Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Михеева Ирина Николаевна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_6.docx73.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №131, авторской программой общеобразовательных учреждений изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М.Неменского 1-9классы-М.:Просвещение, 2011г. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «изобразительное искусство и художественный труд» Под руководством Б.М.Неменского 1-9классы-М.:Просвещение, 2011г. Данная программа предназначена для работы по учебнику «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М.Неменского; А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.: М., Просвещение, 2014г. Для проведения занятий еженедельно отводится 0,25часа учебного времени при продолжительности учебного года 34 недели. Программа сжата с 34ч., до 9ч.                                          

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое воспитание произведений искусства и окружающей  действительности.          Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет  интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.  Содержание курса учитывается возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно – эстетического образования, воспитания  учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.  Программа «Изобразительное искусство. 5-9  классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.  Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.  Программа построена на принципах тематической цельности и

последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их  решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального  практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой  деятельности, и диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 6 и 7  класса – «Изобразительное искусство в жизни человека » - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения  (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок  сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать , входить в чужие миры, учить живому ощущению жизни, дает возможность проникать в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.  Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных предметов, курсов, в том числе изучение предмета « Изобразительное искусство». Время,  необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом  не определяются.

Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительного искусства в объеме 1 учебного часа в месяц как наиболее распространенного. Данная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цели и задачи.

   Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»- развитие визуально – пространственного мышления  учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

   Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

   Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредствам овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;
  • Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности;
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимание красоты человека;
  • Развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;
  • Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки;
  • Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,бытовой и производственной среды.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е.  культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное а жизни и искусстве , т. е. зоркости души растущего человека.

 Художественно – эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально – нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культур, как форме духовно – нравственного поиска человечества.

 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной  является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно – пространственной среды; а декоративная деятельность – это  способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

 Программа построена  так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое  привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

  Наблюдение окружающей реальности, развития способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

 Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особенный характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно –образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному  уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально – ценностных критерий жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной  культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

 Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за  шагом открывает многообразие культур разных народов и целостные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

 В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной   программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважении к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • Осознание знания семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,  проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение  самостоятельно планировать пути достижения цели,  в том числе альтернативные, осознанно наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предположенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся  ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки,
  • Принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать аргументировать и осваивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально – ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • Развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражение и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей. Воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительного искусства, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных  видах и жанрах визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • Приобретение опыта работы различными художественными  материалами и в разных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности;
  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  •  Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Основное содержание обучения, включая практическую часть по предмету.

Изобразительное  искусство в жизни человека

1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 2ч.

Линия и ее выразительные возможности0,5ч. (Пр.р) .

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен 0,5ч. (Пр.р).

Цвет. Основы цветоведения 0,5ч. (Пр.р).

Цвет в произведениях живописи 0,5ч. (Пр.р).

2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт 2ч.

Изображение предметного мира – натюрморт 0,5ч. (Пр.р).

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 0,5ч. (Пр.р).

Натюрморт в графике 0,5ч. (Пр.р).

Цвет в натюрморте 0,5ч. (Пр.р).

3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет 3ч.

Образ человека – главная тема  искусства 0,5ч.

Конструкция головы человека и ее  пропорции 0,5ч. (Пр.р).

Изображение головы человека в пространстве 0,5ч. (Пр.р).

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 0,5ч. (Пр.р).

                  Сатирические образы человека 0,5ч. (Пр.р).

Портрет в живописи 0,5ч.

4 четверть. Человек и пространство. Пейзаж 2ч.

Жанры в изобразительном искусстве 0,5ч. (Пр.р).

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства0,5ч. (Пр.р).

Пейзаж- настроения. Природа и художник 0,5ч. (Пр.р).

Городской пейзаж 0,5ч. (Пр.р).

                  .

                                                                                                                                        Тематическое распределение количества часов

Разделы и темы

всего часов

Из них количество часов

Теоретич. занятия

контрольные

лабораторные

практические

1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка

2

Линия и ее выразительные возможности.

0,5

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

0,5

Цвет. Основы цветоведения

0,5

Цвет в произведениях живописи

0,5

2.Мир наших вещей. Натюрморт

2

Изображение предметного мира - натюрморт

0,5

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

0,5

Натюрморт в графике

0,5

Цвет в натюрморте

0,5

3.Вглядываясь в человека. Портрет

3

Образ человека – главная тема  искусства

0,5

Конструкция головы человека и ее пропорции

0,5

Изображение головы человека в пространстве

0,5

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

0,5

Сатирические образы человека

0,5

Портрет в живописи

0,5

4.Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Жанры в изобразительном искусстве

0,5

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

0,5

Пейзаж-настроение. Природа и художник

0,5

Городской пейзаж

0,5

Итого

9

Требования к подготовке учащихся по предмету.

Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» включается в Рабочую программу.

Перечень средств обучения: учебно-лабораторное оборудование, технические и электронные средства обучения.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ Л.А. Неменская; под ред.Б.М. Неменского.- 3 изд.-М.: Просвещение, 2014.-175с.: ил.

Программы образовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, под руководством Б.М.Неменского, 1-9 классы, изд. «Просвещение», 2005-2010

Наименование раздела

Наглядный материал

Цифровые образовательные ресурсы

Оборудование

1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

2. таблицы по цветоведению,

3.рисунки животных.

1.Презентация. фрагменты графических изображений; скульптурные изображения фигуры человека: Мирон, Дискобол; Поликлет. Дорифор.

2. Презентация. Портрет - аппликация.

3. Презентация. 

ПК, экран, проектор.

2.Мир наших вещей. Натюрморт

1.Макеты овощей и фруктов

 2.геометрические тела

 3. фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения

1.Презентация. Техника акварели. Зелёное яблоко

2. Презентация

3.Вглядываясь в человека. Портрет

1.Примеры портретного изображения в скульптуре

 2.рисунки и фотографии разных лиц,

3.скульптурный портрет в древнем Риме,

4.графические и живописные портреты Рембранта

5. портреты Рафаэля, Тициана, М.Врубеля.

1.Презентация. Забавы с карандашом Эндрю Лумиса
часть1

2. Презентация. Классические японские гравюры

3. Презентация. Мастер –класс по рисованию человека  

4. Презентация. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

4.Человек и пространство. Пейзаж

1.Примеры разных жанров изобразительного искусства

2.примеры древнегреческой вазописи

3.таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы

4.венецианский и голландский пейзажи 17 века, городской пейзаж в русском искусстве конца 19 века

1.Презентация. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

2. Презентация. Музеи мира

3. Презентация. Человек в зеркале искусства:
жанр портрета

4. Презентация. Рисуем акварельный пейзаж тремя цветами

Формы и средства контроля знаний учащихся

выставки начальной школы

устный опрос, наблюдение, практические работы

самостоятельные работы

выставка работ, презентации проектов

входная диагностика

наблюдение, тестирование, творческие работы

мониторинг

тест с многозначным выбором ответа, наблюдение

мониторинг

устный опрос

письменный опрос

самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты

тестирование, готовое изделие

наблюдение, устный опрос, рефлексия

наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям

наблюдение

защита проекта, мониторинг

 

Критерии оценки качества знаний учащихся по ИЗО  и искусству:

  1. При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями  и другими средствами.

 Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании  выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями  и другими средствами.

  1. При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

    Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами

Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может  правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами.

Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения.

Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок  современным требованиям.

Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного    в  проекте, но может  использоваться  в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонения не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Изделие выполнено с грубыми отклонениями от  норм, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Эстетический внешний вид изделия соответствует современным стандартам и нормам

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, но качество ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями, качество удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия.

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

  1. При выполнении тестов.

Оценка «5» ставится, если учащийся:     выполнил   90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся:     выполнил   70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся:     выполнил   30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся:     выполнил   до 30 % работы

                                                                                                             

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе.

По программе Б. М. Неменского, Изобразительное искусство

п/п

Дата прове

дения

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Изобразительное искусство в жизни человека

Тема «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (2 ч.)

1.

19.09

Линия и ее выразительные возможности.

0,5

Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.

 Условность и образность линейного изображения.

 Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.

Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.

 Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.

 Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников.

 Выбирать характер линий для создания, эмоциональных образов в рисунке.

 Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.

 Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).

 Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.

Индивидуальный

Карандаш или уголь, тушь, бумага.

ПК экран, проектор

Стр.30-33, вопросы и задания

2.

26.09

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

0,5

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.

 Тон и тональное отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.

Характер поверхности пятна – понятия фактуры. Граница пятна.

 Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.

 Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы.

 Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).

 Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации  плоскости листа.

 Овладевать  простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы ( гроза, туман, солнце и т. д.).

. Индивидуальный

Черная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.

ПК экран, проектор

Стр.34-37, вопросы и задания

3.

03.10

Цвет. Основы цветоведения

0,5

Понятие цвета в изобразительном искусстве.

 Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятия цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.

 Цветной круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.

 Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.

 Насыщенность цвета, светлота цвета, светотональная шкала.

 Восприятие цвета – ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.

 Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.

 

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.

 Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.

 Получать представление о воздействии цвета на человека.

 Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.

 Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.

 Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смещение красок, получение различных оттенков цвета.

 Расширять свой творческий опыт. Экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.

 Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

 Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.

Индивидуальный

Гуашь, кисти, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр. 38-42, вопросы и задания

4.

10.10

Цвет в произведениях живописи

0,5

Эмоциональное восприятие цвета человеком.

 Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.

 Искусство живописи.

 Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета.

 Понятие « локальный цвет».

 Понятие « колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.

 Умение видеть цветовые отношения.

 Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.

 Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

 Различать и называть теплые и холодные оттенки.

 Объяснять понятие « колорит».

 Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

 Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

 Овладевать навыками живописного изображения.

 

Индивидуальный

Гуашь ( или акварель, акрил, темпера),кисти, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр.43-47, вопросы и задания

 «Мир наших вещей. Натюрморт» (2 ч)

5.

14.11

Изображение предметного мира - натюрморт

0,5

 Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусства к правдоподобному изображению реального мира.

 Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.

 Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

 Плоскостное изображение и его место в истории искусства.

 Ритм в предметной композиции.

 Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

 Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

 Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь.)

 Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

 Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

 Получать навыки художественного изображения способом аппликации.

 Развивать вкус, эстетические представления  в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической  творческой работы.

Индивидуальный

Цветная бумага, ножницы, клей.

ПК экран,

проектор

Стр.58-61, вопросы и задания

6.

28.11

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

0,5

Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости.

 Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.

 Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.

 Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности  в перспективе, ракурс.

 

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.

 Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира.

 Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

 Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сверху, а также использовать их в рисунке.

 Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов.

 Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.

Индивидуальный

Карандаш, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр.64-67, вопросы и задания

7.

12.12

Натюрморт в графике

0,5

 Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фигуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.

Почетная графика и ее виды

 Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп – оттиск печатной формы.

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.

 Получать представления о различных графических техниках.

Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.

 Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.

 Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

Индивидуальный

Уголь или черная тушь, перо или палочка, бумага, листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографическая краска, тонкий лист бумаги, фотовалик и ложка.

ПК экран,

проектор

Стр.76-77, вопросы и задания

8.

19.12

Цвет в натюрморте

0,5

Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.

 Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен.

 Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

 Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.

 Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

Индивидуальный

Гуашь, кисти, большие листы бумаги, краски.

ПК экран,

проектор

Стр.78-85, вопросы и задания

 «Вглядываясь в человека. Портрет» (3 ч)

9.

16.01

Образ человека – главная тема искусства

0,5

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека.

Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.

 Парадный портрет и лирический портрет.

 Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его временного мира.

 Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники- портретисты.

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусства.

 Получать представление об изменчивости образа человека в истории.

  Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников – портретистов.

 Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

 Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).

 Рассказывать о своих художественных  впечатлениях.

Индивидуальный

ПК экран,

проектор

Стр.90-101, вопросы и задания

10.

23.01

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

0,5

Закономерности  построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.

 Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

  Овладевать первичными навыками  изображения головы человека в процессе творческой работы.

 Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

Индивидуальны

Бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.

ПК экран,

проектор

Стр.102-105, вопросы и задания

11.

06.02

Изображение головы человека в пространстве

0,5

Повороты и ракурсы головы. Соотношение  лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.

 Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лиц от конструкции костных форм. Закономерность конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

 Беседа и рассматривание рисунков мастеров.

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

 Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.

 Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека.

 Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

 Создавать зарисовки объемной конструкции головы.

Индивидуальный

Карандаш, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр.106-108, вопросы и задания

12.

13.02

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

0,5

  Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

 Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.

Приобретать интерес к изображению человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей.

 Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

 Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

 Овладевать новыми умениями в рисунке.

 Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Индивидуальный

Уголь, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр.112-115, вопросы и задания

13.

06.03

Сатирические образы человека

0,5

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.

 Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение дружеского шаржа.

 Получать представления о жанре сатирического рисунка и его задачах.

 Рассуждать  о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.

 Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.

 Приобретать навыки рисунка, видения и  понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.

Индивидуальный

Тушь, перо, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр.116-119, вопросы и задания

14.

20.03

Портрет в живописи

0,5

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модельяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.).

 Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве ХХ века.

 Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретов ХХ века.

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве ХХ века.

 Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве ХХ века.

 Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

 Рассказывать о содержании и композиционных средств его выражения в портрете.

 Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.

Индивидуальный

ПК экран,

проектор

Стр. 130-137, вопросы и задания

 « Человек и пространство. Пейзаж» (2 ч)

15.

17.04

Жанры в изобразительном искусстве

0,5

Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.

 Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотели сказать художник, называется «содержанием произведения».

Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры.

 Пейзаж как образ природы  и жанр изобразительного искусства.

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.

 Объяснять разницу между предметами изображения, сюжетом с и содержанием изображения.

 Объяснять, как  изучение развития жанра в изобразительном искусства дает возможность увидеть изменения  в видении мира.

 Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, своей личный жизненный опыт.

 Активно участвовать в беседе по теме.

 

Индивидуальный

ПК экран,

проектор

Стр.138-141, вопросы и задания

16.

15.05

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

0,5

Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины – пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпической и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение  величия  и значительности нашего мира. Огромный  и легендарный мир в пейзаже.

 Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

 Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.

 Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое восприятие  произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже.

Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

Индивидуальный

Гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.

ПК экран,

проектор

Стр.148-151, вопросы и задания

17.

22.05

Пейзаж- настроения. Природа и художник

0,5

Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток ( утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение  их наблюдать.

 Живопись на природе – пленэр. Импрессионизм – направление в живописи ХIХ в.  Задача изображения новых колористических  впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире.

Получать представления о том, как принимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи ХIХ в.

 Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.

 Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния в природе.

 Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.

 Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Индивидуальный

Гуашь, кисти, бумага.

ПК экран,

проектор

Стр.152-155, вопросы и задания

18.

29.05

Городской пейзаж

0,5

Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.

 Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи.

 Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт – Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры.

 Образ города в истории ХХ в. Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории.

 Значение охраны исторического образа современного города.

Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

 Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.

 Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре.

 Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт- Петербурга, родного города.

 Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.

 Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа.

 Приобретать новый  коммуникативный опыт в процессе создания коллективной работы.

Индивидуальный

Бумага разная по тону, сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.

ПК экран,

проектор

Стр.168-171, вопросы и задания

Итого

9

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись лица, внесшего запись

Форма 1. Выполнение программы за отчетный период

ФИО учителя: Михеева  И.Н.

Предмет: ИЗО

Класс : 6

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

1 четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Форма2. Выполнение практической части программы за отчетный период

ФИО учителя

Класс

Предмет

Лабораторные работы (указать дату)

Практические работы (указать дату)

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

1 четверть

Михеева И.Н.

6

ИЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 класса 7вида основной общеобразовательной школы

Адаптированная рабочая программа по  искусству для учащихся 9 ласса 7вида основной общеобразовательной школы...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.

Рабочая программа составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.

Адаптированная рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Из...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 кл. 31,08,2018 год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 кл. 31,08,2018 год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 кл. 31,08,2018 год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 кл. 31,08,2018 год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год...