Конспект урока русского языка. "Открытое письмо в стенгазету". 8 класс, коррекционная школа VIIIвида.
план-конспект урока (8 класс) на тему

Чернатова Виктория Викторовна

Представлен урок по развитию речи в коррекционной школе. Он был приурочен к Дню рождения города Нижневартовска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_pismo_v_stengazetu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема:  Открытое письмо  в стенгазету.

Цель:         развивать связную деловую письменную речь.

Задачи: 1. Формирование навыков четкого правильного изложения мысли в письменной форме;

               2. Коррекция словесно – логического мышления, устойчивости и переключаемости внимания, процессов памяти в процессе работы над темой урока. Развитие навыков написания открытого письма в стенгазету.

3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.

Оборудование: образец письма, учебник, ватман, цветная бумага, презентация.

Тип урока: Развитие   речи.  

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1.  Вступительная беседа.

- Сегодня у нас урок делового письма.

- Какие документы относятся к деловым бумагам? (письмо, заявление, объявление, заметка, автобиография, объяснительная записка).

  1. Сообщение учителем темы урока. Запись её на доске и в тетради.

- Ребята, если человек получает письмо, то на него обязательно надо ответить. Вот и мы с вами получили письмо. И сегодня на уроке будем на него отвечать.

- Но чтобы  его прочесть, нам необходимо вставить пропущенные личные окончания глаголов.

(работа на доске, ребята вставляют пропущенные окончания в письмо).

- А теперь можно прочесть  пришедшее к нам письмо.

- Как вы думаете, кому адресовано это письмо?

- Сегодня на уроке мы будем писать ответ на это письмо.

- О чем просят рассказать в письме ребята с далекого города?

- Как вы понимаете выражение «Малая родина»?

- Как вы думаете, как называется наша малая родина?

- Я бы хотела прочитать вам стихотворение, которое называется:

 Город моего детства.

Среди болот непроходимых,
Где Обь - могучая река.
Красивый и неповторимый,
Построен город на века.

Здесь распростёрся величаво,
Всем трудностям наперекор,
Тот, кто дал городу начало,
Великий, Славный - Самотлор.

В лесах таёжных, на болотах,
Грибов и ягод урожай.
Богат рыбалкой и охотой,
Огромный, благодатный край.

Живёт наш город, процветает,
Преображаясь с года в год.
И ежегодно приезжает,
Со всех концов Земли, народ.

      - Какому городу посвящено это стихотворение? Как вы догадались?

- Подумайте, почему именно сегодня мы будем писать письмо о своем городе? (Потому что   9 марта у нашего города был день рождения).

- На просторах великой Оби, там, где в нее впадает река Вах, по свидетельству старожилов и краеведов, в 1909 году появилась дровяная пристань. И кто бы мог подумать тогда, что через несколько десятилетий на этом месте вырастет город, который будет обеспечивать всю огромную страну нефтью .

9 марта 1972 года был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего поселка Нижневартовский Нижневартовского района Ханты-Манскийского округа в город окружного подчинения.

- А что же принято делать в день рождения? (дарить подарки).

- Ребята, сегодня на уроке мы попробуем сделать небольшой подарок для своего города –  написать открытое письмо о своем любимом городе, выпустить праздничную стенгазету.

  1. Работа над составлением открытого письма.
  1. Словарно-орфографическая работа.

            /

Стенгазета  –  вывешиваемая на стене рукописная или машинописная газета.

Открытое письмо – письмо, публикуемое в печати.

 

  1. Запись плана  письма на доске и в тетради (с.192)

- С чего обычно начинают писать письма? (с обращения к адресату)

- О чем будем сообщать во второй части письма?  ( о прочтении письма в классе).

- О чем расскажем в третьей части письма? (о своей малой родине).

- Что выражается в четвертой части письма? (пожелания адресату).

  1. Коллективное составление письма от имени всего класса.

- С чего вы начнете писать письмо?

- К кому вы будете обращаться в письме?

- Составьте обращение.(Дорогой далекий  друг!)

- Подумайте и скажите, что можно написать во втором пункте плана. (  получили письмо,  прочли, понравилось).

- Как вы думаете, что интересует нашего далёкого друга?

           - Отвечая на №3 пункт плана, нам необходимо вернуться к полученному письму. В нем   просят вас написать о красоте малой родины; что интересного в её истории; за что вы любите свой родной край; что знаете о нем.

             - Давайте попробуем ответить на эти вопросы. ( живем  в северном городе; красив в любое время года; много снега; белые ночи; геологи обнаружили; вырос на берегу реки; среди тайги и болот.)

          - Что вы хотите пожелать адресату? ( хорошо учиться, любить, беречь малую родину).

  1. Пересказ содержания письма. (1-2 уч-ся)
  1. Физминутка. Игра  «Выполни движения».

Учитель называет слова, а учащиеся выполняют движения. Кто запутался — садится. Нефть — руки в верх; снег — на пояс; ягоды — присели; много (национальностей) — руки в стороны.

  1. Самостоятельная запись текста письма.  (Учащиеся 3 группы получают задание расположить части письма в нужной последовательности.)

(учащиеся пишут на черновиках, после проверки учителем переписывают на чистовые листы, для стенгазеты. Если мало времени, то переписывают только разные части письма).

  1. Подведение итогов урока.

- Вот наша стенгазета. Нам необходимо её оформить вашими письмами и подарить городу в честь дня рождения. На готовую стенгазету клеются письма учащихся.

- Чем занимались на уроке?

  • Когда наш город отмечает день рождения?
  • Сколько ему исполнилось лет?

- И в заключении урока давайте посмотрим небольшой ролик о нашем городе

Образец  открытого письма.

Дорогой далекий друг!

                   Мы получили твоё письмо , и прочли его в классе. Оно нам очень понравилось.

                   Живем мы в прекрасном северном городе. Наш город красив в любое время года. Зимой выпадает много снега, а летом бывают белые ночи. Много лет назад геологи обнаружили здесь нефть. И наш город вырос на берегу реки Обь, среди болот и тайги.  Мы очень любим свой город!

                   Желаем тебе хорошо учиться, любить и беречь свою малую родину, свой родной край.

Список использованной литературы:

  1.  Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская.  Москва «Просвещение», 2006
  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. М.: Гуманист. изд.центр ВЛАДОС 2000
  3.   А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе.  М.: Гуманист. изд.центр ВЛАДОС, 2000
  4. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей. Под редакцией профессора Т.А. Ладыженской. Москва Просвещение 1980