Любовь – загадочное слово.
методическая разработка (9 класс)

Кожевников Александр Михайлович

Подростки слышат (чаще в песнях) и  используют в своей речи слово "Любовь".  Но мало кто из них задумывался об истинном значении этого слова и его проявлении в жизни. В данной разработке мы сделали попытку восполнить недостаток этих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov-zagadochnoe_slovo.pptm933.75 КБ
Файл lyubov-zagadochnoe_slovo.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любовь , любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать ? Невозвратимая себя утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката, Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждет: С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Слайд 2

Любовь, любовь-загадочное слово

Слайд 3

История первая…

Слайд 4

История вторая…

Слайд 5

История третья…

Слайд 6

История четвёртая…

Слайд 8

Качества любви: Жертвенность. Служение другим (не ищет своего, а заботится о других). Прощение (милосердие). Не превозносится. Терпение.

Слайд 9

«Любовь – это чувство самоотверженной привязанности» Из словаря С.И.Ожегова



Предварительный просмотр:

                Любовь – загадочное слово.

Цель: раскрыть понятие слова «любовь».

Задачи:

образовательная: расширить знания о положительном опыте человеческих отношений, дать истолкование слова «любовь», раскрыть качества любви;

воспитательная: воспитание доброжелательности, милосердия, снисходительности, терпения;

коррекционная: коррекция взаимоотношений учащихся, развитие способности выступать публично. 

Мотивационно-целевой.

      Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Наше общение сегодня  мы хотели начать строками стихотворения Всеволода Александровича  Рождественского (рассказывает ученик):

                Любовь, любовь – загадочное слово,

                Кто мог бы до конца тебя понять?

                Всегда во всем старо ты или ново,

                Томленье духа ты иль благодать?

                Невозвратимая себя утрата

                Или обогащенье без конца?

                Горячий день, какому нет заката,

                Иль ночь, опустошившая сердца?

                А может быть, ты лишь напоминанье

                О том, что всех нас неизбежно ждет:

                С природою, с беспамятством слиянье

                И вечный мировой круговорот?

Ориентировочный этап

- Используя строки стихотворения, назовите тему мероприятия.

- «Любовь, любовь – загадочное слово». И на самом деле задумывался ли кто из нас о значение этого слова, о том, как, когда и к кому любовь может или должна проявляться в жизни? Скажите пожалуйста между кем и кем может возникнуть это чувство? (Ответы детей).

- Первое задание: закончите фразу «Любовь – это…». Ответы запишите на карточках и сдайте ведущему. Задание выполняем 2 минуты.

- Затруднялись ли вы дать определение слову любовь?

- Назовите цель мероприятия. ( Дать определение слову любовь).

- Каким образом мы можем дать более точное определение? (Чтобы понять суть какого-то прибора, например, машинки, мальчишки обычно разбирают ее до «винтика», чтобы посмотреть, что же там внутри. И когда разберут ее по запчастям, тогда начинают понимать суть и принципы ее работы.) Мы можем использовать этот метод?

- Когда мы видим людей то по каким-то признакам можем сказать, что вот эти люди любят друг друга, а эти нет. Что будет «винтиками и запчастями» в нашем случае?

- Как мы можем определить отдельные признаки любви? (Когда мы видим взаимоотношения людей, например, мама нежно целует, обнимает своего ребёнка, то мы можем сказать, что один любит другого?)

 Поисково-исследовательский этап

  -Нам хотелось предложить вашему вниманию некоторые истории из жизни людей.  Прослушав их, что должны сделать вы?  (Назвать признаки, качества любви, которую проявили герои этих историй).

  -Могут ли признаки и качества повторяться?

История первая: «Семь дочерей»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – проговорила вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала третья.

– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – щебетала четвертая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая.

– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

-Кто из семи дочерей на самом деле любил свою маму?

-В древней Греции, когда к кому-то из господ приходили гости, то раб брал умывальницу с водой и умывал ноги гостям. Седьмая дочь выполнила действия раба.

-Ребята, назовите признаки любви, которые вы увидели в этой истории.

  • Служение другим.
  • Проявляется в делах, а не только на словах.
  • Жертвенность.

История вторая, которая расскажет нам о венчании юноши и девушки.

Однажды к священнослужителю пришли юноша и девушка. Они просили его, чтобы он обвенчал их. После беседы с ними он предложил им ответить на один вопрос: «Вот вы едите на машине, и случилась авария. Один из вас навсегда остался калекой. Захотите ли вы и после этого на всю жизнь соеденить свою судьбу с этим человеком? Подумайте над этим и если да, то приходите, и я обвенчаю вас».

         Какое качество любви хотел подчеркнуть своим вопросом священнослужитель?

  • Безусловная  любовь.
  • Жертвенность.

Физкультминутка.

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары.
Далее вместе с ведущим произносят слова и выполняют движения:
«Ты дрозд, (открытой ладонью показываем на соседа)
и я дрозд, (открытой ладонью показываем на себя)
У тебя нос (прикасаемся кончиками пальцев к своему носу)
и у меня нос, (прикасаемся кончиками пальцев к своему носу)
У тебя щёчки красненькие, (прикасаемся кончиками пальцев к щеке соседа)
И у меня щёчки красненькие. (прикасаемся кончиками пальцев к своим щекам)
У тебя губки аленькие, (прикасаемся кончиками пальцев к губам соседа/либо показываем на них)
И у меня губки аленькие (прикасаемся кончиками пальцев к своим губам).
Мы с тобой два друга (пожимаем друг другу руки)
Любим мы друг друга (обнимаем друг друга).
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

(http://old.doshkolka.rybakovfond.ru/ti_drozd_ya_drozd)

История третья.

Юноша полюбил девушку, но взаимности не нашел. И хотя девушка ответила отказом на его предложение, он не оставил ее, но всегда в трудную минуту оказывался рядом с нею. Ради этого ему приходилось жертвовать своим временем, силами, делами. И в один прекрасный момент девушка поняла, что он стал неотъемлемой частью ее жизни. Когда девушка поняла это, она ответила согласием на предложение юноши.

Какие признаки любви вы можете назвать?

  • Жертвенность.

История четвертая.

Старинная украинская легенда

У матери был единственный сын – дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не чаяла; по капельке собирала росу для умывания, из тончайшего шелка вышивала рубашки. Вырос сын – статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной красоты. Привел молодую жену в родную хату. Невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась мать показаться снохе на глаза, сидела в сенях. А потом в сарай переселилась. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и сожги на медленном огне”.

Не дрогнуло сердце в груди сына, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Приказала мне жена убить вас, мама, вынуть из груди вашей сердце и сжечь на медленном огне. А ослушаюсь – уйдет она от меня. Не могу я жить без нее… не могу и ослушаться…” Заплакала мать и отвечает сыну: “Ну что ж, сын, делай так, как велит сердце”.

Пошел сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскаленные угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголек, ударил в лицо сыну, обжег. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растет у костра, приложи к обожженному месту, а к листу подорожника приложи сердце материнское… Потом в огонь положишь”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладони, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И столь огромной, и неисчерпаемой была любовь материнская, столь всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Постылой стала ему жена-красавица, не мог он возвратиться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя курганами высокими.

        -Кто из героев легенды проявил любовь?

        -Назовите признаки любви, которые вы заметили?

  • Жертвенность (отдала жизнь).
  • Забота не о себе, а  о других.
  • Прощение (милосердие).

Рефлексивно-оценочный этап.

- Наши истории закончились. Я думаю, что признаки любви мы назвали не все и список их можно продолжить. А теперь вернемся к началу нашего мероприятия. Каждый из вас давал определение слову любовь. Сделайте это снова, используя новые знания, которые вы возможно получили на занятии.

- А теперь я хочу предложить вам сравнить ваши определения с истолкование слова любовь из словаря С.И. Ожегова: «Любовь – это чувство самоотверженной привязанности». Признаки, которые вы назвали, соответствуют этому определению?

        В заключении хочу задать вам еще несколько вопросов:

- Почему на земле происходят войны, почему люди ссорятся, обижаются, делают друг другу зло?

- Что будет с человечеством, если на земле исчезнет любовь?

- А теперь каждый задайте вопрос себе: «А я умею любить»?                                Спасибо всем за участие. До свидания. Желаем всем вам любить и быть любимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая любовь к людям" (Слово о Данко)

Урок развития речи, позволяющий обобщить знания легенды о Данко, о творчестве М Горького,обратить внимание на словарь легенды. Используются элементы мастерской творческого письма. ...

"Любовь - загадочное слово"

Литературный вечер для учащихся 7-9 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Разработка внеклассного мероприятия «Что такое любовь - своими словами»

раскрыть значение понятия «Любовь»; определить уровень осознания и понимания подростками этого понятия; ознакомить с формированием чувственного и личностного компонентов любви; развить эмоционал...

Сценарий гоголевского вечера в школе «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья…»

Гоголевский вечер строится как рассказ о некоторых событиях из жизни и творчества  писателя, сопровождающийся исполнением отрывков из  его произведений – всё это объединяется в единый ...

Классный час Любовь-волшебное слово

Любовь-волшебное слово...

ЛЮБОВЬ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

ЛЮБОВЬ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО...