оригами
календарно-тематическое планирование на тему

Гольцова Ирина Анатольевна

прграмма по "Оригами" для 4 класса коррекционной школы 8 вида .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.rar52.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

«Согласовано»                                                                                                                                                                         «Утверждено»

Зам. директора по УВР                                                                                                                                                             Директор            

_________Алексеева О.А..                                                                                                                                                        _________Малай М. В.                                                          

«___» _____________20___г.                                                                                                                                                   «___» _____________20___г.

                                                       

                                                       

Рабочая программа

 по оригами в 4 классе

 на 2013-2014 учебный год.

Учитель начальных классов Гольцова И.А.

1013

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………стр2
  2. Планируемые результаты………………………………………………………………стр4
  3. Содержание программы………………………………………………………………...стр6
  4.   Формы и методы обучения……………………………………………………………стр8
  5. Информационно – методическое обеспечение………………………………...стр10
  6. Учебно - тематический план……………………………………………………стр10
  7. Календарно – тематическое планирование……………………………………стр11
  8. Диагностическая карта………………………………………………………….стр13
  9. Литература………………………………………………………………………стр14

         

1 Пояснительная записка

         Рабочая программа  «Оригами» составлена на основе программы С.Е. Щербаковой «Оригами» для специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002  и программы  Г.Э. Эм  «Путешествие в страну оригами» Легион Ростов-на-Дону 2013

Программа оригами  предназначена для работы с детьми 4 класса, обучающихся по программе В.В. Воронковой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, издание 8-е. Москва «Просвещение» 2013год.   и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.

Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.  Программа В.В.Воронковой предполагает изучение  объемного блока по геометрии, на который для моих учеников определено недостаточное количество часов. Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Курс «Оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

                                                       Практическая значимость программы:

 Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

                                        Цель программы  создание условий для становления человека творца.

  • формирование художественно-творческих способностей  учащихся через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения

  В связи с поставленной целью реализация данной программы предусматривает постановку и решение следущих задач:

  • познакомить с основными приёмами складывания базовых деталей;
  • учить читать технологические, пооперационные карты и схемы;
  • расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать аналитические способности;
  • развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
  • развивать волю, глазомер, пространственное воображение;
  • развивать  мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику;
  • развивать художественный вкус школьников;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность;
  • воспитывать  эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма;
  • воспитывать самостоятельность в работе, волевые качества.

      Основными принципами построения данной программы являются следующее:

  • доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;
  • систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
  • личностно-ориентированный подход к учащимся;
  • изучение интересов и потребностей детей;
  • практическое участие и наглядное оформление;
  • творческий и индивидуализированный подход в решении поставленных зада


Программа рассчитана на обучения детей в 4 классе.  
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.

2 Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Оригами» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

К концу учебного года дети должны знать

  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

 уметь

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  •  реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Так как в классе учатся дети с 4 группой развития, то и программа нацелена на достижение двух уровней воспитательных результатов.

  • воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание  ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.  
  • Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.

                                                                                           3 Содержание программы.

I четверть(9часов).

Знакомство с оригами. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. История его возникновения.  Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения  работы. Практическое занятие «Исследование бумаги». Беседа по охране труда.

Геометрические фигуры.      Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. Практическое занятие. Отработка приёмов складывания бумаги. Линия сгиба «гора, долина». Сказка о капитане и его тельняшке. Ветряная мельница. Базовая форма «треугольник».».

Артисты пальчикового театра. Лисица. Мышонок. Базовая форма «треугольник». Понятия «равенство частей», «согнуть внутрь». Зверята: щенки, поросёнок, лисёнок, волчонок. Куклы пальчикового театра. Игра «Сказочный герой». Понятие «равные углы».

Игрушки  Стаканчик. Игра «Попадай-ка». Клюв птицы. Весёлые соревнования. Ловушка для микробов. Базовая форма «дверь». Парусник. Игра гонки. Базовая форма «воздушный змей».

II четверть(7часов).

Игрушки.  Феррари. Соревнования. Юла. Игра на ловкость. Шлем и золотая рыбка. Мобили. Игра «Рыболов».

Мастерская Деда Мороза. Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме «Скоро Новый Год!», чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен – надувной  кубик.  Практическая работа. Изготовление снежинок. Беседа по теме «Свойство снега и льда»; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.

Практическая работа. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.

Практическая работа. «Звёзды. Волшебная палочка». Знакомство с фрагментом к\ф «Морозко». Сапожок. Снеговик. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.

Практическая работа. Новогодняя викторина. «Новогодняя подвеска. Ёлочка в снегу». Базовая форма «двойной квадрат»

III четверть(10часов).

Праздничные даты. Сердечко из оригами. История дня святого Валентина. Знакомство с   инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток.  Поздравительная открытка. Беседа по теме: «День Защитника Отечества». Истребитель. Самолёт. Аэрошоу. Практическая работа.  Букет для мамы и бабушки. Тюльпаны. Базовая форма «двойной треугольник» Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов. Практическая работа.  

Птицы.  Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа. Птица – солнце. Гофрировка. Ворона. Журавлик счастья. Базовая форма «рыба».            

IV четверть(8часов).

День победы. Поздравительная открытка ко Дню Победы. Беседа по теме: Праздник счастья и мира на земле -  День Победы. Практическая работа. знакомство с инструкционными картами для изготовления  письма с войны. Письмо – конверт из Дании. Бутоньерка. Что такое формат А4. Складывание из прямоугольника.  

Цветы. Ирисы. Колокольчик. Базовая форма «лягушка».

Игрушки. Попрыгушка – лягушка 1,2. Базовая форма «водяная бомбочка». Сюрикен – метательная звезда. Плоскодонка Игра «Археологическая находка».    

  Обобщение опыта учащихся. Оформление книжки-раскладушки. Головоломка «Путешествие по стране  «Оригамии». Практическая работа.

                                                                               4  Формы и методы обучения.
В процессе урока используются различные
 формы:
традиционные, комбинированные и практические уроки; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные
методы:
Методы
, в основе которых лежит способ организации урока:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  •  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  •  репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  •  частично-поисковый  – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  •  исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  •  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  •  групповой – организация работы в группах;
  •  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов

 реализации дополнительной образовательной программы


1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,

5 Информационно – методическое обеспечение.

  1. Бумага.
  2. Клей карандаш
  3. Нитки армированные
  4. Ножницы
  5. Канцелярский нож.           

6 Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

4.

Знакомство с оригами

2

-

2

5.

Базовая форма «Треугольник»

2

6

8

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

2

4

6

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

2

3

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

2

3

9.

Базовая форма «Конверт»

1

1

2

10.

Цветы к празднику 8 марта

1

1

4

11.

Базовая форма «дверь»

-

2

2

12.

Итоговое занятие

1

-

1

13.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

12

22

34

7 Календарно-тематический план

Дата

Тема

Программное содержание

Индивидуальная работа

1

7.09

Знакомство с оригами. Правила оригамистов. Техника безопасности.

Познакомить с историей оригами. Заинтересовать детей. Объяснить как получить квадрат из прямоугольника.

Лёша Б.

2

14.09

Кузнечики и их дом. Игра «Весёлая семейка».

Познакомить с базовой формой треугольник.

3

21.09

Ветряная мельница.

Познакомить детей с инструкционной картой

Коля К.

4

28.09

Стаканчик. Игра «Попадай-ка».

Работа по инструкционной карте.

5

5.10

Артисты пальчикового театра.

Познакомить с новыми значками «согнуть внутрь» «равенство частей».

6

12.10

Зверята: щенок, лисёнок, волчонок.

Учить разукрашивать артистов и придумывать им имена.

7

19.10

Куклы для пальчикового театра

Развивать глазомер, научить делить углы на три равные части

 подготовка пальчикого театра для учеников 1 класса. Сказка «Репка».

8

26.10

Клюв птицы. Маска. Ловушка.

Познакомить с новой базовой формой «дверь»

Кристина Б.

9

2.11

Парусник. Игра гонки.

Познакомить с новой базовой формой «воздушный змей»

10

16.11

Феррари. Соревнования.

Работа по инструкционной карте.

Подарки для малышей.

11

23.11

Шлем и золотая рыбка. Мобиль.

Дать понятие мобиль.

12

30.11

Юла. Игра на ловкость.

Научить из двух разноцветных квадратов делать игрушку.

13

7.12

Звёзды. Волшебная палочка.

Познакомить с принципом сбора звезды из нескольких квадратов.

14

14.12

Сапожок. Снеговик.

Работа по инструкционной карте.

15

21.12

Фусен – надувной кубик.

Знакомство с новой формой «водяная бомбочка».

Лера К. Готовит сообщение о волшебном шаре.

16

28.12

Новогодняя подвеска. Ёлочка в снегу.

Работа по инструкционной карте.

17

18.01

Сердечко – валентинка.(пано для класса )

Знакомство с новым знаком «невидимая линия».

18

25.01

Истребитель. Самолёт. Аэрошоу. (подготовка школьной газеты для праздника )

Познакомить с воздушным транспотом.Дать понятие аэрошоу.

19

1.02

Многоликая маска. Смайлики.

Работа по инструкционной карте.

20

8.02

Птица – солнце.

Учить складывать в гофру.

21

15.02

Тюльпаны( подарки )

Научить складывать двойной треугольник.

Подарки для девочек готовит Руслан З.

22

Бутоньерка.

Работа по инструкционной карте.

23

Ворона.

24

Лошадка. (коллективная работа )

25

Журавлик счастья.

Познакомить с символом мира и дружбы в Японии.

26

27

Попрыгушка лягушка. Соревнования.

Работа по инструкционной карте.

28

Сюрикен – метательная звезда.

Работа по инструкционной карте.

29

Колокольчик. Ирисы.

Работа по инструкционной карте.

30

Плоскодонка.

Работа по инструкционной карте.

31

Петух.

Работа по инструкционной карте.

32

Воробей.

Работа по инструкционной карте.

33

Черепаха

Работа по инструкционной карте.

34

Головоломка.

Выставка. Диагностика

8 Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 Оцениваются такие  умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

9  Литература

  1. А.М. Щербакова «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида» Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002.
  2. Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами». Легион Ростов-на=Дону 2013

                       Интернет ресурсы:

                     http://stranamasterov.ru

                     http://www.encyclopedia.ru/

                     http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами и геометрия

План мероприятия для детского школьного лагеря «С О Л Н Ы Ш К О» На тему:Оригами и геометрия....

Портфолио Городского Методического Объединения педагогов Оригами Санкт-Петербурга

Портфолио (ГМО) Городского методического Объединения педагогов Оригами Санкт-Петербурга создано и работает при Городском Центре работников дополнительного образования при Комитете Образования СПб...

Программа по факультативу Оригами - мозаика. Модульное оригами

Формирование творческой личности – одна из задач на современном этапе. Занятия художественно – творческой деятельностью создают основу для полноценного развития личности, содержательного общения...

Открытое занятие по оригами "Изготовление лягушки по типу оригами"

- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки...

Доклад "Влияние модульного оригами на формирование ручных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через реализацию проекта "Волшебный мир оригами"

Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется не из одного листа бумаги, а из н...

Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Оригами для начинающих", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., методист Поварова И.Ф.

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися 4-7 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

Методическая разработка раздела "Модульное оригами" дополнительной общеобразовательной программы "Оригами".

Раздел №Модульное оригами" является составляющей творческого этападополнительной  общеобразовательной программы "Оригами", и согласно опросу участников творческого обьединения наиб...