Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000г. Авторы программы: В.В.Воронкова и другие), а также с учётом планируемых результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Адаптированная  рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на   основе   следующих  нормативно- правовых   документов:

  1.    Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 2.      Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

 3.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

 4.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

5.       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).

6.       Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

7.       Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».

8.       Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,

2000г. Авторы программы: В.В.Воронкова и другие

9.     Локальные акты МБОУ Багеровская  СОШ №1

Изучение изобразительного искусства представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Цель:

осуществление всестороннего развития, обучения и воспитания детей - сенсорного, умственного,физического, эстетического, трудового и нравственного, а также коррекция недостатков их познавательной и двигательной деятельности.

Задачи:

- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное, эмоционально эстетическое отношение к ним;

- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики,совершенствование фразовой речи;

- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

                                                                                    Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина, как представителя определѐнного народа, определѐнной культуры, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметные  результаты

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по еѐ этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся:

- осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить еѐ в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учѐтом конкретной ситуации.

- вступать в учебный диалог с учителем,  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность учителем с учѐтом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные результаты

К концу 6 класса учащиеся должны знать:

- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

- уметь подбирать «гармонические» сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке  ошибки;

- делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

 

                                                                                  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ (17 часов)

Рисование с натуры (7ч.)

Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графически возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две -три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из

кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными

(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование (3 ч.)

Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность

использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически

сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы (5 ч.)

Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов,объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить

учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.

Беседы об изобразительном искусстве (2 ч.)

В классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание

учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение

предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

                                     ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ

                                                                                                         6  КЛАСС

№ п/п

                                           НАЗВАНИЕ  РАЗДЕЛА

Количество    часов

1

Рисование с натуры

         7

2

Декоративное рисование

         3

3

Рисование на темы

         5

4

Беседы об изобразительном искусстве

         2

Всего

         17




Предварительный просмотр:

           

                                                             

урока

Кол-во

часов

Тема урока

                         Планируемые результаты

Дата по плану

Дата фактическая

Личностные

Метапредметные

(УУД, работа с текстом)

Предметные

1

1

Беседа об изобразительном искусстве  «Живописи»

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Школьники повторят специфику уроков изобразительного искусства; приобретут знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов

Повторят основные правила работы на уроке

07.09

2

1

Рисование натюрморта состоящего из  фруктов

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

21.09

3

1

Рисование натюрморта состоящего

из овощей

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

05.10

4

1

Рисование с натуры игрушки

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность учителем с учѐтом конкретных учебно-познавательных задач.

Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

19.10

5

1

Рисование с натуры постройки

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность учителем с учѐтом конкретных учебно-познавательных задач.

Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

09.11

6

1

Рисование с натуры эмалированной

кастрюли

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

23.11

7

1

Рисование с натуры вазы

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

07.12

8

1

Рисование с натуры глобуса

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

21.12

9

1

Беседа на тему «Декоративно-прикладного искусство»

Осознание себя как гражданина, как представителя определѐнного народа, определѐнной культуры, интерес и уважение к другим народам

Вступать в учебный диалог с учителем,  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной,

Найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

11.01

10

1

Составление сетчатого узора

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

25.01

11

1

Рисование  открытки ко Дню рождения

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Уметь подбирать «гармонические» сочетания цветов в декоративном рисовании;

08.02

12

1

Декоративное рисование почтового конверта

Осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;

  Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Уметь подбирать «гармонические» сочетания цветов в декоративном рисовании;

22.02

13

1

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане»

А.С.Пушкин

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм,

Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

15.03

14-15

2

Рисование на тему «Что мы видели на  стройке»

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

05.04

19.04

16

1

Рисование на тему «Весна пришла»

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Осознавать познавательную задачу

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

03.05

17

1

Тематическое рисование «Птицы наши друзья»

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм,

Осознавать познавательную задачу.

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы

17.05