Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме

Шило Наталья Николаевна

      Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

для детей с ОВЗ

11 класс

                                   

Пояснительная записка

      Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса), имеющих медицинские основания для надомного обучения. Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающейся. Программа раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по литературе. Повторение материала литературы основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.

Особенности восприятия  учащихся  с ОВЗ таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Поддерживая интерес учащихся к произведению, устанавливаем соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения.

На первом этапе знакомства с произведением используем краткий пересказ (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.

При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов опираемся на личный опыт старшеклассников, используем средства наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращаемся к приему драматизации.

Обучающаяся знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.

Задачи изучения литературы

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который служит глубокому постижению прочитанного, содействует появлению интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи: 

1) формирование умений углубленного чтения; читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст; особенности создания художественного образа;

2) формирование речевых умений: составить план и пересказать прочитанное;

3) умение составить конспект статьи;

4) умение прокомментировать прочитанное; объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;

5) умение формулировать проблемные вопросы, аргументировано отвечать по тексту, цитировать;

6) самостоятельно формулировать тему и идею произведения;

 7) работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;

Коррекционно-развивающие задачи: 

1) формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

2) развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

3) совершенствование навыков чтения: сознательного, правильного, беглого и выразительного, чтения вслух и про себя;

4) уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

5) развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

6) развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

7) развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане ГБОУ «Школа 2016» выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Литература»:

Количество часов в неделю – 1 час 

Количество учебных недель – 34

Всего часов за учебный год -  34 часа

Планируемые результаты учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 11 класса личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Содержание дисциплины

№ п/п

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Введение.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

2

Литература начала ХХ века.

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

3

Литература 20-х годов ХХ века.

Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.

4

Литература 30-х годов ХХ века.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема русской истории в литературе 30-х годов.

5

Литература периода Великой отечественной войны.

Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.

6

Литературный процесс 50-х – 90-х годов.

Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы  периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.

7

Литература конца ХХ – начала ХIХ века.

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

8

Зарубежная литература.

 

Общий обзор произведений последних десятилетий.

 

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

 

Тема

Комментарии

Введение 1час.

1

Общая характеристика литературы конца 19-20 века.

Продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций русской классики

А.П.Чехов

2

Люди «в футлярах».Идейно-художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви».

3

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»

 

И.А.Бунин  

4

Художественный мир Бунина. Знакомство с миниатюрой «Муравский щлях» и рассказом «Антоновские яблоки»

 

А.И.Куприн

5

Повесть «Олеся»: романтика настоящей любви и дикие нравы деревенского захолустья

6

А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Тема социального неравенства в рассказе.

 

М.Горький

7

Романтические произведения М.Горького.

Рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

8

Пьеса М.Горького «На дне». Жанровые и композиционные особенности.

9

Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Спор о правде в пьесе. Проблема человеческого достоинства и вопрос о христианском гуманизме. Смысл названия пьесы

 

Поэзия Серебряного века

10

«Поэт с утренней душой» Жизнь и тв-во К.Д.Бальмонта В.Я.Брюсов, А.Белого.

11

Н.С. Гумилёв, Анненский, поэты-футуристы: Игорь Северянин и Велимир Хлебников

А.А.Блок  

12

Поэтический путь Блока как «трилогия вочеловечения». Анализ стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

13

А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие. Образ Христа в поэме «Двенадцать»

 

В.В.Маяковский

14

В.Маяковский о поэте и поэзии. Тема любви в лирике поэта Сатирические произведения поэта.

 

С.Есенин

15

Тема родины и природы в тв-ве Есенина. Анализ стихотворений

 

А.А.Ахматова

16

Поэма А.Ахматовой «Реквием». Образ лирической героини поэмы

М.Цветаева

17

Жизнь и творчество М.Цветаевой Тема поэта и поэзии. Тема Родины.

 

Е.И.Замятин

18

Тема Счастья в романе «Мы». Проблема личности и государства. Право человека на частную жизнь. Образ главного героя

 

М.А. Булгаков.

19

М.А. Булгаков. Жизнь, личность и творчество.

«Записки юного врача», «Полотенце с петухом»

20

Повесть «Собачье сердце». Реальное и фантастическое в повести. Сатирическое изображение действительности. Шариков как социальное и моральное явление. Роль антитезы

 

М.А.Шолохов

21

М.А. Шолохов. Биография. Творчество. Рассказ «Судьба человека»

22

Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Мирная жизнь казачьего хутора

23

«Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Смысл названия, роль эпиграфа к роману. Тема любви в романе. Эпос Первой мировой войны в романе «Тихий дон»

А.П.Платонов

24

Тема дороги в повести А.П.Платонова «Сокровенный человек». Судьба героя в судьбе России. Новые хозяева жизни в литературе 20-х годов..

 

А.Т.Твардовский

25

Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского

 

Б.Л. Пастернак

26

Б.Л.Пастернак. Художественный мир поэта

Человек и природа в поэзии Б.Л.Пастернака. Философская лирика позднего периода творчества

 

Н.А.Заболоцкий

27

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество

Тема искусства, вдохновения и творчества в лирике Н.А.Заболоцкого

28

Философия природы у Н.А.Заболоцкого. Лики красоты в поэзии Н. Заболоцкого.

 

А.И. Солженицын

29

Автор в рассказе. Способы выражения лирического начала.

Рассказ «Матренин двор» .Трагическая судьба русской крестьянки

30

« Деревенская» проза 60-80 гг. Рассказы В.Шукшина.

31

Поэты 20 века: В.Высоцкий, Б. Окуджава

32

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.Астафьева.

33

Нравственные проблемы в произведениях В.Распутина

34

Повторение

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

1. образную природу словесного искусства;

2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); 3. авторов и содержание изученных художественных произведений;

4. характерные черты эпохи, отраженные в изученном произведении;

5.сюжет, особенности композиции;

6. типичность характеров главных действующих лиц изученных произведений;

7. основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия).

Учащиеся должны уметь:

1. прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

2. определять идейную и эстетическую позицию писателя;

3. различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

4. воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;

5. выразительно читать (в том числе наизусть) произведения или отрывки из них;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 7 класса

Адаптированная рабочая  программа по английскому языку для  учащихся 7 класса с ЗПР составлена в соответствии нормативно - правовых документов:·...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащихся 8х классов на 2019-20 год 70 часов. 10.07.19

          Рабочая программа по физической культуре для 8  класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандар...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2019- 2020 учебный год. (70 часов) 10.07.19

Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на р...

Адаптированная рабочая программа по чтению для УО учащихся 9 класса

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для УО учащихся 9 класса (102 часа)...