Доходы и расходы семьи. Гармония в бюджете. Учебное занятие по курсу "Финансовая азбука", 7 класс
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Коршунова Елена Анатольевна

Данная разработка внеурочного практического занятия курса "Финансовая азбука" позволяет обобщить и систематизировать знания по теме «Бюджет семьи. Доходы и расходы». Содержит элемент из истории региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie_po_kursu.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по курсу «Финансовая азбука»

Тема: «Доходы и расходы семьи. Гармония в бюджете».

Цель:

- сформировать у обучающихся понимание необходимости составления финансового плана

- научить выделять доходы, «обязательные» и «произвольные» расходы.

Предметные образовательные результаты: 

обобщить и систематизировать знания по теме «Бюджет семьи. Доходы и расходы»,

понимание основных принципов формирования доходов и расходов семьи.

 Метапредметные образовательные результаты: 

умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,

высказывать и аргументировать свою позицию, прослеживать причинно-следственные связи.

развитие коммуникативной культуры учащихся.

Личностные образовательные результаты

воспитание рационального отношения к семейному бюджету,

формирование социальной активности и самостоятельности, навыков в мире финансовых отношений,

выработка навыков культурного общения.

Класс: 7 класс

Форма проведения: внеурочное практическое занятие

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для практической работы

Методы: практический, словесный, наглядный, работа в группах, проблемно-поисковый.

Ход занятия:

1. Организационный момент

-Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово гармония? Что оно означает?

(ответы детей)

- Да, действительно это некая слаженность, сбалансированность, уравновешенность. Достижение равновесия. А еще есть выражение «душевная гармония». Я желаю вам сегодня достичь гармонии в теоретических знаниях и практических умениях, в работе со своими одноклассниками

2. Подготовительный

- Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Внимательно слушайте все вопросы. Они подскажут вам, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Викторина

1. Задание «Наоборот»

Дорого – дешево, доход – расход, покупатель – продавец, трудолюбивый – ленивый, транжира – бережливый, бедный- богатый.

2. Блиц-опрос:

1. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)

2. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
3. Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
(деньги)  
4. План доходов и расходов на определенный период (бюджет)

5. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
6. Искусство ведения домашнего хозяйства
(экономика)

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Ребята, на протяжении нескольких занятий мы изучали тему «Бюджет семьи. Доходы и расходы.»

Я думаю, вы согласитесь, что эта тема является актуальной во все времена.

Ведь для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет, грамотно распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья. 

Сегодня вы будете выполнять практическую работу по теме «Доходы и расходы семьи. Гармония в бюджете»

(Учитель формирует три группы учащихся. Одна из них должна состоять из нескольких наиболее сильных учеников.)

Каждая группа получает задание

3. Основной этап

Задание для 1 и 2 группы

1. Прочитайте текст. Заполните таблицу, определив

- состав семьи

- доходы членов семьи

- расходы членов семьи

Состав семьи

Семейные доходы

Семейные расходы

Итого:

д…..р  (д = р, д > р, д < р)

2. Определите, все ли расходы семьи указаны в тексте? Если нет, внесите необходимые дополнения.

3. Какие расходы являются обязательными, а какие произвольными?

4. Просчитайте доходы и расходы семьи.

5. Сделайте вывод о соотношении доходов и расходов данной семьи, состоянии бюджета.

Задание для 3-ей группы (повышенной сложности)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

1. Каков состав казачьей семьи?

2. Кто заведовал в семье финансовыми вопросами?

3. Можно ли на основании текста, что-либо сказать о доходах казачьей семьи? Что вам об этом известно?

4. На какие нужды семья казака тратила деньги? Что было обязательным?

5. На основании текста и собственных знаний сделайте вывод, о бюджете казачьей семьи, умении вести домашнее хозяйство.

Учащиеся выполняют задание.

Представление результатов работы

1 группа (по ходу ответов на экране появляется, заполненная учителем таблица)

Состав семьи Денисовых

Семейные доходы

Семейные расходы

Папа

Зарплата папы- 55000

Ипотечный кредит - 18000

Мама

Зарплата мамы - 28000

Услуги ЖКХ - 7000

Дети: 2

Доход от преподавательской деятельности - 12000

Продукты -20000

Школьные обеды -4000

Средства гигиены - 4000

Лекарства - 3000

Моб. связь, интернет - 4000

Канц. товары - 3000

Проезд - 3000

Личные расходы родителей- 5000

Карманные деньги детей - 2000

Одежда, обувь

Подарки, развлечения

Летний отдых

Итого:  4

95000

73000 (22000)

Беседа по вопросам

Обсуждение состояния бюджета, видов расходов.

2 группа

Состав семьи Ивановых

Семейные доходы

Семейные расходы

Папа

Зарплата папы- 10000

Кредит - 2000

Мама

Зарплата мамы - 12000

Продукты - 8000

Сын

Детское пособие - 389

Средства гигиены - 2000

Дедушка

Пенсия – 7000

Лекарства - 3000

Моб. связь, интернет, канц. товары - 1000

Личные расходы родителей - 2500

Карманные деньги сына- 500

Одежда, обувь

Подарки, развлечения

Летний отдых

Итого:

29389

19000(10389)

Беседа по вопросам

Обсуждение состояния бюджета, видов расходов. (Обратить внимание на значение понятий: малоимущая семья, прожиточный минимум, социальная поддержка государства)

Выступление 3 группы

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы говорили не только о бюджете современным семей, но и старинных казачьих?

-Действительно, искусство вести домашнее хозяйство, быть рачительными хозяевами ценилось во все времена и у всех народов.

С детства в семьях казаков детей приучали ценить труд, помогать старшим, беречь и приумножать ресурсы семьи. Понимать, откуда берутся деньги и как они грамотно расходуются.

4. Закрепление

- А сейчас решите экономические задачи

Задачи:

1) Стоимость сахарного  песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком). Сколько составит экономия?

 (ОТВЕТ: – если покупать в розницу, то цена за 50 кг составит 1800 руб., если сразу оптом, то 1600 руб. Экономия составит 200 руб.)

2) На счетчике за электроэнергию стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были  8856. Сколько израсходовано энергии в этом месяце? Сколько  рублей составит плата за электроэнергию, если 1 кВт/ч = 2руб.80коп.?  

(ОТВЕТ: 2,80x100=280 руб.)

3) Молодая семья откладывает каждый месяц по 2 000руб. на покупку холодильника. Через сколько времени семья может купить его, если холодильник стоит  20 000 руб.?

(ОТВЕТ: 20 000 : 2 000 = 10 мес.)

4) Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон: за 2 мес.; за квартал (3мес); за полгода,; 1 год. Если за месяц она составляет – 165 руб.

 (ОТВЕТ: 2 мес. – 330 руб., кв. – 495 руб., полгода – 990 руб., год – 1 980 руб.)

Проблемная задача. Как сэкономить?

Случается так, что семья попадает в сложную ситуацию, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Посовещайтесь, пожалуйста, в группах и дайте совет, как можно сэкономить денежные средства, когда в наличии денег немного? (Ремонт обуви  и одежды своими руками; Экономия электричества; Отказ от курения и спиртного; Занятие спортом, закаливание организма, тем самым отказ от лекарств; Своевременное утепление окон, чтобы было тепло; Бережное использование личного имущества, оберегает его от лишнего ремонта; Заготовки на зиму. А можно еще с помощью домашнего хозяйства.)

5. Подведение итогов. Рефлексия

Каждая семья имеет свою цель, свои интересы, увлечения. У каждой семьи своя система ценностей. Все это влияет на структуру семейного бюджета. Кроме того, нужно учитывать размер доходов, место жительства, уровень культуры, состав семьи. Семейный бюджет – это искусство лавирования между возможностями и потребностями. А чтобы в нашем бюджете была гармония, учиться этому искусству нужно начинать со школьной скамьи.

Ребята, используя слова бюджет семьи, доходы, обязательные и произвольные расходы закончите предложения:

- Что вы знали до нашего занятия?

- Что узнали нового на нашем занятии?

- Что показалось вам самым интересным?

- Что бы вы хотели ещё узнать…

Приложение

Текст для 1группы

Семья Денисовых проживает в городе Ростове-на-Дону. Она состоит из четырех человек. Папа работает инженером на предприятии Ростсельмаш и получает зарплату 55 тыс. рублей. Мама преподает в Школе искусств и получает за свой труд 28 тыс. рублей. Также она дает частные уроки и это приносит еще 12 тыс. рублей. В семье двое детей – школьников. Совсем недавно Денисовы переехали в новую квартиру и теперь ежемесячно выплачивают ипотечный кредит в размере 18 тыс. рублей. Около 20 тыс. семья тратит на продукты питания, 4 тыс. на школьные обеды, на оплату услуг ЖКХ примерно 7 тыс. Раз в месяц мама дает детям по1000 руб. на карманные расходы. В течение месяца примерно 4 тыс. рублей они тратят на средства гигиены и бытовую химию, 3 тыс. на лекарства, около 4 тыс. на мобильную связь и Интернет, 3 тыс.  на канцелярские товары. На проезд все члены семьи в целом тратят примерно 3 тыс. рублей. Личные расходы мамы и папы составляют почти 5 тыс. Оставшуюся сумму Денисовы тратят на покупку одежды, обуви, товаров для дома, подарки, развлечения, понемногу откладывая деньги и на летний отдых.

Текст для 2 группы

Семья Ивановых живет в поселке. Она состоит из четырех человек. Папа работает водителем школьного автобуса и получает зарплату 10 тыс. рублей. Мама работает продавцом в магазине, зарабатывая 12 тыс. рублей. Сын учится в 5-ом классе. Вместе с ними также проживает дедушка, который получает пенсию 7 тыс. рублей. Так как семья относиться к категории малоимущих, то государством ей оказывается социальная поддержка: выплачивается детское пособие в размере 389 рублей и жилищная субсидия, компенсирующая коммунальные платежи.

Семья Ивановых имеет подсобное хозяйство, поэтому на питание тратит около 8 тыс. В течение месяца примерно 2 тыс. рублей они тратят на средства гигиены и бытовую химию, 3 тыс. на лекарства, около 1 тыс. на мобильную связь и канцелярские товары. Совсем недавно Ивановы приобрели телевизор и стиральную машину в кредит, поэтому в течении двух лет ежемесячно будут выплачивать по 2 тыс. рублей. Личные расходы мамы и папы составляют примерно 2,5 тыс. Дедушка же каждый месяц дает внуку 500 рублей на карманные расходы. Оставшуюся сумму Ивановы тратят на покупку одежды, обуви, товаров для дома, подарки, непредвиденные расходы. Отложить деньги на отдых, путешествия и развлечения у них не получается.

Текст для 3 группы 

Среди казаков наиболее распространены были семьи, состоящие из трех, реже четырех поколений. Значительную роль в жизни большой семьи играл ее глава – отец. Глава казачьей семьи распределял работу, следил за тем, чтобы она вовремя выполнялась, он был хранителем общей семейной казны, руководил отправлением различных семейных и религиозных обрядов. Действительная служба казаков, походы и войны надолго отрывали казака от дома. В отсутствии мужа женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом и воспитывала детей. Хотя главой семьи всегда считался отец, после его смерти все его права переходили к матери, если даже в доме жил старший сын с семьей.

В такой большой семье каждый делал свою работу под общим руководством матери. Жены помогали мужьям, а дети - родителям. Мужчины косили хлеб, женщины вязали его в снопы; мужчины возили снопы, а старики и дети молотили; малолетки стерегли скот и погоняли лошадей при пахоте. Старшая невестка готовила на всех еду, средняя - убирала дом и следила за детьми, младшая - наводила порядок во дворе и на скотном базу, ухаживала за скотом и птицей.

Основными занятиями казаков было земледелие, скотоводство и рыболовство, населенные пункты располагались вдоль рек. Рыболовство на верхнем и среднем Дону было подспорьем к основному труду - земледелию, а в низовьях Дона рыбная ловля являлась основным промыслом.

Дома строились деревянные, обмазывались глиной, крыша покрывалась чаканом (камышом). Поместье огораживалось плетнями. В крупных станицах с XVIII века было налажено производство красного кирпича. Зажиточные казаки могли позволить себе строительство большого кирпичного дома. Крыша таких домов покрывалась железом.

Каждая семья имела домашнее хозяйство: овец, коров, быков, лошадей. В казачьих станицах выращивали в основном пшеницу и подсолнечник.

В лесах росло много древесных плодов (яблоки, груши, терн), вкусных ягод, съедобных кореньев, грибов: сморчков, опят, груздей и т. п. В дуплах вековых деревьев рои трудолюбивых пчел заботливо копили целебный мед. В садах и лесах на Дону росли персики и вишни, орехи и тутовые деревья, яблоки и груши. Все это пополняло зимние запасы наших прадедов.

С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С 10 лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В 14 лет ему покупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В 19 лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики - последнее им выдавала казна. Украшением казака, его гордость была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"

Разработка урока экономики по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" Методы обучения: словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам; наглядные –...

Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)

Тема занятия: «Компьютерная грамотность» Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.Тип занятия: изучение нового материал...

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Сценарий учебного занятия для 8, 10 классов

Сценарий урока по теме "Правление Николая Первого: внутрення политика" с использованием технологии проблемного обучения и обучения в сотрудничестве с активным использованием и...

Проверочная работа по теме «Доходы и расходы семьи»

Финансовая грамотность. Проверочная работа в 5 классе ....

Методическая разработка внеурочного занятия № 13 по теме «Как появляются расходы семьи» Модуль 1. Доходы и расходы семьи 5 - 7 класс

Пояснительная записка.  Занятие продолжает изучение Модуля 1. Доходы и расходы семьи и подразумевает продолжение разговора на следующем занятии.Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в ...