, основными статьями расходов и рациональном использовании семейных средств.

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; воспитать умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы и методы изложения нового учебного материала: эвристическая беседа, проблемный метод, обсуждение.  

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных и групповых заданий, деятельностный метод.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с  иллюстративными материалами,  подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работают в группе.

 

Бюджет – в переводе с английского обозначает «денежная сумка». Кошелек вывешивается на доску.

ЖЕРЕБЬЕВКА по СЕМЬЯМ.

Ромашковы – Леонов Яковлев Дубовская

Цветковы – Шилин Таран, Наливайко

Лютиковы – Шестаков, Киреева, Кухаренко, Маркелова

У вас у каждого есть семья, дом, заселитесь в свои дома ну и каждого есть свой бюджет. Получите свой бюджет. Подсчитайте его.

  Чтобы кошелек наш был всегда полным нужны что?

ДОХОДЫ.

Теперь каждая семья решит из чего состоят их доходы.

Опрос семей.

Названные доходы вывешиваются на доску, дополняются теми что забыли назвать дети. Умение вести семейный бюджет – это трудно.  

ВОСПИТАТЕЛЬ Нет разницы, кто управляет финансами мужчина или женщина. Главное, чтобы всё в семье было организованно и никаких конфликтов из-за финансов не будет.  Правильное  ведение СБ заключается  в разумной их трате - расходе .

-Бюджет семьи – это не только доход, но и расход.

Какой же у ваших семей расход. Также каждая семья называет расходы, они в виде монет вывешиваются на доску, дополняются не названными.

  Важная часть семейных расходов это оплата коммунальных услуг (плата за квартиру, за пользованием электричеством,  транспортные расходы…)

2 урок.

Учитель СБО Ребята прошлый урок мы с вами завершили на том, что важным расходом семейного бюджета является оплата коммунальных платежей. Что входит в оплату коммунальных платежей.

Ответы учеников.

Воспитатель: А о каком виде коммунальных платежей  мы будем говори подробнее вы узнаете отгадав загадку.

К дальним селам. городам,

Что идет по проводам?

Светлое величество

Это _________________(электричество)

А вот с помощью чего мы можем оплатить наше электричество узнаете, отгадав еще одну загадку.

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор

Смотрит, не моргая,

Стоит только свет зажечь,

Иль включить розетку в печь

Все на ус мотает  (электросчётчик)

Показывает счетчик. Дает каждой семье подержать посмотреть

Учитель СБО . Ребята в чем измеряется электроэнергия? Где мы можем посмотреть показание счетчик?

Что нужно сделать, чтобы снять показания счетчика?

Списать вот эти цифры.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

А что нужно сделать, что бы заплатить за свет. Заполнить квитанцию. Сейчас каждая семья получит свою квитанцию. Ребята как вы думаете, зачем мы вам раздали одну квитанцию заполненную, а другую чистую?

Правильно. Для того чтобы заплатить за свет нам нужно знать последнее показание на счетчике за которое вы платили в прошлом месяце. А посмотреть это показание вы можете только в той квитанции, которая осталась у вас после последнего платежа.

Учитель СБО : А еще нам надо знать сколько стоит 1 кв. электроэнергии. Кто знает?

3 руб 12 коп. Таков тариф установлен у нас в Алтайском крае с 1.01.2019 г  для людей живущих в сельской местности.

ВОСПИТАТЕЛЬ : А теперь мы с вами научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию .  Для этого вам необходимо списать показание счетчика и выписать из квитанции предыдущее показание счетчика.

Как мы узнаем сколько электроэнергии вы потребили в этом месяце?

Из текущего показания счетчика вычитаем предыдущее. Берем черновики, считаем. Что у вас получается. У каждой семьи будут свои затраты.

3481-3250=231  Цветковы

3481-3270=211 Ромашковы

 3481 – 3040=441 Лютиковы

УЧИТЕЛЬ СБО Сколько же вам над заплатить за электричество, если один кВт стоит 3,12 а вы потратили вот столько кВт.?

Конечно, нам надо умножить. Полученный результат на 3,12.

231*3,12=720,72 (Цветковы)

211*3,12=658,32 (Ромашковы)

441*3,12=1375,92 (Лютиковы)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, а теперь вы, куда пойдете с этой квитанцией?

Правильно в кассу.

Определите, кто же из вашей семьи пойдет оплачивать электроэнергию.

РОЛЕВАЯ ИГРА. УЧИТЕЛЬ СБО в роли кассира.

Ребята, но сейчас есть новая форма оплаты услуг – платежные терминалы. Что это такое? Где его можно найти?  Как по нему оплатить?

Первыый раз лучше оплачивать в банке и в присутствии консультанта.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята подобным образом оплачиваются все коммунальные платежи, которые имеют счетчики учета. В квартирных домах есть счетчики на воду (горячую и холодную), газ.

 Ребята а как часто надо делать такие платежи?

А что будет если на платить за коммунальные услуги?

 

 

5. Закрепление и повторение изученного материала, предполагающие:

Цель: формирование умения различать виды бюджета, его доходы и расходы,  умение оплачивать коммунальные платежи.

Задачи: выполняют учебно-познавательные действия, делают обобщения, выводы,  участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 Учитель СБО

Составление схемы платежа каждая семья распределяет этапы.

Найти предыдущую квитанцию.

Списать с предыдущей квитанции прошлое показание счетчика.

Записать текущее показание счетчика.

Вычесть текущее показание счётчика от предыдущего.

Полученную сумму умножить на сумму тарифа.

Обратиться с квитанцией в кассу или банк.

Оплатить услугу.

 

6. Подведение итогов и оценка знаний (работы) учащихся, включающее

Цель: Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Рефлексия.

Задачи: Адекватно оценить свои достижения, осознать возникающие трудности, найти пути их преодоления. Научиться уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения, формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы: самостоятельный, анализ информации, подведение итогов, рефлексия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а скажите, пожалуйста, почему все наши семьи заплатили по-разному?

Что значит экономить?

Как это можно сделать?

Что означают пословицы

 Бережливость лучше богатства

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Учитель СБО

Итак, ребята чему мы научились на этом уроке чего не умели раньше?

Что было самым интересным? ….

7. Задание на дом (инструктаж), включающее:

Цель: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны научиться рассчитывать семейный бюджет по основным его статьям и определять его вид.  

Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, внимательный расчет доходов и расходов семьи и как следствие определение вида бюджета.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Совместно с родителями посчитать  коммунальный платеж за электроэнергию за текущий месяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Умение сопоставлять доходы и расходы семьи необходимо каждому человеку. Презентация служит наглядной опорой при “открытии” учащимися зависимости благосостояния семьи от доли расходов на питание (закон...

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов

В теоретической части урока рассматриваются основные понятия - бюджет, доход, расход. Практическая часть урока направлена на формирование навыков ведения домашней бухгалтерии. Программа SFBudget ...

Методическая разработка по технологии для учащихся 8 класса "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов".

Данная методическая разработка расширяет знания учащихся 8 классов по теме "Бюджет семьи". Разработка представлена в виде презентации....

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи». Автор: Михеева И.Н Учитель технологии МБОУ ССОШ.

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д. Симоненко Тема:"Семейная экономика. Понятие "расход","доход", "бюджет семьи". Разработка урока в презентации.разработка технологической карты по изготовлени...

Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»

Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»...

Доходы и расходы семьи. Гармония в бюджете. Учебное занятие по курсу "Финансовая азбука", 7 класс

Данная разработка внеурочного практического занятия курса "Финансовая азбука" позволяет обобщить и систематизировать знания по теме «Бюджет семьи. Доходы и расходы». Содержит эле...

Открытый урок по теме «Бюджет семьи и планирование расходов»

ЦЕЛИ:Дидактические: Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.Уметь: Заполнять и вести домашнюю финансовую док...