Главные вкладки

    Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."
    план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

    Конспект учебного занятия

     Класс: 8

    Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвек

    Учебная тема: Россия во второй половине XIXв.

    Тема урока: Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  в. (§36)

     

    Цели и задачи:

    ·         познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIXв. и достижениями ученых в это же время;

    ·         развивать навыки анализа исторических и литературных текстов, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;

    ·         на примерах открытий российских ученых воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

     

    Тип и вид учебного занятия: лекционно-семинарское занятие, занятие по сообщению нового учебного материала.

    К конспекту прилагается презентация в PowerPoint  и кроссворд в Excel

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_istorii_dlya_8_klassa.rar1.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект учебного занятия

    Автор: Горбунова Наталья Николаевна, учитель истории МОУ СОШ № 3 г. Карталы

    Класс: 8

    А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIX век

    Учебная тема: Россия во второй половине XIX в.

    Тема урока:  Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  в. (§36)

    "... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..." (В.Пикуль. «Ночной полет»)

    Цели и задачи:

    1. познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIX в. и достижениями ученых в это же время;
    2. развивать навыки анализа исторических и литературных текстов, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;
    3. на примерах открытий российских ученых воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

    Планируемые результаты:

    В результате изучения данной темы учащиеся должны

    знать/понимать

    1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность развития науки и образования в отечественной истории;
    2. периодизацию  открытий и достижений науки в конце XIX века;

    уметь

    1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
    2. представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Тип и вид учебного занятия: лекционно-семинарское занятие, занятие по сообщению нового учебного материала.

    Средства обучения:

    Литература:

    1. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл./ под науч.ред. Б.Н.Серова. – М.: ВАКО, 2004
    2. История России, XIX век: Учеб. для  8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2006.

    Оборудование: АРМ учителя.

    Новые термины и даты: классические и реальные гимназии, гуманитарные науки, естественные науки.


    Этапы

    учебного занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Техническое обеспечение

    1. Орг. этап

    Приветствие, настрой на плодотворную работу

    Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, положительный настрой на восприятие материала урока

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Слайд 1

    1. Всесторонняя проверка ЗУН

    Проверка домашнего задания:

    1. В чем проявились новые черты во внешней политике Александра III?

    1. С какими государствами Россия в 1880-1890-хгг. Вела наиболее активную внешнюю политику?
    2. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией в 1880-1890 гг.
    3. Проверим, как вы справились с заданием

    Ответы учащихся:

    1. Александр III прочно взял руководство внешней политикой в свои руки; в депеше послам России он объявил, что желает сохранить мир со всеми державами; придерживался осторожной внешней политики, считая, что «у России нет друзей»; настоящими «союзниками» государства Александр III считал его армию и флот; политика государя была выжидательной и т.д.
    2. Англия, Франция, Япония, Германия, Австро-Венгрия, Болгария

    1. Работа в тетради (самостоятельно)

    1. Сверка ответов (работа со слайдом)

    Регулятивные: оценка, контроль

    Познавательные: логические (анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений)

    Слайд 2

    Слайд 2

    1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

    Актуализация знаний через беседу с учащимися:

    1. Вспомните основные принципы системы образования первой половины XIX века

    1. Каким был уровень грамотности в первой половине XIX в.?

    Ответы детей:

    1. Образование носило сословный характер. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширять образование. Образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании.
    2. К 50-м годам XIX века уровень грамотности в среднем по стране не превышал 1 % ; в некоторых, прежде всего столичных губерниях, он составлял от 1,5 % до 2 %

    Познавательные: действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; общеучебные: поиск и выделение информации).

    Регулятивные: целеполагание, планирование.

    1. Этап усвоения новых знаний
    1. Беседа о реформе системы образования:
    1. Почему с отменой крепостного права возникла необходимость в проведении реформы образования?

    1. Сообщение о сложившейся ситуации в образовании на тот период
    2. Чем можно объяснить столь высокий процент детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий и низкий процент крестьянских детей?

    1. Почему процент детей дворян и крестьян выше в реальных гимназиях?

    1. Дать учащимся представление  о грамотности в России в изучаемый период
    1. Сделайте на основании предложенных данных вывод о состоянии образования в России. Объясните, почему уровень грамотности к концу второй половины XIX в. повысился, но по-прежнему оставался низким по сравнению с Западной Европой?

    1. Дать лекционный материал о достижениях российской науки конца XIX века

    Учащиеся отвечают на вопрос:

    1. С одной стороны , потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники, необходимость привлечения в эти производственные сферы бывших крепостных крестьян, их участие в хозяйственной и общественной жизни страны делало необходимым обучение последних. С другой стороны образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Если раньше крепостная зависимость контролировала крестьянские умонастроения, то теперь эту контролирующую функцию должно было взять на себя государство.

    Дети  слушают учителя, конспектируют в тетради основные моменты.

    1. Платой за обучение. Кроме того, гимназия располагалась в городе, а крестьяне жили в деревнях. Крестьянские дети с раннего возраста помогали по хозяйству и учиться было некогда.
    2. Естественно-математическое образование было более необходимо детям купцов, владельцев промышленных предприятий, ремесленников, крестьян, которые могли бы продолжить и расширить дело отцов.

    Учащиеся делают вывод: Уровень грамотности ограничивался лишь начальной школой. 95 % грамотных окончили только начальную школу. Причины этого явления: платное среднее образование, отсутствие времени обучения у детей крестьян, ремесленников. Грамотность мужчин в два раза больше, чем женщин. Если в начальной школе могли учиться и мальчики и девочки, то далее доступ девушек к образованию был ограничен. В немногочисленных женских гимназиях обучались девочки из семей дворян, чиновников.

    Ученики слушают лекцию, делают пометки в тетради

    Познавательные: общеучебные, логические.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайды 6-15

    1. Проверка понимания и закрепление нового материала

    Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд «Деятели российской культуры»

    Дети  выполняют задание

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

    Excel

    1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

    Сообщение о домашнем задании с подробным инструктажем

    1. § 36, вопросы и задания;
    2. Подготовить сообщение о любом деятеле Российской науки (по желанию);
    3. Заполнить таблицу.

    Учащиеся записывают в дневник, переносят в тетрадь таблицу

    Регулятивные: целеполагание

    Слайд 16

    1. Подведение итогов урока

    Учитель с учащимися делают вывод: Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.

    Познавательные: логические.

    Личностные: самоопределение, смыслообразование,

    нравственно-эстетическое оценивание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

    Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

    Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

    Кроссворд "Достижения науки и образования во второй половине XIX века"

    Кроссворд создан по материалам учебника "История России. XIX век". 8 класс...

    «Достижения российской науки и образования во второй половине XIX»

    Данная разработка содержит конспект урока по истории науки и образования в восьмом классе, а также необходимые материалы: презентацию, раздаточный материал....

    Презентация по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)

    Презентацию по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной) рекомендуется использовать с р...

    Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)

    Конспект учебеного занятия в 5 классе ( в соответствии с требованиями ФГОС) сопровождается презентацией....