Отчёт о проделанной работе за год
учебно-методический материал на тему

Весельева Людмила Николаевна

ОТЧЁТ

О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

ВЕСЕЛЬЕВОЙ  Л.Н.

за 2013-2014 учебный год

Цель: выявление и коррекция детей с нарушениями устной и письменной речи.

 Для достижения этой цели были поставлены  следующие задачи:

1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации.
В) экспертные опросы педагогов и родителей;
В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей  ученик направлялся по решению школьного ПМПк  в лечебно - профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в областную ПМПК.

Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
- звукопроизношение;
- обследование состояния общей моторики;
- исследование произвольной моторики пальцев рук;
- обследование артикуляционного аппарата;
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- исследование динамических движений артикуляционного аппарата;
- фонетико-фонематические представления;
- звукового анализа и синтеза;
- зрительного восприятия и узнавания;
- пространственных представлений и ориентации;
- общие представления о предметах;
- представления о времени;
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
- диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем.

За 2013-2014 учебный год обследован 81  учащийся начальных классов.

Всего обследовано первоклассников- 37 учащихся.

Всего обследовано второклассников- 44 учащихся.
Выявлено с нарушением устной  речи – 32 учащихся

и письменной речи -  7 учащихся.
Из них с общим недоразвитием речи- 5 учащихся.
С фонематическим недоразвитием речи- 1 учащийся.
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи- 25 учащихся.

С  лексико-грамматическим нарушением речи – 1 учащийся.

С фонетическим дефектом                             -  0  учащихся.

С нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР – 5 учащихся.

С нарушением чтения и письма, обусловленным НВОНР – 1 учащийся.

С нарушением чтения и письма, обусловленным органическим отклонением

  работы головного мозга – 1 учащийся.

 

Результаты обследования учащихся первых классов

Класс

Количество
обследуемых

Выявлено с
ОНР

Выявлено с
НВОНР

Фонематическое
нарушение

Лексико-грамматическое нарушение

18

3

12

0

0

19

2

12

1

1

Итого

37

5

24

1

1

    Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 31 первоклассник  12.09.2014 года. В течение учебного года выбыло – 2 обучающихся.
Дети были укомплектованы в группы в соответствии с их речевым нарушением, назначены индивидуальные занятия по звукопроизношению, разработаны перспективные, тематические, индивидуальные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями и учителями.
Контроль посещения занятий осуществляли  классный руководитель, родители, завуч по УВР, учитель-логопед.
Повторное обследование (диктант)  в конце года  показало следующие результаты:
 

Результаты итогового логопедического диктанта

обучающихся 1-х классов за 2013-2014 учебный год.

 

Качество обучаемости

Класс

1-а

колич–во логопатов

%

от 12 чел.

Класс

1-б

колич-во

логопатов

%

от   15 чел.

Итого

логопатов

из 27

чел.

%

от

27 чел.

Успешно

12

100

13

86.6

25

92.6

С улучшением

 

0

2

13.3

2

7.4

Без улучшения

0

0

0

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфограф.

грамотность

Класс

1-а

колич–во логопатов

%

от 12 ч.

Класс

1-б

колич-во

логопатов

%

от   15 ч.

Итого

логопатов

%

от

27 ч.

Без ошибок

2

16.6

8

53.3

10

37.04

Исправления

2

16.6

2

13.3

4

14.8

1 ошибка

5

41.7

3

20

8

29.6

2 ошибки

3

25

1

6.7

4

14.8

3 и более ошибок

-

 

1

6.7

1

3.7

 

Коррекционно-развивающее направление с учащимися с нарушением речи.

По данному направлению была проведена следующая работа:

подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.

 

Консультативное направление.

   В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. В рамках «Дня открытых дверей» проводились открытые уроки для родителей и учителей.

  Активная работа проводилась по запросам педагогов, администрации, родителей. Во время работы  школьного ПМПк и консультаций  родителям давались устные рекомендации;  дети направлялись для обследования к врачам - специалистам (невропатологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу), а так же на психолого-медико-педагогическую комиссию.

 Консультативная работа с учителями и родителями проводилась в соответствии с годовым планом работы логопедического кабинета. 

  В целях пропаганды логопедических знаний опубликованы  статьи  в разделе «Мой дневник»  сайта «Дневник. ру.»: «Вступительная беседа с будущими первоклассниками в школе», «Дисграфия у детей», «Дизартрия», «Эндогенные и экзогенные причины школьных трудностей».

 

   Направление взаимодействия логопеда с педагогами.

    По запросам педагогов были проведены беседы и семинары с родителями первых классов на родительских собраниях «О значении работы логопедической службы в школе», «Об итогах обследования детей», «Активизация работы головного мозга школьников посредством кинезиологических упражнений», «Звуко-буквенный анализ слов», «Виды и причины дисграфий, способы их устранения», «По результатам логопедической коррекции».

В течение года проводилась очень тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.
Выступления и консультации на школьном методическом объединении учителей начальных классов: «О принятии единых требований в работе логопеда и учителя»,  «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Его влияние на устную и письменную речь обучающихся», «Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга.  Поэтапное создание успеха на уроке».

 В рамках проведения «Недели методических идей» был дан открытый урок на город «Дифференциация звуков Ч-Щ.», мастер-класс «Образование гласных II ряда», проводились открытые уроки для молодых специалистов. На базе логопедического кабинета нашей школы проходили практику студенты ВГПУ. Велась подготовка документации и работа на школьном ПМПк. Проводились  взаимопосещения уроков учителей и логопеда, с целью обогащения знаний опытом коллег.

 

Методическое направление.


  В течение учебного года работала над методической темой: «Использование новых технологий по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальных классов».
Принимала участие в городских МО учителей в рамках педагогических чтений.  В течение учебного года проводилось пополнение логопедического кабинета:
методической литературой, пособиями, средствами ТСО, велась документация (перспективное планирование на  весь учебный год, заполнялись логопедические карты на детей вновь поступающих в школу).
При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществлялась работа с методической литературой. Систематически обновлялся стенд для учителей и родителей.
При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям подбирались приёмы, методы  в соответствии с современными требованиями коррекционной педагогики и образования в целом.

Выводы.
Работа на школьном логопункте за 2013-2014 учебный год была   продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям, учителям и администрации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_13-14gg.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

ВЕСЕЛЬЕВОЙ  Л.Н.

за 2013-2014 учебный год

Цель: выявление и коррекция детей с нарушениями устной и письменной речи.

 Для достижения этой цели были поставлены  следующие задачи:

1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации.
В) экспертные опросы педагогов и родителей;
В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей  ученик направлялся по решению школьного ПМПк  в лечебно - профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в областную ПМПК.

Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
- звукопроизношение;
- обследование состояния общей моторики;
- исследование произвольной моторики пальцев рук;
- обследование артикуляционного аппарата;
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- исследование динамических движений артикуляционного аппарата;
- фонетико-фонематические представления;
- звукового анализа и синтеза;
- зрительного восприятия и узнавания;
- пространственных представлений и ориентации;
- общие представления о предметах;
- представления о времени;
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
- диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем.

За 2013-2014 учебный год обследован 81  учащийся начальных классов.

Всего обследовано первоклассников- 37 учащихся.

Всего обследовано второклассников- 44 учащихся.
Выявлено с нарушением устной  речи – 32 учащихся

и письменной речи -  7 учащихся.
Из них с общим недоразвитием речи- 5 учащихся.
С фонематическим недоразвитием речи- 1 учащийся.
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи- 25 учащихся.

С  лексико-грамматическим нарушением речи – 1 учащийся.

С фонетическим дефектом                             -  0  учащихся.

С нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР – 5 учащихся.

С нарушением чтения и письма, обусловленным НВОНР – 1 учащийся.

С нарушением чтения и письма, обусловленным органическим отклонением

  работы головного мозга – 1 учащийся.

Результаты обследования учащихся первых классов

Класс

Количество
обследуемых

Выявлено с
ОНР

Выявлено с
НВОНР

Фонематическое
нарушение

Лексико-грамматическое нарушение

18

3

12

0

0

19

2

12

1

1

Итого

37

5

24

1

1

    Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 31 первоклассник  12.09.2014 года. В течение учебного года выбыло – 2 обучающихся.
Дети были укомплектованы в группы в соответствии с их речевым нарушением, назначены индивидуальные занятия по звукопроизношению, разработаны перспективные, тематические, индивидуальные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями и учителями.
Контроль посещения занятий осуществляли  классный руководитель, родители, завуч по УВР, учитель-логопед.
Повторное обследование (диктант)  в конце года  показало следующие результаты:

Результаты итогового логопедического диктанта

обучающихся 1-х классов за 2013-2014 учебный год.

Качество обучаемости

Класс

1-а

колич–во логопатов

%

от 12 чел.

Класс

1-б

колич-во

логопатов

%

от   15 чел.

Итого

логопатов

из 27

чел.

%

от

27 чел.

Успешно

12

100

13

86.6

25

92.6

С улучшением

0

2

13.3

2

7.4

Без улучшения

0

0

0

0

0

0

Орфограф.

грамотность

Класс

1-а

колич–во логопатов

%

от 12 ч.

Класс

1-б

колич-во

логопатов

%

от   15 ч.

Итого

логопатов

%

от

27 ч.

Без ошибок

2

16.6

8

53.3

10

37.04

Исправления

2

16.6

2

13.3

4

14.8

1 ошибка

5

41.7

3

20

8

29.6

2 ошибки

3

25

1

6.7

4

14.8

3 и более ошибок

-

1

6.7

1

3.7

Коррекционно-развивающее направление с учащимися с нарушением речи.

По данному направлению была проведена следующая работа:

подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.

Консультативное направление.

   В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. В рамках «Дня открытых дверей» проводились открытые уроки для родителей и учителей.

  Активная работа проводилась по запросам педагогов, администрации, родителей. Во время работы  школьного ПМПк и консультаций  родителям давались устные рекомендации;  дети направлялись для обследования к врачам - специалистам (невропатологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу), а так же на психолого-медико-педагогическую комиссию.

 Консультативная работа с учителями и родителями проводилась в соответствии с годовым планом работы логопедического кабинета.  

  В целях пропаганды логопедических знаний опубликованы  статьи  в разделе «Мой дневник»  сайта «Дневник. ру.»: «Вступительная беседа с будущими первоклассниками в школе», «Дисграфия у детей», «Дизартрия», «Эндогенные и экзогенные причины школьных трудностей».

   Направление взаимодействия логопеда с педагогами.

    По запросам педагогов были проведены беседы и семинары с родителями первых классов на родительских собраниях «О значении работы логопедической службы в школе», «Об итогах обследования детей», «Активизация работы головного мозга школьников посредством кинезиологических упражнений», «Звуко-буквенный анализ слов», «Виды и причины дисграфий, способы их устранения», «По результатам логопедической коррекции».

В течение года проводилась очень тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.
Выступления и консультации на школьном методическом объединении учителей начальных классов: «О принятии единых требований в работе логопеда и учителя»,  «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Его влияние на устную и письменную речь обучающихся», «Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга.  Поэтапное создание успеха на уроке».

 В рамках проведения «Недели методических идей» был дан открытый урок на город «Дифференциация звуков Ч-Щ.», мастер-класс «Образование гласных II ряда», проводились открытые уроки для молодых специалистов. На базе логопедического кабинета нашей школы проходили практику студенты ВГПУ. Велась подготовка документации и работа на школьном ПМПк. Проводились  взаимопосещения уроков учителей и логопеда, с целью обогащения знаний опытом коллег.

Методическое направление.


 В течение учебного года работала над методической темой: «Использование новых технологий по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальных классов».
Принимала участие в городских МО учителей в рамках педагогических чтений.  В течение учебного года проводилось пополнение логопедического кабинета:
методической литературой, пособиями, средствами ТСО, велась документация (перспективное планирование на  весь учебный год, заполнялись логопедические карты на детей вновь поступающих в школу).
При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществлялась работа с методической литературой. Систематически обновлялся стенд для учителей и родителей.
При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям подбирались приёмы, методы  в соответствии с современными требованиями коррекционной педагогики и образования в целом.

Выводы.
Работа на школьном логопункте за 2013-2014 учебный год была   продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям, учителям и администрации.