Адаптированная рабочая программа по логопедии с учащимися с ОВЗ
рабочая программа на тему
Данная программа расчитана для работы с учащимися начального звена для проведения подгрупповых занятий. Она используется для работы с учащимися со сниженным интеллектом школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по логопедии | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида №2 г. Владимира
Принято: Утверждено:
На педагогическом совете Директор школы-
Протокол №_____ интерната № 2
От «____» ____2014 г. _______Рябоконь И. Н.
От «___» ____2014 г.
Рабочая адаптированная программа по логопедии
с учащимися с ОВЗ.
Составил учитель- логопед
Высшей кв. категории
Прошакова В. И
2014- 2015 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на 2014- 2015 г. для подгрупповой работы с учащимися начальной школы.
В основе её лежит «Положение о логопедической работе в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате 8- го вида № 2 г. Владимира». На основании письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 в школе организована специальная логопедическая работа.
Перевоспитание дефектной речи, её развитие является одним из важных направлений в системе коррекции развития школьника со сниженным интеллектом, в его социализации. Логопедическая работа строится с учётом структуры и степени речевого дефекта, носит личностно- ориентированный характер. Её продуктивность с умственно отсталыми детьми определяю особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Слабость замыкательной функции коры головного мозга, что ведёт к трудности образования новых условно- рефлекторных связей, низкий уровень развития эмоционально- волевой сферы, а также сложность речевого нарушения, которое чаще носит полиморфный и всегда системный характер, обуславливает замедленность и длительность процесса овладения навыком правильной речи, т.е. характеризует его как стойкий. Поэтому учащиеся посещают логопедические занятия не один год.
При выборе путей и содержания логопедического воздействия опора делается на такие принципы: этиопатогенетический, онтогенетический, системности и учёта структуры речевого нарушения, комплексности , дифференцированного подхода, поэтапности, личностных особенностей, индивидуального подхода, общедидактические п ринципы.
Цели обучения : 1. Стремление сделать (приблизить) речь учащегося полноценным средством общения, помочь адаптироваться в обществе.
2. Помочь детям учиться, чтобы речь не являлась препятствием в овладении знаниями.
Так как логопедическое воздействие является педагогическим процессом, то на занятиях решаются не только коррекционные задачи, но и общепедагогические: образовательные, воспитательные, развивающие.
Задачи обучения:
Коррекционно- развивающие:
- развитие артикуляционной моторики,
- преодоление нарушения звукопроизношения,
- развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, звукового анализа (синтеза) ( звуко- буквенно- слогового анализа, синтеза, языкового анализа речи),
- развитие просодической стороны речи,
- зрительного внимания,
- расширение и активизация словаря по темам окружающей жизни,
- развитие грамматически правильной речи,
- развитие связной опосредованной речи,
- развитие мышления и других внеречевых психических процессов,
- развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации,
- компенсаторно- анализаторных возможностей,
- формирование познавательной активности,
- эмоционально- волевой сферы, личностных особенностей.
Образовательные:
- развитие осознанного отношения к работе,
- уточнение, закрепление артикуляционного уклада коррегируемого звука (звуков), умение дать характеристику звука ( при необходимости учить сравнивать звуки по артикуляции и звучанию, твёрдости, мягкости, различать звуки),
- обучение умению определять принадлежность звука к определённой группе звуков (гласные- согласные, звонкие- глухие согласные, мягкие - твёрдые согласные),
- формирование обобщающих представлений об окружающем мире,
- осуществление межпредметных связей.
Воспитывающие:
- формирование социально- бытовой ориентации,
- формирование чувства коллективизма,
- воспитание любви к окружающей природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного.
В логопедической работе используюся различные методы обучения:
-наглядные, в том числе программы персонального компьютера ( им отводится основное место в работе с учащимися со сниженным интеллектом),
-практические,
- словесные и нетрадиционные (например, приёмы логопедического массажа). Выбор и использование того или иного метода, или их сочетание зависит от характера речевого нарушения, этапа работы, возраста и индивидуальных психических особенностей ребёнка.
Система коррекционно – образовательно – воспитательной работы строится, опираясь на труды М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, Т. В. Филичевой, Р. И. Лалаевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селивёрстова, Н . А. Чевелёвой, И. Н. Садовниковой, А. Н. Корнева, А. В. Ястребовой, С. Я. Рубинштейн и др. учёных, методистов, практиков.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
- над каким звуком( звуками) проводится работа, его арт. уклад, характеристику звука,
- правила речи,
- значение понятий, умение пользоваться ими в речи (звук, буква, слог, слово, предложение, рассказ ),
- импрессивный, экспрессивный словарь по темам окружающей жизни ( в особенности, слова- признаки, действия).
Обучающиеся должны уметь:
- выговаривать поставленные звуки на речевом материале, в речи (с учётом психофизических особенностей и сложности речевого нарушения),
- контролировать свою речь (самоконтроль) в плане её правильности (как итог контроля за речью учащегося со стороны взрослого: педагогов и родителей),
- проводить звуко- буквенно- слоговой анализ слов, правильно писать и читать без специфических дисграфических, дислексических ошибок.
Деление учащихся на группы осуществляется по результатам обследования состояния речи учащегося - логопата, с учётом психофизических особенностей ( степени проявления дефекта), длительности проводимой работы, классной принадлежности, школьного расписания.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ подгр. | Логопедическое заключение | Содержание работы, тема | Кол-во занятий |
1,2 | Дисграфия, связанная с трудностью овладения графемой, грамотой | Организационное занятие. 1-я четверть. | 1 |
Гласные звуки и буквы : А, У, О, И, Э, Ы.Звуко-буквенный анализ ряда гласных. | 6 | ||
3 | Акустическая дисграфия (нарушение звонкости- глухости согласных звуков) | Организационное занятие. | 1 |
Согласные звуки и буквы Т-Д.(Ть-Дь). Контр. упр-е. | 6 | ||
4 | Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных звуков) | Организационное занятие. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы Ы-И. Контр. упр-е. | 6 | ||
5 | Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных звуков) | Организационное занятие. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы А-Я. Контр. упр-е. | 6 | ||
6 | Общее недоразвитие речи, 3ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р- Рь. | Организационное занятие. | 1 |
Звуки Р- Рь.Темы занятий: Приметы осени. Овощи. Фрукты. Деревья. | 6 | ||
7 | Заикание. О. н. р., 3ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией | Организационное занятие. | 1 |
Сопряжённо- отражённая речь. Беседа. (Темы: Овощи, Фрукты, Деревья, Перелётные птицы). Однословный ответ. | 6 | ||
1,2 | Дисграфия, связанная с трудностью овладения графемой, грамотой | 2 четверть Повторение: Гласные звуки и буквы А,У,О,И,Э,Ы. Звуко- буквенный анализ ряда гласных. | 1 |
Согласные звуки и буквы М, Х, С. Звуко- буквенный анализ обратных слогов,типа ам, ух, ус. | 3 | ||
| Согласные звуки и буквы Н, Л, В. Звуко-буквенный анализ прямых слогов, типа но, лу, ва, односложных слов (мак). | 3 | |
3 | Акустическая дисграфия( нарушение звонкости- глухости согласных звуков) | Повторение:Согласные звуки и буквы Т-Д( Ть- Дь). | 1 |
Согласные звуки и буквы П- Б( Пь- Бь). Контр. упр-е. | 6 | ||
4 | Акустическая дисграфия(нарушение мягкости согласных звуков) | Повторение: твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы Ы- И. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы А- Я. Контр. упр-е. | 6 | ||
5 | Акустическая дисграфия( нарушение мягкости согласных звуков) | Повторение: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы А- Я. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы Ы- И. Контр. упр-е. | 6 | ||
6 | О.н.р., 3 ур. реч. разв- я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р- Рь | Звуки Р- Рь. Темы занятий: Игрушки. Транспорт.Звери. Как звери к зиме готовятся. Скоро Новый год. | 7 |
7 | Заикание. О. н. р., 3 ур. реч. разв- я, сочетанное с дизартрией | Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи.Ответ однословный. | 4 |
Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи. (Темы: Игрушки, Транспорт, Мебель, Звери). Ответ короткой фразой. | 3 | ||
3 четверть | |||
1,2 | Дисграфия, связанная с трудностью овладения гра- фемой, грамотой. | Согласные звуки и буквы: Ш, П, Т, К. Анализ двусложных слов из открытых слогов (шуба), из открытого и закрытого слогов(халат) | 4 |
Согласные звуки буквы: З, Р, й, Ж. Анализ двусложных слов со стечением согласных на стыке слогов(горка). | 4 | ||
Согласные звуки и буквы: Б, Д. Анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова(брат). | 2 | ||
3 | Акустическая дисграфия (нарушение звонкости- глухости согласных) | Согласный звук и буква С ( сь). | 1 |
Согласный звук и буква З (зь). | 1 | ||
Согласные звуки и буквы С-З (сь- зь). Контрольное упр-е. | 4 | ||
Согласный звук и буква Ш. | 1 | ||
Согласный звук и буква Ж. | 1 | ||
Согласные звуки и буквы Ш- Ж. | 2 | ||
4 | Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных) | Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы О- Ё. Контрольное упр-е. | 6 |
Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы У-Ю. Контрольное упр-е. | 4 | ||
5 | Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных) | Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы У-Ю. Контрольное упр-е. | 4 |
Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы О- Ё. Контрольное упр-е. | 6 | ||
6 | О. н. р. ,3 ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р- РЬ. | Звуки Р- РЬ. Темы занятий:Зима, приметы зимы, сказка- быль К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»; Зимующие птицы; Зимние забавы детей; Зимняя одежда; Ранняя весна, приметы весны. | 10 |
7 | Заикание, о. н. р. , 3 ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией. | Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи. Ответ полным предложением. | 5 |
Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи, Разные виды ответов( однословный, короткой фразой, полным предложением). | 5 | ||
4 четверть | |||
1,2 | Дисграфия, связанная с трудностью овладения графемой , грамотой. | Согласный звук и буква Г,г. | 1 |
Способы обозначения мягкости согласных на письме. Буквы Ь, Е,е, Ё, ё, Я, я, Ю, ю. Анализ односложных слов со стечением согласных в конце слова (бант). | 4 | ||
Согласные звуки и буквы Ч, ч, Ф, ф, Ц, ц, Щ, щ. Буква Ъ. Анализ трёхсложных слов из открытых слогов. Контр. упр-е. | 4 | ||
3 | Акустическая дисграфия (нарушение звонкости- глухости согласных звуков) | Согласные звуки и буквы Ш- Ж. Контр. упр-е. | 2 |
Согласный звук и буква К. | 1 | ||
Согласный звук и буква Г. | 1 | ||
Согласные звуки и буквы К –Г. | 4 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
4, 5 | Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных звуков) | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак в конце слова. | 3 |
Мягкие- твёрдые согласные звуки . Мягкий знак в середине слова. | 3 | ||
Мягкие и твёрдые согласные звуки. Мягкий знак в конце и середине слова. Контрольная работа. | 3 | ||
6 | О. н. р. , 3 ур. реч. разв- я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р-РЬ. | Звуки Р- РЬ. Темы занятий: Весна, приметы весны; Перелётные птицы; Поздняя весна; Сравнение ранней и поздней весны; Рассказ К. Д. Ушинского « Утренние лучи»; Дикие животные нашего леса; Домашние животные. | 9 |
7 | Заикание, о. н. р. , 3 ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией. | Ситуативная форма речи. Пересказ (чтение). Рассказ. Темы: Весна, Перелётные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Насекомые. | 9 |
Методическое обеспечение:
Дидактический материал:
- Т. Б. Филичева, Г. А. Каше «Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста»,
- Н. И. Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей»,
- Л. Н. Ефименкова . Карточки (раздаточный материал) для работы по преодолению дисграфии,
- приложение к журналу «Логопед», «Самые нужные игры»,
- настольно- печатные игры,
- аппликационный материал к фланелеграфу,
- пособия к дидактическим играм, изготовленные своими руками,
- игры- карточки для развития звуко- буквенно - слогового анализа .
Оборудование и приборы:
- персональный компьютер, программы к нему,
- зеркала,
- логопедические зонды,
- картины природы, сюжетные картины, серии сюжетных картин, предметные картинки по темам окружающей жизни,
- картинное пособие Тумаковой Г. А. «Звучащее слово»,
- слоговая таблица,
- игрушки,
- таблицы по обучению чтению по методике Зайцева Н. А.,
- кассы букв и слогов, алфавит, азбука, «объёмные буквы»,
- картинные и картинно- словесные планы для составления связного рассказа,
- раздаточный материал для языкового анализа речи,
- плакатики с правилами речи, с классификацией звуков, с планом- схемой характеристики звука, с чистоговорками.
Литература:
- учебники по русскому языку, чтению, развитию речи для вспомогательной школы,
- ежемесячное пособие по развитию речи учащихся, обучению чтению и письму ( и. д. «Карапуз»),
- детская литература (проза, произведения малых стихотворных форм),
- М. Е. Хватцев «Логопедия», Р. Е. Левина «Логопедия», Т. Б. Филичева «Основы логопедии», В. И. Селивёрстов «Заикание», Л. И. Белякова, Е. А Дьякова «Логопедия. Заикание», Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко « Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Р. И. Лалаева « Логопедическая работа в коррекционных классах», «Логопедия в школе : практический опыт» под редакцией В. С. Кукушина, И. Н. Садовникова «Исправление дисграфии у учащихся», Е. В. Мазанова «Коррекция разных видов дисграфий. Конспекты занятий для логопедов», Е. В. Мазанова « Логопедия. Преодоление нарушения письма. Комплект тетрадей», Л. П. Успенская, М. Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» в 2- х частях, Т. А. Ткаченко «Логопедические тетради для формирования всех сторон речи, связной речи», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы», Л. Г. Парамонова « Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи», Е. Синицына «Умные пальчики», О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика», В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Л. М. Козырева «Логопедические тетради по коррекции дисграфии и развитию связной речи», С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника», периодические издания : журнал «Логопед», «Библиотека логопеда», журналы : «Логопед в детском саду», «Школьный логопед», «Логопедия», «Дефектология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по логопедии для учащихся с нарушением чтения и письма
В программе отражаются основные направления коррекционной работы по исправлению чтения и письма в старших классах. С учетом учебного плана 2 часа в неделю. Материал разбит на блоки в соответствии со с...
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с ТНР (дошкольный возраст)
Апробированная адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с тяжелыми нарушениями речи (дошкольный возраст)...