Адаптированная рабочая программа по логопедии с учащимися с ОВЗ
рабочая программа на тему

Прошакова Вера Ивановна

Данная программа расчитана для работы с учащимися начального звена для проведения подгрупповых занятий. Она используется для работы с учащимися со сниженным интеллектом школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по логопедии113 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида №2 г. Владимира

Принято:                                                                 Утверждено:

На педагогическом совете                                    Директор школы-                  

Протокол  №_____                                                  интерната № 2

От «____» ____2014 г.                                            _______Рябоконь  И. Н.           

                                                                                  От «___» ____2014 г.

Рабочая адаптированная программа по логопедии

с учащимися с ОВЗ.

Составил учитель- логопед

Высшей кв. категории  

Прошакова В. И

2014- 2015 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  рассчитана на 2014- 2015 г. для подгрупповой работы с учащимися начальной школы.

В основе её лежит  «Положение  о логопедической работе в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате 8- го вида № 2 г. Владимира». На основании письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 в школе организована специальная логопедическая работа.

 Перевоспитание дефектной речи, её развитие является одним из важных направлений в системе коррекции развития школьника со сниженным интеллектом, в его социализации. Логопедическая работа строится с учётом структуры и степени речевого дефекта, носит личностно- ориентированный характер. Её продуктивность с умственно отсталыми детьми определяю особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Слабость замыкательной функции коры головного мозга, что ведёт к трудности образования новых условно- рефлекторных связей, низкий уровень развития эмоционально- волевой сферы, а также сложность речевого нарушения, которое чаще носит полиморфный и всегда системный характер, обуславливает замедленность и длительность процесса овладения навыком правильной речи, т.е. характеризует его как стойкий. Поэтому учащиеся посещают логопедические занятия не один год.

При выборе путей и содержания  логопедического воздействия опора делается на такие принципы: этиопатогенетический, онтогенетический, системности и учёта структуры речевого нарушения, комплексности , дифференцированного подхода, поэтапности, личностных особенностей, индивидуального подхода, общедидактические п ринципы.

Цели обучения : 1. Стремление сделать (приблизить) речь учащегося полноценным средством общения, помочь адаптироваться в обществе.

2. Помочь детям учиться, чтобы речь не являлась препятствием в овладении знаниями.

 Так как логопедическое воздействие является педагогическим процессом, то на занятиях решаются не только коррекционные задачи, но и общепедагогические: образовательные, воспитательные, развивающие.

Задачи  обучения:

Коррекционно- развивающие: 

- развитие артикуляционной моторики,

- преодоление  нарушения  звукопроизношения,

- развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, звукового анализа (синтеза) ( звуко- буквенно- слогового анализа, синтеза, языкового анализа речи),

- развитие просодической стороны речи,

- зрительного внимания,

- расширение и активизация словаря по темам окружающей жизни,

- развитие грамматически правильной речи,

- развитие связной опосредованной речи,

- развитие мышления и других внеречевых психических процессов,

- развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации,

- компенсаторно- анализаторных возможностей,

- формирование познавательной активности,

- эмоционально- волевой сферы, личностных особенностей.

Образовательные:

- развитие осознанного отношения к работе,

- уточнение, закрепление артикуляционного уклада коррегируемого звука  (звуков), умение дать характеристику звука ( при необходимости  учить сравнивать звуки по артикуляции и звучанию, твёрдости, мягкости, различать звуки),

- обучение умению определять принадлежность звука к определённой группе звуков (гласные- согласные, звонкие- глухие согласные, мягкие - твёрдые согласные),

- формирование обобщающих представлений об окружающем  мире,

- осуществление межпредметных связей.

Воспитывающие:

- формирование социально- бытовой ориентации,

- формирование чувства коллективизма,

- воспитание любви к окружающей природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного.

 В логопедической работе используюся  различные  методы обучения:

-наглядные, в том числе программы персонального компьютера ( им отводится основное место в работе с учащимися со сниженным  интеллектом),

-практические,

- словесные и  нетрадиционные (например, приёмы логопедического массажа). Выбор и использование того или иного метода, или их сочетание зависит от характера речевого нарушения, этапа работы, возраста и индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Система коррекционно – образовательно  – воспитательной работы строится,  опираясь на труды М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, Т. В. Филичевой, Р. И. Лалаевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селивёрстова, Н . А. Чевелёвой, И. Н. Садовниковой, А. Н. Корнева, А. В. Ястребовой, С. Я. Рубинштейн и др. учёных, методистов, практиков.  

  Основные требования  к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся  должны  знать:

- над каким звуком( звуками) проводится работа, его арт. уклад, характеристику звука,

- правила речи,

- значение понятий, умение пользоваться ими в речи (звук, буква, слог, слово, предложение, рассказ ),

- импрессивный, экспрессивный словарь по темам окружающей жизни ( в особенности, слова- признаки, действия).

Обучающиеся должны  уметь:

- выговаривать поставленные звуки на речевом материале, в речи (с учётом психофизических особенностей и сложности речевого нарушения),

- контролировать свою речь (самоконтроль) в плане её правильности (как итог контроля за речью учащегося со стороны взрослого: педагогов и родителей),

- проводить звуко- буквенно- слоговой анализ слов, правильно писать и читать без специфических дисграфических, дислексических ошибок.

 

Деление учащихся на группы осуществляется по результатам обследования состояния речи учащегося - логопата, с учётом психофизических особенностей ( степени проявления  дефекта), длительности проводимой работы,  классной принадлежности, школьного расписания.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ подгр. 

Логопедическое заключение

Содержание работы, тема

Кол-во занятий

1,2            

Дисграфия, связанная с трудностью овладения графемой, грамотой

Организационное занятие.   1-я четверть.

1

Гласные звуки и буквы : А, У, О, И, Э, Ы.Звуко-буквенный анализ ряда гласных.

6

3

Акустическая дисграфия (нарушение звонкости- глухости согласных звуков)

Организационное занятие.

1

Согласные звуки и буквы Т-Д.(Ть-Дь).

Контр. упр-е.

6

4

Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных звуков)

Организационное занятие.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы Ы-И. Контр. упр-е.

6

5

Акустическая дисграфия (нарушение мягкости согласных звуков)

Организационное занятие.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы А-Я. Контр. упр-е.

6

6

Общее недоразвитие речи, 3ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р- Рь.

Организационное занятие.

1

Звуки Р- Рь.Темы занятий:  Приметы осени. Овощи. Фрукты. Деревья.

6

7

Заикание. О. н. р., 3ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией

Организационное занятие.

1

Сопряжённо- отражённая речь. Беседа. (Темы: Овощи, Фрукты, Деревья, Перелётные птицы). Однословный ответ.

6

1,2

Дисграфия, связанная с трудностью овладения графемой, грамотой

                                      2 четверть

Повторение: Гласные звуки и буквы А,У,О,И,Э,Ы. Звуко- буквенный анализ ряда гласных.

1

 Согласные звуки и буквы М, Х, С. Звуко- буквенный анализ обратных слогов,типа ам, ух, ус.  

3

 

Согласные звуки и буквы Н, Л, В. Звуко-буквенный анализ прямых слогов, типа но, лу, ва, односложных слов (мак).  

3

3

Акустическая дисграфия( нарушение звонкости- глухости согласных звуков)

Повторение:Согласные звуки и буквы Т-Д( Ть- Дь).

1

Согласные звуки и буквы П- Б( Пь- Бь).

Контр. упр-е.

6

4

Акустическая дисграфия(нарушение мягкости согласных звуков)

Повторение: твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы Ы- И.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы А- Я. Контр. упр-е.

6

5

Акустическая дисграфия( нарушение мягкости согласных звуков)

Повторение: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы А- Я.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы Ы- И. Контр. упр-е.

6

6

О.н.р., 3 ур. реч. разв- я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р- Рь

Звуки Р- Рь. Темы занятий:  Игрушки. Транспорт.Звери. Как звери к зиме готовятся. Скоро Новый год.

7

7

Заикание. О. н. р., 3 ур. реч. разв- я, сочетанное с дизартрией  

Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи.Ответ однословный.  

4

Ситуативная речь. Вопросно- ответная  

форма речи. (Темы: Игрушки, Транспорт, Мебель, Звери). Ответ короткой фразой.

3

3 четверть

1,2

Дисграфия, связанная с трудностью овладения гра-

фемой, грамотой.

Согласные звуки и буквы: Ш, П, Т, К.

Анализ двусложных слов из открытых слогов (шуба), из открытого и закрытого слогов(халат)

4

Согласные звуки буквы: З, Р, й, Ж.

Анализ двусложных слов со стечением согласных на стыке слогов(горка).  

4

Согласные звуки и буквы: Б, Д. Анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова(брат).

2

3

Акустическая дисграфия

(нарушение звонкости- глухости согласных)

Согласный звук и буква С ( сь).

1

Согласный звук и буква З (зь).

1

Согласные звуки и буквы С-З (сь- зь). Контрольное упр-е.

4

Согласный звук и буква Ш.

1

Согласный звук и буква Ж.

1

Согласные звуки и буквы Ш- Ж.

2

4

Акустическая дисграфия

(нарушение мягкости согласных)

Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы О- Ё. Контрольное упр-е.

6

Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы У-Ю. Контрольное упр-е.

4

5

Акустическая дисграфия

(нарушение мягкости согласных)

Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы У-Ю. Контрольное упр-е.

4

Повторение. Твёрдые- мягкие согласные звуки. Буквы О- Ё. Контрольное упр-е.

6

6

О. н. р. ,3 ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р- РЬ.  

Звуки Р- РЬ. Темы занятий:Зима, приметы зимы, сказка- быль К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»; Зимующие птицы; Зимние забавы детей; Зимняя одежда; Ранняя весна, приметы весны.

10

7

Заикание, о. н. р. , 3 ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией.  

Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи. Ответ полным предложением.

5

Ситуативная речь. Вопросно- ответная форма речи, Разные виды ответов( однословный, короткой фразой, полным предложением).

5

4 четверть

1,2

Дисграфия, связанная с трудностью овладения графемой , грамотой.

Согласный звук и буква Г,г.

1

Способы обозначения мягкости согласных на письме. Буквы Ь, Е,е, Ё, ё, Я, я, Ю, ю. Анализ  односложных слов со стечением согласных в конце слова (бант).

4

Согласные звуки и буквы Ч, ч, Ф, ф, Ц, ц, Щ, щ. Буква Ъ. Анализ трёхсложных слов из открытых слогов. Контр. упр-е.

4

3

Акустическая дисграфия (нарушение звонкости- глухости согласных звуков)

Согласные звуки и буквы Ш- Ж. Контр. упр-е.

2

Согласный звук и буква К.

1

Согласный звук и буква Г.

1

Согласные звуки и буквы К –Г.

4

Контрольная работа.

1

4, 5

Акустическая дисграфия

(нарушение мягкости согласных звуков)

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Мягкий знак в конце слова.  

3

Мягкие- твёрдые согласные звуки . Мягкий знак в середине слова.

3

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Мягкий знак в конце и середине слова. Контрольная работа.

3

6

О. н. р. , 3 ур. реч. разв- я, сочетанное с дизартрией. Звуки Р-РЬ.

Звуки Р- РЬ. Темы занятий: Весна, приметы весны; Перелётные птицы; Поздняя весна; Сравнение ранней и поздней весны; Рассказ К. Д. Ушинского « Утренние лучи»; Дикие животные нашего леса; Домашние животные.

9

7

Заикание, о. н. р. , 3 ур. реч. разв-я, сочетанное с дизартрией.

Ситуативная форма речи. Пересказ (чтение). Рассказ. Темы: Весна, Перелётные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Насекомые.

9

Методическое обеспечение:

Дидактический материал:

- Т. Б. Филичева, Г. А. Каше «Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста»,

- Н.  И. Соколенко «Дидактический  материал по исправлению недостатков произношения у детей»,

- Л. Н. Ефименкова . Карточки (раздаточный материал) для работы по преодолению дисграфии,

- приложение к журналу «Логопед», «Самые нужные игры»,

- настольно- печатные игры,

- аппликационный материал к фланелеграфу,

- пособия к дидактическим играм, изготовленные своими руками,

- игры- карточки для развития звуко- буквенно - слогового анализа .

Оборудование и приборы:

- персональный компьютер, программы к нему,

- зеркала,

- логопедические зонды,

- картины природы, сюжетные картины, серии сюжетных картин, предметные картинки по темам окружающей жизни,

- картинное пособие Тумаковой Г. А. «Звучащее слово»,

- слоговая таблица,

- игрушки,

- таблицы по обучению чтению по методике Зайцева Н. А.,

- кассы букв и слогов, алфавит, азбука, «объёмные буквы»,

- картинные и картинно- словесные планы для составления связного рассказа,

- раздаточный материал для языкового анализа речи,

- плакатики с правилами речи, с классификацией звуков, с планом- схемой характеристики звука, с чистоговорками.

Литература:

- учебники по русскому языку, чтению, развитию речи для вспомогательной школы,

-  ежемесячное  пособие по развитию речи учащихся, обучению чтению и письму ( и. д. «Карапуз»),

-  детская литература (проза, произведения малых стихотворных форм),

-  М. Е. Хватцев «Логопедия», Р. Е. Левина «Логопедия», Т. Б. Филичева «Основы логопедии», В. И. Селивёрстов «Заикание», Л. И. Белякова, Е. А Дьякова «Логопедия. Заикание», Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко « Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Р. И. Лалаева « Логопедическая работа в коррекционных классах», «Логопедия в школе : практический опыт» под редакцией В. С. Кукушина, И. Н. Садовникова «Исправление дисграфии у  учащихся», Е. В. Мазанова «Коррекция разных видов дисграфий. Конспекты занятий для логопедов», Е. В. Мазанова « Логопедия. Преодоление нарушения письма. Комплект тетрадей», Л. П. Успенская, М. Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» в 2- х частях,  Т. А. Ткаченко «Логопедические тетради для формирования всех сторон речи, связной речи», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы», Л. Г. Парамонова « Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи»,  Е. Синицына «Умные пальчики», О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика», В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Л. М. Козырева «Логопедические тетради по коррекции дисграфии и развитию связной речи», С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника», периодические издания : журнал «Логопед», «Библиотека логопеда», журналы : «Логопед в детском саду», «Школьный логопед», «Логопедия», «Дефектология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии для учащихся с нарушением чтения и письма

В программе отражаются основные направления коррекционной работы по исправлению чтения и письма в старших классах. С учетом учебного плана 2 часа в неделю. Материал разбит на блоки в соответствии со с...

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса

Адаптированная рабочая программа по математике  для учащихся   6   класса...

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса

Рабочая программа  по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с ТНР (дошкольный возраст)

Апробированная адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с тяжелыми нарушениями речи (дошкольный возраст)...