Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_kro.docx | 68.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа адаптирована для учащихся с нарушением интеллекта. Адаптированная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (статьи 12,13,15,16,28), требованиями федерального образовательного стандарта, государственной программы под редакцией В.В. Воронковой Швейное дело М.: ВЛАДОС, 2008., положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МКОУ Березовская СОШ
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Основные формы:
- урок,
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированное,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 210 часов учебного времени (6 ч. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю
Виды и формы контроля:
вид работы | I четв | II четв | III четв | IV четв | итого в год |
Практические работы | 28 | 43 | 34 | 139 | |
всего уроков |
Учебник
Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2013-208с
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практические работы | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
1. | Вводное занятие | 1.09 | |||
2. | Вводный инструктаж по охране труда | 3.09 | |||
3 | Простейшие сведения о ткани | 3.09 | |||
4 | Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани | П.Р.№1 | 5.09 | ||
5 | Инструменты и приспособления для ручных работ | 5.09 | |||
6 | Знакомство со швейной машиной | 6.09 | |||
7 | Правила безопасности при работе на швейной машине | 8.09 | |||
8 | Подготовка швейной машины к работе | П.Р.№2 | 10.09 | ||
9 | Приемы работы на швейной машине с ручным приводом | П.Р.№3 | 10.09 | ||
10 | Правильная посадка во время работы на машине | П.Р.№4 | 12.09 | ||
11 | Положение изделия на машинном рабочем столе | П.Р.№5 | 12.09 | ||
12 | Выполнение машинных строчек на образце | П.Р.№6 | 13.09 | ||
13 | Простейшие сведения о волокне | 15.09 | |||
14 | Виды волокон | 17.09 | |||
15 | Ручные и машинные работы при пошиве изделия | 17.09 | |||
16 | Ручные стежки | 19.09 | |||
17 | Выполнение петлеобразного стежка | П.Р.№7 | 19.09 | ||
18 | Выполнение крестообразного стежка | П.Р.№8 | 20.09 | ||
19 | Выполнение косого стежка | П.Р.№9 | 22.09 | ||
20 | Выполнение петельного стежка | П.Р.№10 | 24.09 | ||
21 | Виды машинных швов | 24.09 | |||
22 | Выполнение шва вподгибку на образце | П.Р.№11 | 26.09 | ||
23 | Знакомство с изделием (носовой платок) | 26.09 | |||
24 | Подготовка машины к шитью | П.Р.№12 | 27.09 | ||
25 | Заметывание поперечного среза | П.Р.№13 | 29.09 | ||
26 | Застрачивание подогнутых краев платка | П.Р.№14 | 1.10 | ||
27 | Закрепление машинной строчки вручную | П.Р.№15 | 1.10 | ||
28 | Обработка углов косыми стежками | П.Р.№16 | 3.10 | ||
29 | Виды пуговиц | 3.10 | |||
30 | Способы пришивания пуговиц | 4.10 | |||
31 | Подготовка белья к ремонту | 6.10 | |||
32 | Стачивание распоровшегося шва | П.Р.№17 | 8.10 | ||
33 | Пришивание пуговиц на стойке | П.Р.№18 | 8.10 | ||
34 | Приутюживание места ремонта | П.Р.№19 | 10.10 | ||
35 | Пошив головного платка | П.Р.№20 | 10.10 | ||
36 | Название тканей, используемых для изготовления изделия | 11.10 | |||
37 | Ручные и машинные работы при пошиве изделия | 13.10 | |||
38 | Краевой машинный шов | 15.10 | |||
39 | Шов вподгибку с закрытым срезом | 15.10 | |||
40 | Подготовка ткани к раскрою | П.Р.№21 | 17.10 | ||
41 | Раскрой головного платка | П.Р.№22 | 17.10 | ||
42 | Подготовка машины к работе | П.Р.№23 | 18.10 | ||
43 | Заметывание поперечного среза | П.Р.№24 | 20.10 | ||
44 | Заметывание долевого среза | П.Р.№25 | 22.10 | ||
45 | Застрачивание подогнутых краев платка | П.Р.№26 | 22.10 | ||
46 | Закрепление машинной строчки | П.Р.№27 | 24.10 | ||
47 | Обработка углов косыми стежками | П.Р.№28 | 24.10 | ||
48 | Монограмма | 25.10 | |||
49 | Разметка места для монограммы | П.Р.№29 | 27.10 | ||
50 | Вышивка монограммы | П.Р.№30 | 29.10 | ||
51 | Шов вподгибку с закрытым срезом | П.Р.№31 | 29.10 | ||
52 | Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце | П.Р.№32 | 31.10 | ||
53 | Пришивание пуговиц на прокол | П.Р.№33 | 31.10 | ||
54 | Пришивание пуговиц на стойке | П.Р.№34 | 1.11 | ||
55 | План работы на четверть | 10.11 | |||
56 | Мешочек для хранения изделия | 12.11 | |||
57 | Отделочные ручные стежки | 12.11 | |||
58 | Стежки «веред иголку» | П.Р.№35 | 14.11 | ||
59 | Стебельчатые стежки | П.Р.№36 | 14.11 | ||
60 | Тамбурные стежки | П.Р.№37 | 15.11 | ||
61 | Назначение стачного шва | 17.11 | |||
62 | Выполнение стачного шва | П.Р.№38 | 19.11 | ||
63 | Составление плана пошива мешочка для хранения изделия | 19.11 | |||
64 | Название тканей, используемых для пошива мешочка | 21.11 | |||
65 | Ручные и машинные работы | 21.11 | |||
66 | Раскрой мешочка для хранения изделия | П.Р.№39 | 22.11 | ||
67 | Стачивание боковых срезов | П.Р.№40 | 24.11 | ||
68 | Обметывание срезов шва стежками | П.Р.№41 | 26.11 | ||
69 | Обтачивание деталей мешочка | П.Р.№42 | 26.11 | ||
70 | Обрезка углов мешочка | П.Р.№43 | 28.11 | ||
71 | Обработка верхнего среза мешочка | П.Р.№44 | 28.11 | ||
72 | Отделка мешочка отделочными стежками | П.Р.№45 | 29.11 | ||
73 | Продергивание шнура и утюжка готового изделия | П.Р.№46 | 1.12 | ||
74 | Знакомство с изделием (повязка для дежурного) | 3.12 | |||
75 | Понятие «обтачать» | 3.12 | |||
76 | Технология выполнения обтачного шва | П.Р.№47 | 5.12 | ||
77 | Составление плана пошива изделия | П.Р.№48 | 5.12 | ||
78 | Раскрой изделия | П.Р.№49 | 6.12 | ||
79 | Складывание и сметывание деталей | П.Р.№50 | 8.12 | ||
80 | Обтачивание деталей повязки | П.Р.№51 | 10.12 | ||
81 | Вышивание эмблемы на повязке дежурного | П.Р.№52 | 10.12 | ||
82 | Выполнение отделочной строчки | П.Р.№53 | 12.12 | ||
83 | Утюжка готового изделия | П.Р.№54 | 12.12 | ||
84 | Виды ремонта одежды | 13.12 | |||
85 | Изготовление вешалки | 15.12 | |||
86 | Подбор ткани для вешалки | 17.12 | |||
87 | Вырезание лоскута 10х14см для вешалки | П.Р.№55 | 17.12 | ||
88 | Обработка детали вешалки косыми стежками | П.Р.№56 | 19.12 | ||
89 | Пришивание вешалки к изделию | П.Р.№57 | 19.12 | ||
90 | Заплата в виде аппликации | 20.12 | |||
91 | Подбор ткани для заплаты | 22.12 | |||
92 | Определение места наложения и размеров заплаты | П.Р.№58 | 24.12 | ||
93 | Раскрой заплаты с прибавкой на швы | П.Р.№59 | 24.12 | ||
94 | Загибание и заметывание срезов заплаты | П.Р.№60 | 26.12 | ||
95 | Наложение заплаты с лицевой стороны изделия | П.Р.№61 | 26.12 | ||
96 | Пришивание заплаты косыми стежками | П.Р.№62 | 27.12 | ||
97 | Повторный инструктаж по охране труда | 29.12 | |||
98 | Швейная машина с ножным приводом | 12.01 | |||
99 | Назначение и устройство | 14.01 | |||
100 | Шитье на швейной машине с ножным приводом | П.Р.№63 | 14.01 | ||
101 | Подготовка швейной машины к работе | П.Р.№64 | 16.01 | ||
102 | Пуск и остановка швейной машины | П.Р.№65 | 16.01 | ||
103 | Регулятор строчки: устройство и назначение | 17.01 | |||
104 | Выполнение строчек с различной длиной стежка | П.Р.№66 | 19.01 | ||
105 | Машинная закрепка | П.Р.№67 | 21.01 | ||
106 | Машинная игла | П.Р.№68 | 21.01 | ||
107 | Установка иглы в игловодитель | П.Р.№69 | 23.01 | ||
108 | Построение чертежа выкройки в натуральную величину | П.Р.№70 | 23.01 | ||
109 | Правила оформления чертежей | 24.01 | |||
110 | Изготовление выкройки салфетки | 26.01 | |||
111 | Построение чертежа выкройки салфетки | 28.01 | |||
112 | Инструменты и материалы для изготовления выкройки | 28.01 | |||
113 | Сантиметровая лента | 30.01 | |||
114 | Вертикальные и горизонтальные линии | 30.01 | |||
115 | Определение долевой и поперечной нити | 31.01 | |||
116 | Построение прямых углов | П.Р.№71 | 2.02 | ||
117 | Выполнение чертежа всего изделия | П.Р.№72 | 4.02 | ||
118 | Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению в углах | П.Р.№73 | 4.02 | ||
119 | Проверка выкройки измерением | П.Р.№74 | 6.02 | ||
120 | Выкраивание деталей изделия по выкройке | П.Р.№75 | 6.02 | ||
121 | Изготовление салфетки. Утюжка изделия | П.Р.№76 | 7.02 | ||
122 | Соединительные швы | 9.02 | |||
123 | Двойной шов | 11.02 | |||
124 | Выполнение двойного шва на образце | П.Р.№77 | 11.02 | ||
125 | Складывание деталей, сметывание и стачивание | П.Р.№78 | 13.02 | ||
126 | Вывертывание ткани | П.Р.№79 | 13.02 | ||
127 | Выметывание и выполнение второй строчки | 14.02 | |||
128 | Наволочка на подушку с клапаном | 16.02 | |||
129 | Ткани, фасоны, стандартные размеры, швы | 18.02 | |||
130 | Определение размера наволочки | П.Р.№80 | 18.02 | ||
131 | Построение чертежа выкройки наволочки в натуральную величину | П.Р.№81 | 20.02 | ||
132 | Подготовка ткани к раскрою | П.Р.№82 | 20.02 | ||
133 | Раскладка выкройки на ткани | П.Р.№83 | 21.02 | ||
134 | Расчет расхода ткани и раскрой с припусками на швы | П.Р.№84 | 25.02 | ||
135 | Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом | П.Р.№85 | 25.02 | ||
136 | Разметка клапана | П.Р.№86 | 27.02 | ||
137 | Складывание для обработки боковых срезов, сметывание | П.Р.№87 | 27.02 | ||
138 | Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом | П.Р.№88 | 28.02 | ||
139 | Выполнение машинной закрепки | П.Р.№89 | 2.03 | ||
140 | Утюжка готового изделия | П.Р.№90 | 4.03 | ||
141 | Практическое повторение (изготовление наволочек, салфеток) | П.Р.№91 | 4.03 | ||
142 | Определение размера | П.Р.№92 | 6.03 | ||
143 | Построение чертежа выкройки | П.Р.№93 | 6.03 | ||
144 | Подготовка ткани к раскрою | П.Р.№94 | 7.03 | ||
145 | Расчет расхода ткани | П.Р.№95 | 9.03 | ||
146 | Раскладка выкройки на ткани | П.Р.№96 | 11.03 | ||
147 | Раскрой с припуском на швы | П.Р.№97 | 11.03 | ||
148 | Обработка поперечных срезов | П.Р.№98 | 13.03 | ||
149 | Обработка боковых срезов | П.Р.№99 | 13.03 | ||
150 | Выполнение закрепки | П.Р.№100 | 14.03 | ||
151 | Утюжка готового изделия | П.Р.№101 | 16.03 | ||
152 | Построение квадрата по заданным размерам | П.Р.№102 | 18.03 | ||
153 | Вырезание и проверка построения квадрата | П.Р.№103 | 18.03 | ||
154 | Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7см. | П.Р.№104 | 20.03 | ||
155 | Выполнение на образце шва вподгибку шириной 3см. | П.Р.№105 | 20.03 | ||
156 | План работы. Правила безопасности при шитье | 21.03 | |||
157 | Виды соединительного шва | 30.03 | |||
158 | Накладные швы: виды и конструкция | 1.04 | |||
159 | Накладной шов с открытым срезом | 1.04 | |||
160 | Накладной шов с закрытым срезом | 3.04 | |||
161 | Места измерения ширины швов | 3.04 | |||
162 | Выполнение накладного шва с закрытым срезом | 4.04 | |||
163 | Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки. | 6.04 | |||
164 | Выполнение накладного шва с открытым срезом на образце | П.Р.№106 | 8.04 | ||
165 | Выполнение накладного шва с закрытым срезом на образце | П.Р.№107 | 8.04 | ||
166 | Измерение ширины накладного шва | П.Р.№108 | 10.04 | ||
167 | Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами | П.Р.№109 | 10.04 | ||
168 | Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны | П.Р.№110 | 11.04 | ||
169 | Растительные волокна | 13.04 | |||
170 | Общее представление о хлопчатнике | 15.04 | |||
171 | Подготовка волокна к прядению | 15.04 | |||
172 | Сведения о прядении | 17.04 | |||
173 | Получение пряжи из волокон хлопка | 17.04 | |||
174 | Виды наматывания пряжи | 18.04 | |||
175 | Знакомство и изделием (сумка хозяйственная) | 20.04 | |||
176 | Фасоны сумок, их размеры | 22.04 | |||
177 | Материалы, используемые для изготовления сумок | 22.04 | |||
178 | Описание изделия | 24.04 | |||
179 | План работы по изготовлению сумки | 24.04 | |||
180 | Виды швов, используемых при пошиве сумки | 25.04 | |||
181 | Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек | П.Р.№111 | 27.04 | ||
182 | Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину | П.Р.№112 | 29.04 | ||
183 | Выбор ткани для пошиваемого изделия | П.Р.№113 | 29.04 | ||
184 | Расчет расхода ткани на изделие | П.Р.№114 | 2.05 | ||
185 | Раскрой деталей изделия | П.Р.№115 | 4.05 | ||
186 | Подготовка ткани к раскрою | П.Р.№116 | 6.05 | ||
187 | Раскладка выкройки на ткани | П.Р.№117 | 6.05 | ||
188 | Выкраивание изделия с учетом припусков на швы | П.Р.№118 | 8.05 | ||
189 | Составление плана пошива изделия | П.Р.№119 | 8.05 | ||
190 | Соединение боковых срезов двойным швом | П.Р.№120 | 11.05 | ||
191 | Обработка ручек накладным швом | П.Р.№121 | 13.05 | ||
192 | Разметка мест прикрепления и приметывания ручек | П.Р.№122 | 13.05 | ||
193 | Обработка верхнего среза сумки | П.Р.№123 | 15.05 | ||
194 | Образование дна и боковых сторон сумки | П.Р.№124 | 15.05 | ||
195 | Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его | П.Р.№125 | 16.05 | ||
196 | Отделка сумки | П.Р.№126 | 18.05 | ||
197 | Утюжка готового изделия | П.Р.№127 | 20.05 | ||
198 | Оценка качества готового изделия | П.Р.№128 | 20.05 | ||
199 | Практическое повторение | 22.05 | |||
200 | Изготовление футляра для хозяйственных предметов | П.Р.№129 | 22.05 | ||
201 | Построение чертежа выкройки футляра | П.Р.№130 | 23.05 | ||
202 | Подготовка ткани к раскрою | П.Р.№131 | 25.05 | ||
203 | Раскладка выкройки на ткани | П.Р.№132 | 27.05 | ||
204 | Выкраивание деталей изделия с припусками на швы | П.Р.№133 | 27.05 | ||
205 | Обработка боковых срезов | П.Р.№134 | 29.05 | ||
206 | Обработка нижнего и верхнего срезов | П.Р.№135 | 29.05 | ||
207 | Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя | П.Р.№136 | 30.05 | ||
208 | Технология выполнения двойного и накладного швов | П.Р.№137 | 23 февраля | ||
209 | Обработка верхнего среза швом вподгибку | П.Р.№138 | 1 мая | ||
210 | Обработка ручек накладным швом | П.Р.№139 | 9 мая |
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать/понимать:
-строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды.
-рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998
Содержание тем с распределение учебных часов по основным разделам
I четверть 54 часа
Вводное занятие 1 час
Швейная машина 12 часов
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Работа с тканью 16 часов
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.
Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Ремонт одежды 6 часов
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Практическое повторение 20 часов
Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.
Самостоятельная работа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.
II четверть 43 часа
Вводное занятие 1 час
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Работа с тканью 23 часов
Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды 19 часов
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Самостоятельная работа
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
III четверть 59 часов
Вводное занятие 1 час
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина с ножным приводом 12 часов
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани 12 часов
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывер-тывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце. ,
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применение двойного шва 19 часов
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом од ной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Практическое повторение15 часов
Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.
Самостоятельная работа
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
IV четверть 54 часа
Вводное занятие 1 час
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.
Накладной шов
Практическое повторение 53 часа
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.
Самостоятельная работа
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).
Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов по рабочей программе | В том числе, час. | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
1. | Вводное занятие | 4 | 4 | ||
2. | Швейная машина | 35 | 11 | 24 | |
3. | Работа с тканью | 39 | 17 | 22 | |
4. | Ремонт одежды | 25 | 7 | 18 | |
5. | Пошив однодетального изделия с применение двойного шва | 19 | 7 | 12 | |
6. | Практическое повторение | 88 | 25 | 63 | |
итого | 210 | 71 | 139 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...
Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ
Данная Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра «Солнышко»
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-о...