ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья (8 класс) на тему

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль имеет игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_khvasko_terekhova.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Хвасько Елена Витальевна.

Терехова Любовь Николаевна.

Государственное казенное специализированное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Коврова

.

Психологические особенности формирования культурно - гигиенических навыков вообще и самообслуживания частности исследовались В. Карвялис, Г. Мерсияновой, С. Мирским, Н.Павловой. Исследования, проведенные ими показали, что дети имеющие недостаток интеллекта испытывают значительные и требуют постоянного контроля и регуляции действий со стороны воспитателя.

Указанные трудности возникают в последствии стойких нарушений высших форм познавательной деятельности. (Е. Ковалева, Н. Стадненко). Выполняя действия, ученики редко соотносят их в целях, не сравнивают достигнутые результаты с образцом (И. Еременко, Г. Мерсиянова, Б. Пинский), при появлении затруднений не проявляют волевых усилий для их преодоления. (В. Бондарь, Г. Дульнев и др.)

Недоразвитие или нарушение процессов выше указанных затрудняет формирование мыслительных умений и практических навыков и их применение на практике .Кроме того, нарушения умственного и физического развития могут быть различными по степени и форме. Эти факторы замедляют формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Поэтому для освоения этих навыков и приёмов необходима длительная специально коррекционная работа. 

Работа с детьми состоит из ежедневных, бытовых процессов: сон, одевание и раздевания. Умывания, пользование туалетом. Ребенку требуется немало усилий, чтобы научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, одеваться.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль имеет игра.

Игра, при воспитании ребенка с ограниченными возможностями- является важной, жизненной необходимостью, а также является основным источником знаний, навыков и умений. Для успешного использования игровых технологий в воспитании детей, необходимо обеспечить ребёнка нужным игровым материалом, и конечно создать игровую ситуацию, а также необходима постоянная помощь воспитателя в ходе игры. Помощь воспитателя в игре должна быть ненавязчивой, понятной для уровня развития ребёнка.

Игра для них – учёба, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для детей - форма познания окружающего. В игре развиваются физические силы ребёнка, развивается сообразительность. Хочется отметить, что процесс формирования навыка самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания. С целью формирования навыков самообслуживания в процессе игровой деятельности необходимо выявление уровня развития детей, их физического, психического, эмоционального состояния, а также их возможностей. Поэтому возникает необходимость стартовой диагностики. По результатам, полученной диагностики, подбирается игровой материал.

Нужно отметить, что одного учебного года недостаточно для формирования всех необходимых навыков и приемов. Поэтому работа по формированию этих навыков ведётся ежедневно, в течении всего пребывания детей в интернате.

Дидактические игры направлены на формирование умения одеваться и раздеваться: «Завяжем шнурки на ботинках», «Оденем куклу на прогулку», «Завяжи кукле бант».

Игры, направленные на формирование навыков умывания: «Водичка, водичка умой Тане личико», «Купание кукол», «Волшебная щеточка», игра драматизация «Девочка чумазая».

Дидактические игры направлены на  формирование умения  застегивания пуговиц: «С какого дерева упал листочек», «Посади цветок на клумбу»

Дидактические игры направлены на  формирование умения пользоваться посудой: «Чай для Машеньки», «Накормим куклу кашей».

Во время игры дети не подозревают, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся взаимоотношению, то есть культуре общения друг с другом.

Игровые технологии дают положительные результаты, они не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Внимание детей во время игры обращено на выполнение игровых действий, так ребенок усваивает знания, умения и навыки. Содержание детских игр обогащают и закрепляют культурно гигиенические навыки.

В общении с детьми особое значение отводится игровым приемам. Именно они помогают воспитателю активно воздействовать на ребенка.

Повышение активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление игрушки, объекта, выполнение воспитателем различных игровых действий.

В играх с куклой у ребенка формируются культурно гигиенические навыки и нравственные качества: доброе, заботливое отношение к партнеру и игрушке, которое потом ребенок использует в отношении к своим друзьям и близким.

Освоение культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания плавно, постепенно переходят в привычку. Чем выше уровень усвоения ребёнком культурно-гигиенических навыков, тем он чувствует себя успешнее в самостоятельной жизни.

Если в период всего обучения в школе с умственно отсталыми детьми проводилась кропотливая и всесторонняя работа по привитию культурно-гигиенических навыков, дети в дальнейшем легче осваивают более сложные навыки культурного поведения, что в конечном результате сглаживает их интеллектуальную недостаточность.