"Любовь - загадочное слово"
методическая разработка (7 класс) по теме

Рожкова Ольга Валерьевна

Литературный вечер для учащихся 7-9 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_-_zagadochnoe_slovo.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь – загадочное слово»

(литературный вечер  для учащихся 7-9 классов)

Содержание работы:

Подготовка к вечеру требует особой подготовки: прочтение произведений и стихотворений  по данной тематике, инсценировка рассказа М.Зощенко «Любовь». Кроме этого, ребята принимают участие в создании видеоролика «Что такое любовь?»
Мероприятие рассчитано на 45 минут. Обстановка должна быть располагающей к разговору, звучит спокойная музыка. Весь вечер сопровождает электронная презентация, на которой с каждым слайдом складывается из маленьких сердец одно большое сердце.

Цель занятия:

  • Воспитание духовно-нравственной личности.

Задачи: 

  • Познакомить подростков с понятием «любовь».
  • Научить видеть нравственные проблемы на примере различных литературных произведений.
  • Развитие нравственных качеств личности.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентационный материал, материал для оформления кабинета.

Форма проведения: тематический вечер.

Ход занятия:

Звучит музыка из кинофильма «Титаник»

Ведущий:

Ребята, сегодня мы будем говорить о самом светлом, нежном человеческом чувстве – о любви. Сколько таинственного и необычного таит в себе это казалось бы простое и в то же время магическое слово «любовь». Оно может вызывать у человека огромную бурю эмоций: и радость, и веселье, и хорошее настроение, а порой и сожаление, и боль.

Ведущий  читает стихотворение В.А.Рождественского «Любовь, любовь – загадочное слово…»

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

«Любовь, любовь – загадочное слово

Кто мог бы до конца тебя понять…» писал Всеволод Рождественский.

Ребята, а сейчас посмотрим небольшой видеоролик, в котором вы отвечали на вопрос  «Что такое любовь?»  (просмотр видеоролика).

Ведущий:

 Если верить толковому словарю Даля, то термин «любовь» можно понимать как «привязанность одного человека к другому от желания до страсти».

     Еще Лев Толстой писал Афанасию Фету, что «без силы любви нет поэзии», и это действительно так. Стихи на тему любовь писали в разные эпохи и в разных странах. Многие именитые поэты и люди, далекие от этого жанра литературы, часто ищут выход своим эмоциям и любовным переживаниям на листе бумаги. Читая стихи на тему любовь, человек наслаждается не только мастерством таланта поэта, а и воспринимает его энергию мыслей и чувств. Стихи на тему любовь не поучают нас ничему, но при этом учат пониманию прекрасного, что мы имеем в жизни.

Давайте вспомним прекрасные стихотворные  строки о любви.

Ученик:

«Я вас любил: любовь ещё, быть может…» А.Пушкин

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Ведущий:

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье.

Александр Блок тоже писал лирические стихи, в основном это происходило под влиянием новых влюбленностей и знакомств. Своей первой любви, которой была Ксения Садовская, поэт адресовал следующие строки:

Ученик:

«Мы были вместе, помню я…» А.Блок

Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты в эти дни была - моя,
Ты с каждым часом хорошела...

Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки...

Ведущий:

Михаил Лермонтов начал слагать стихи на тему любовь еще в шестнадцатилетнем возрасте, он был влюблен в Наталью Иванову, поэтому создал настоящий лирический дневник-исповедь.  Послушайте небольшое признание в любви М.Лермонтова к Наталье Ивановой.

Ученик:

В те дни, когда любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих;
Но в зной, среди степей сухих,
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять;
Но... женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит!
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с насмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье!
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!

Ведущий:

Тема любви раскрыта не только поэтами, но и писателями. Давайте обратимся к повести А.С.Пушкина «Метель». Предлагаю вам ответить на вопрос:

Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич? Или просто играют в любовь? (ответы учащихся)

Ведущий:

Ребята, вам нужно было  приготовить инсценировку  рассказа М.М.Зощенко «Любовь» (инсценировка).

Ответьте на вопрос, соответствует ли название рассказа «Любовь»  его содержанию? Почему? (ответы учащихся)

Ведущий:

Ребята, у каждого из вас набор слов – качеств, которыми можно охарактеризовать слово «любовь». Распределите в две колонки положительные и отрицательные качества любви:

Преданность, верность, измена, предательство, корысть, самопожертвование, ненависть, ревность, эгоизм, забота, равнодушие.

Ведущий:

Каким символом чаще всего изображают слово «любовь»? (в форме сердечка). Ребята, в жизни бывает, что иногда любовь несчастная, безответная, и говорят, что у человека «разбитое сердце». Вам нужно  сложить «разбитые сердца».

( Из бумаги красного цвета вырезаны сердечки, каждое из которых разрезано на части. Ребятам предлагается  сложить сердечки и прочитать пословицы, которых на них написаны).

Ради милого и себя не жаль.

Полюбила молодца из-за золотца.

Был милый, стал постылый.

За милым хоть на край света.

Кабы люди не сманили, и теперь бы любила.

Он к тебе оком, а ты к нему боком.

Любить не люблю, и отказаться не могу.

Ребята, зачитайте и объясните смысл  пословиц, которые написаны на «сердцах».

А теперь подберите к своей пословице качество любви (качества любви учащиеся берут  из предыдущего задания).

Ради милого и себя не жаль (самопожертвование)

Полюбила молодца из-за золотца (корысть)

Был милый, стал постылый  (ненависть)

За милым хоть на край света (верность)

Кабы люди не сманили, и теперь бы любила (предательство)

Он к тебе оком, а ты к нему боком  (равнодушие)

Любить не люблю, и отказаться не могу (эгоизм)

Ведущий:

Говорят, нужна одна минута, чтобы выделить человека из окружающих. Один час, чтобы оценить его достоинства. Один день, чтобы полюбить его.  Но требуется целая жизнь, чтобы потом забыть его. Любовь – из всех человеческих чувств человека самое долгое.

"Любовь - это радость!" - один говорит.
"Нет, жертва!" - отвечает другой.
"Любовь - это сила, что выше всех сил!"
"Нет, слабость" - отвечает другой.
"Любовь - это счастье! Любовь - это свет" - один вдохновенно кричал.
"Счастливой любви не бывало и нет!" - угрюмо другой отвечал.
Поняв, что в тупик их завел разговор,
Они подошли к старику.
"Отец, ты поможешь решить этот спор, ты много видал на веку!"
Но тот, отвечал им: "Вам трудно, друзья, понять где тут правда, где ложь
Любовь объяснить, к сожаленью, нельзя;
Полюбишь, тогда и поймешь.".

Символами  верности и любви, а также символом  праздника Дня святого Валентина считаются  голуби.  Голуби были любимыми птицами богини любви Венеры. Эти птицы  всю жизнь не меняют своих патрнеров и совместно заботятся о птенцах.

На память о сегодняшнем вечере, я дарю вам маленьких голубков.

(голуби выполнены в технике оригами).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая любовь к людям" (Слово о Данко)

Урок развития речи, позволяющий обобщить знания легенды о Данко, о творчестве М Горького,обратить внимание на словарь легенды. Используются элементы мастерской творческого письма. ...

Разработка внеклассного мероприятия «Что такое любовь - своими словами»

раскрыть значение понятия «Любовь»; определить уровень осознания и понимания подростками этого понятия; ознакомить с формированием чувственного и личностного компонентов любви; развить эмоционал...

Любовь – загадочное слово.

Подростки слышат (чаще в песнях) и  используют в своей речи слово "Любовь".  Но мало кто из них задумывался об истинном значении этого слова и его проявлении в жизни. В данной разр...

Сценарий гоголевского вечера в школе «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья…»

Гоголевский вечер строится как рассказ о некоторых событиях из жизни и творчества  писателя, сопровождающийся исполнением отрывков из  его произведений – всё это объединяется в единый ...

Классный час Любовь-волшебное слово

Любовь-волшебное слово...

ЛЮБОВЬ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

ЛЮБОВЬ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО...