Дисграфия. Причины. Виды.Коррекция.
статья на тему

Тимофеева Ольга Николаевна

В данной статье рассмотрены причины и способы коррекции дисграфии у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия. Причины. Виды.Коррекция.

Тимофеева Ольга Николаевна

МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №4» г.Шадринска,

учитель-логопед

   Дисграфия является одной из наиболее распространенных причин дезадаптации и неуспеваемости младших школьников. Дети с дисграфией особенно нуждаются в логопедической помощи, часто оказываются в числе неуспевающих. Поэтому таким учащимся нужна своевременная помощь. Сами дети, с такой проблемой справиться не в силах. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладений письмом, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с первого класса.

   Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к учебе.

Ключевые слова: дисграфия, акустическая дисграфия,  диагностика, коррекция.

   Письмо-это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычлинять их в потоке речи и соединять, правильно произносить ( Ефименкова Л.Е, Садовникова И.Н).

   Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

-соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

-воспроизвести с помощью движения руки букву.[3]

   Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова .

   Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом-дисграфия.

   Дисграфия- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, участвующих в процессе овладения навыками письма.

    Дисграфия изучается в различных аспектах: в клиническом (А.Н.Кортнев), в психологическом ( Н.В.Разживина, А.А.Тараканова), в ппсихолингвистическом (Р.И.Лалаева, Е.Ф.Соботович), в нейропсихологическом ( Т.В. Ахутина,Т.Г.Визель), в педагогическом (Н.А.Логинова, И.Н.Садовникова).

   Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, то есть  ошибки, которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер и возникновение которых не связано ни с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка, ни с нерегулярностью его школьного обучения.   В основе возникновения стойких «нелепых», часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьезные объективные причины.

                         Причины стойких нарушений на письме

1) социально-экономические:

-слабая готовность ребёнка к школе;

-нерегулярность школьного обучения;

-недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье;

-двуязычие в семье;

-неправильная речь окружающих, аграмматизмы;

-неблагоприятная семейная обстановка;

-ослабленное соматическое здоровье (длительные заболевания в ранний период развития);[2]

2) психофизиологические:

-нарушения обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма;

-несформированность слухового внимания и памяти. Трудности во время переключения с одного вида деятельности на другую. Дети не успевают за темпом урока, застревают, отстают от последующего хода урока, с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, трудности в воспроизведении предложения из 4-5 слов, практически недоступным является письмо по памяти. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу;

-несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, образцами на доске или в учебнике. Большой вред на развитие зрительного анализатора оказывают компьютерные игры. Когда мы рассматриваем картину, мы фиксируем свой взгляд на целостность изображения. Когда мы смотрим на экран компьютера- это движущая картинка мешает сфокусировать свой взгляд на предмете. Тем самым развивается боковое зрение. Для чтения и письма губительно развитие бокового зрения, быстро устают глаза. Ребёнок с трудом фиксирует свой взгляд на целостности слова, буквы, работает боковое зрение, воспринимается часть слова, часть буквы. Ребёнок теряет слово, слог, строчку;

-недостаточность моторного развития;

-несформированность пространственного восприятия. Ориентировка на собственном теле, в помещении, на листе бумаги;

-несформированность фонематического восприятия. Дети затрудняются в овладении слоговом и звуко-буквенным анализом (пропуски букв, недописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами, перестановки букв или слогов внутри слова, слитное написание слов,  грубое искажение слова, произвольное деление слов);

-несформированность фонематического слуха. Трудности в различении звуков родного языка на письме. Это проявляется в виде смешении букв по звонкости и глухости, по акустико-артикуляционному сходству, допускают ошибки при подборе проверочных слов;

-несформированность слухового восприятия. Дети не могут использовать заученное правило на письме. Не слышат ударную и тем более безударную гласную, поэтому испытывают трудности в подборе проверочных слов;

-отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи. Ребёнок испытывает трудности в структурном построении предложения, не умением пользоваться грамматическими связями слов в предложении. Лексический запас очень беден и ограничен, неумение правильно образовывать новые слова. Трудности при образовании прилагательных от существительных даже при опоре на образец. Бедность словаря мешает в подборе проверочного слова, вместо родственных слов используют близкие по звучанию.[5]

   Нарушения могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребёнка. Кроме того, дисграфия возникает при органических речевых расстройствах (А.Р.Лурия,С.М.Блинков,М.Е.Хватцев).В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей нарушение письма как проявление системного нарушения речи, как отражение неразвитая устной речи во всех ее звеньях.[4]

   Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.[1]

   Для компенсации выявленных нарушении нужны благоприятные условия: внутренние и внешние.

Внутренние условия:

-высокое общее умственное развитие ребёнка;

-высокий или нормальный уровень развития психофизиологических функций;

-хорошее состояние здоровья и высокая общая работоспособность;

-сбалансированность нервных процессов;

-нормальное развитие эмоционально-мотивационной сферы.

Внешние условия:

-хорошие социально-экономические условия;

-нормальный эмоциональный климат в семье;

-высокий уровень преподавания в школе;

-доброжелательное отношение учителя и ученика;

-ранняя диагностика и выявление школьных трудностей;

-своевременная коррекционная работа.[5]

   Существует несколько классификации дисграфии (А.Н.Корнев,О.А.Токарева,М.Е.Хватцев), но наиболее обоснованной является классификация разработанной Лалаевой Р.Е.Она выделяет следующие виды дисграфии:

-артикуляционно-акустическая: на почве расстройств устной речи. Причина этому не правильное произношение звуков речи, которое отражается на письме. Ребёнок пишет слова так, как он их произносит;

-акустическая: проявляется в замене букв, при этом в устной речи звуки произносит правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие-глухие (б-п,в-ф,д-т,ж-ш),свистящие-шипящие(с-ш,з-ж),африкаты и компоненты ,входящие в их состав(ч-щ ,ч-ть, ц-т, ц-с);

-дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: пропуски букв и слов; перестановка букв или слогов, недописывание букв, слогов, слов; написание лишних букв в слове; повторение букв или слогов; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; произвольное дробление слова;

-аграмматическая: она связана с недоразвитием грамматического строя речи, ребёнок пишет вопреки правилам грамматики;

-оптическая: если ребёнок не улавливает тонких различии между буквами, то это приводит к трудностям усвоения букв и неправильному изображению их на письме: недописание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв.

Остановимся конкретно на акустической дисграфии.

   При акустической дисграфии воспринимаемые фонемы искажаются, хотя слух остается в норме. В зависимости от тяжести поражения височной области звуки человеческой речи могут совсем недифференцироваться как несущие фонематическую нагрузку, а могут представлять лишь незначительные искажения в восприятии акустически близких звуков, такие расстройства в нейропсихологии получили название речевой акустической агнозии (или сенсорной афазии).

   В тех случаях, когда поражаются более глубинные отделы левой височной доли, фонематический слух может оставаться в норме, но при этом страдает слухо-речевая память.

   Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия отрицательно влияют на такие процессы, как понимание устной речи, использование экспрессивной речи и, как следствие, формирование письменной речи. При акустической дисграфии затруднено выделение звукового состава слова, различение фонетически близких звуков, наблюдаются трудности в дифференциации сложных фонематических комплексов.

Группы ошибок

   Анализ распространенности и специфики нарушения письма при акустической дисграфии, проведенный рядом  ученых ( Л.С.Выгоцкий, А.Р.Лурия,Н.Н.Жинкин,Р.Е.Левина,Р.Д.Тригер),выявил несколько групп ошибок:

1.Ошибки, предпосылками для которых является несформированность фонематического восприятия. Такие ошибки связаны с заменами букв, обозначающих близкие звуки, с обозначением смягчения согласных звуков. Чаще всего смешиваются звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, сонорные.

   Замена звука может происходить не только внутри определенных фонематических групп, но и хаотично. При этом замена звука может происходить постоянно, ввиду отсутствия данного звука в речи, т.е. ребёнок всегда заменяет определенный звук (тонарь-фонарь), а может нести неустойчивый характер. В этом случае звук в речи ребёнка присутствует, но в письменной речи он не всегда его употребляет.

2.Ошибки, характеризующиеся дефектом обозначения мягкости согласных. Такие ошибки выражаются в ошибочном смягчении согласного звука последующими гласными (мямя мееть пяли-мама моет полы), замене мягких звуков твердыми (малчики игралы в мячик-мальчики играли в мячик), смешанными дефектами, когда наряду с правильным написанием твёрдых и мягких согласных встречаются нарушения.

3.Ошибки, связанные с нарушением звукобуквенной и слоговой структур слова: пропуски и добавления букв, слогов, перестановки букв, слогов. В основном пропускается безударная часть слова (полок-потолок) или согласный звук, стоящий в непосредственной близости с другим согласным (поед-поезд). Пропуск гласных звуков встречается не только в открытом слоге в середине слова, но и в конце слова ( радуг-радуга). Так же отмечаются перестановки букв и слов (взук-звук), добавления букв и слогов  в слове (деревоо-дерево).

4.Ошибки,связанные с недостаточной сформированностью аналитико-синтетической функции на уровне словосочетаний и предложений.

На письме данные дефекты выражаются в слитном написании слов  (отецуехал- отец уехал), слияние частей двух слов в одну ( птибечут-щебечут), пропусках слова( тракторист трактор- тракторист чинил трактор).

Существует несколько диагностик акустической дисграфии : Тестовая методика Т.А.Фотековой, « Исследования устной речи» А.Н.Корнева, «Диагностика письменной речи у младших школьников» О.И.Азова.

Тестовая методика диагностики устной речи Т.А.Фотековой :речевые задания даны в виде тестов и критерии оценки их выполнения. Обработка данных позволяет выявить детей с разными нарушениями: ОНР,ЗПР,УО с системным речевым дефектом.

Методика « Исследования устной речи(А.Н.Корнева):Основные задачи методики: 1)уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках;2)диагностика интеллекта;3)исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой;4)анализ психопатологической картины, особенно в двух ее аспектах: выраженности психоорганической симтоматики и реакции ребёнка на трудности в освоении программного материала.

«Диагностика письменной речи у младших школьников» (О.И.Азова):

автор предлагает обследование импрессивной и экспрессивной речи, грамматический строй речи, понимание и воспроизведение текста, обследование речи, обследование языкового анализа, синтеза и преедставлений, обследование процессов чтения и письма, обследование орфографических знаний, умений, навыков; обследование зрительно-пространственных функции и особенности ручной моторики, зрительной и слуховой памяти.

                          Основные направления логопедической работы:

1.Развитие фонематического восприятия: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов, фраз. Различение навыков звукового анализа;

2.Работа над звукопроизношением: прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем(искажение, замена, отсутствие звука);

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков; различение между собой звуков речи( согл,гл): согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие); выделение любых звуков из состава слова; умение объединять звуки в слоги, слоги- в слова; умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов; обогащение словарного запаса; обучение детей разным способам словообразавания с помощью разных приставок;

4.Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков( т-д,з-с, ж-ш,к-г,в-ф и т.д)

Примерные упражнения

- Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце ( юбка ,каюта, убираю). Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает? (рюкзак, изюм, блюдо);

- Прочитай слова, найди в них букву «е», скажи, где она стоит: в начале, в середине, или в конце (поездка, ежевика, учение). Теперь прочитай слова и найди в них мягкий согласный, какой звук их смягчает? (ветер, метель, ведро);

- Рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано? ( предлагаются картинки, в названиях которых есть мягкие согласные, смягченные гласными звуками [ йэ], [ йо], [йу], [йа];

- Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [т], [д] (такие же упражнения применяются для всех пар согласных);

-Прочитай и спиши слова. Скажи, что они означают? Ров-рёв, лук-люк, рис- рысь, рад- ряд;

-Прочитай слова: поезд, самолёт, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее  слово по смыслу? (самокат). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (самолёт).

Проблема дисграфии является актуальной в современных условиях. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедических группы испытывает большие трудности в обучении. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении, но для этого понадобится немного терпения и усидчивости со стороны логопеда, родителей и самого ребёнка. Тогда ребёнок будет радовать своими достижениями.

Литература

1.Барылкина Л.П. Эти трудные согласные: вызванные нарушениями процесса письма и чтения.  [Текст] М: Просвещение.,2005.- 5 с.

2.Ефименкова Л.Е. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. [ Текст] М: 2003. – 7с.

3.Садовникова И.Н .Дисграфия. Дислексия. Технология преодоления.

 [ Текст], М: Просвещение.,2001.- 3с.

4. Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.

[ Текст] М: Просвещение.,1972.-7с.

5 Яструбинская Е.А.Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. [Текст] М: Просвещение.,2009.-8с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Дисграфия у младших школьников: виды, коррекция.

Дисграфия у младших школьников: виды, коррекция....

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.

Актуальность  вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательно...

Первая объяснительная записка для 8 вида коррекции

Упражнения на внимание, развитие речи и мышления...

Вторая объяснительная записка для 8 вида коррекции

Упражнения на внимание, развитие мышления и речи...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...