Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Конспект учебного занятия
Класс: 8
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвек
Учебная тема: Россия во второй половине XIXв.
Тема урока: Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)
Цели и задачи:
· познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIXв. и достижениями ученых в это же время;
· развивать навыки анализа исторических и литературных текстов, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;
· на примерах открытий российских ученых воспитывать чувство гордости и любви к Родине.
Тип и вид учебного занятия: лекционно-семинарское занятие, занятие по сообщению нового учебного материала.
К конспекту прилагается презентация в PowerPoint и кроссворд в Excel
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_dlya_8_klassa.rar | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия
Автор: Горбунова Наталья Николаевна, учитель истории МОУ СОШ № 3 г. Карталы
Класс: 8
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIX век
Учебная тема: Россия во второй половине XIX в.
Тема урока: Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)
"... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..." (В.Пикуль. «Ночной полет»)
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIX в. и достижениями ученых в это же время;
- развивать навыки анализа исторических и литературных текстов, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;
- на примерах открытий российских ученых воспитывать чувство гордости и любви к Родине.
Планируемые результаты:
В результате изучения данной темы учащиеся должны
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность развития науки и образования в отечественной истории;
- периодизацию открытий и достижений науки в конце XIX века;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип и вид учебного занятия: лекционно-семинарское занятие, занятие по сообщению нового учебного материала.
Средства обучения:
Литература:
- Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл./ под науч.ред. Б.Н.Серова. – М.: ВАКО, 2004
- История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2006.
Оборудование: АРМ учителя.
Новые термины и даты: классические и реальные гимназии, гуманитарные науки, естественные науки.
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Техническое обеспечение |
| Приветствие, настрой на плодотворную работу | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, положительный настрой на восприятие материала урока | Регулятивные: волевая саморегуляция | Слайд 1 |
| Проверка домашнего задания:
| Ответы учащихся:
| Регулятивные: оценка, контроль Познавательные: логические (анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений) | Слайд 2 Слайд 2 |
| Актуализация знаний через беседу с учащимися:
| Ответы детей:
| Познавательные: действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; общеучебные: поиск и выделение информации). Регулятивные: целеполагание, планирование. | |
|
| Учащиеся отвечают на вопрос:
Дети слушают учителя, конспектируют в тетради основные моменты.
Учащиеся делают вывод: Уровень грамотности ограничивался лишь начальной школой. 95 % грамотных окончили только начальную школу. Причины этого явления: платное среднее образование, отсутствие времени обучения у детей крестьян, ремесленников. Грамотность мужчин в два раза больше, чем женщин. Если в начальной школе могли учиться и мальчики и девочки, то далее доступ девушек к образованию был ограничен. В немногочисленных женских гимназиях обучались девочки из семей дворян, чиновников. Ученики слушают лекцию, делают пометки в тетради | Познавательные: общеучебные, логические. | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайды 6-15 |
| Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд «Деятели российской культуры» | Дети выполняют задание | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка | Excel |
| Сообщение о домашнем задании с подробным инструктажем
| Учащиеся записывают в дневник, переносят в тетрадь таблицу | Регулятивные: целеполагание | Слайд 16 |
| Учитель с учащимися делают вывод: Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску. | Познавательные: логические. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"
Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР. Цель урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...
Кроссворд "Достижения науки и образования во второй половине XIX века"
Кроссворд создан по материалам учебника "История России. XIX век". 8 класс...
«Достижения российской науки и образования во второй половине XIX»
Данная разработка содержит конспект урока по истории науки и образования в восьмом классе, а также необходимые материалы: презентацию, раздаточный материал....
Презентация по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)
Презентацию по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной) рекомендуется использовать с р...
Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)
Конспект учебеного занятия в 5 классе ( в соответствии с требованиями ФГОС) сопровождается презентацией....
Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)
Конспект с презенацией...