Консультация Дисгафия. Виды. Коррекция
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письменная и устная речь – это две формы речевой функции Устная речь Письменная речь Звуковое оформление языка Графическое оформление языка
Процесс письма Речедвигательный анализатор Речезрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор
Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи 2. Уточнение звуков 1.Определение последова- тельности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинети- ческую систему последовательных движений
Причины возникновения нарушений письма Патогенные факторы Органические причины Функциональные повреждения г.м. внутренние и внешние Наследственные факторы
Неречевые симптомы Речевые симптомы Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д. Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне предложения Ошибки на уровне слова Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Симптомы дисграфий
дисграфия Недостаточность слуховых дифференцировок Неправильное произношение звуков Нарушение языкового анализа и синтеза Недоразвитие грам. строя речи Несформирован-ность зрительно- пространственных функций Артикулярно-акустическая На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая Оптическая Механизмы дисграфий Классификация дисграфий
Артикуляторно-акустическая дисграфия- это дисграфия на почве нарушений устной речи механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформирован- ность фонематических представлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют пропускам, смешениям и заменам в устной речи
Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии Коррекция звукопроизношения 2.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая дисграфия ) механизмы Неточность слуховой дифференциации звуков Неточность кинестетического анализа Неточность в выборе фонемы Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются:звонкие и глухие согл., твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, аффрикаты и их компоненты) В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме (при помощи «ь» и гласных второго ряда)
Коррекционная работа при акустической дисграфии Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искажениях структуры: слова (и слога) - пропуски согласных и гласных букв, перестановки букв, вставки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю- дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно
Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровне слова : искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, пред- ложных конструк- ций, падежей место- имений Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласо- вания (сущ.+прил., сущ.+числ.) Проявляется на уровне предложения и текста : нарушение согласования слов в предложении.
Коррекционная работа при аграмматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв
Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.