Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.
статья (5 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.

Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья.

 

Обучение самостоятельности детей с особыми возможностями здоровья.

Краткая характеристика психологических особенностей ребёнка с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья

Мануйлова Ольга Викторовна

Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Село Чумаково Куйбышевского района Новосибирской области

Могучими помощниками в развитии у ребенка с нарушениями интеллекта самостоятельности, самодеятельности и самодисциплины являются ручной труд и гимнастика.

Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах.

Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья:

·  Воспитание положительных личностных качеств обучающихся: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.

·  Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.

·  Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм: вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т. п.

Специальные задачи, стоящие перед учителем труда, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью:

·  Коррекция недостатков умственной деятельности. Развитие умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты, рассказывать о проделанной работе), осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т. п.

·  Коррекция недостатков познавательной сферы: воспитание умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), ориентироваться на ограниченной плоскости (альбомного листа, поверхности стола) и в окружающем пространстве.

·  Коррекция недостатков языковых и речевых средств. Развитие умения последовательно и полно излагать высказывание, структурировать его грамматически верно, используя точные и разнообразные лексические единицы.

·  Коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др.

Новые сведения у детей с ОВЗ усваиваются с большим трудом .  Для запоминания нового материала требуются МНОГОКРАТНЫЕ ПОВТОРЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЕГО КОНКРЕТНЫМИ ПРИМЕРАМИ.

Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения, нужна особая, дополнительная помощь, задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.

На основе использования специальных коррекционных приемов необходимо подготовить учащегося к сознательному выполнению трудового задания, учитель НЕ ДОЛЖЕН обходить возникающие трудности, упрощая приемы работы, приспосабливая их к возможностям школьника с нарушениями интеллекта. Выполнять задания необходимо НА основе предварительного планирования, использования инструментальных измерений и т. д. а НЕ НА основе широкого использования шаблонов, трафаретов и т. д.

Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся

Необходимо учить сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом изготавливаемые ими на уроках труда изделия, широко применять принцип наглядности.

Для обучения детей планированию необходимы такие наглядные средства, как предметно-операционные планы и графические карты на изготовление изделий, словесные планы с отдельными пунктами.

Учеников надо учить работать самостоятельно постепенно увеличивая сложность:

1. ученику дается объект и требуется воспроизвести точно такой же - сделать копию вещи;

2.  ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в другом масштабе;

3.  ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в иных пропорциях;

4. ученику даются только размеры. Вещь требуется сделать по памяти;

5. ученик получает технический рисунок или рабочий чертеж. По ним требуется изготовить вещь.

Следует специально учить действовать в соответствии с ясно осознанной целью и средствами, ведущими к самостоятельному достижению цели доступной для детей с нарушениями интеллекта форме необходимо раскрыть перед ними значение согласованных действий в достижении представляемой цели.

В связи с тем, что дети не умеют анализировать объекты, имеют малый запас слов, не владеют свободно связной речью, невнимательны и быстро отвлекаются, учитель на протяжении нескольких уроков сам осуществляет разбор, затем школьники по вопросам повторяют анализ. При этом, называя тот или иной признак, учитель жестом привлекает внимание класса к соответствующей части поделки, обучая, таким образом, детей планомерно рассматривать объект, правильно называть каждую его особенность. Учитель, рассказывая сам и задавая учащимся, вопросы по анализу образца, должен каждый раз придерживаться одной и той же последовательности: назвать предмет, указать его назначение, вычленить крупные и мелкие части, детали этих частей, определить свойства выделенных частей (форма, величина, цвет, материал), их пространственное расположение и виды соединения деталей.

Обучение планированию необходимо осуществлять в определенной последовательности, благодаря которой дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности.

  1. учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ трудовых действий со словесной инструкцией. На этом этапе учащиеся учатся выслушивать короткую инструкцию и действовать в соответствии с ней, осуществляя показанный прием.
  2. учащиеся учатся планировать ближайшую операцию. Сначала педагог называет ее сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми с помощью учителя указанной операции им предлагается назвать следующую («Что будете делать дальше?»), обучая их, таким образом, не только правильно формулировать отдельные пункты плана, но и действовать соответствии с запланированным. Небольшой временной промежуток между словом и действием способствует закреплению сказанного в памяти детей.
  3.  школьники учатся составлять план в процессе коллективной беседы. Вопросы, задаваемые всему классу, вначале соответствуют каждому пункту будущего плана. Готовый план повторяет один из учащихся, чтобы у остальных сложилось полное представление о ходе работы.
  4.  составление плана с частичной помощью учителя. В этот период школьникам предлагается подумать и сказать, в какой очередности следует выполнять изделие. Вызванный ученик рассказывает план; наиболее трудные пункты педагог помогает ему сформулировать, задавая вопросы. Следует заметить, что переход от коллективного планирования к планированию с частичной помощью учителя лучше всего осуществлять при изготовлении поделки, аналогичной предыдущей. Опора на имеющийся опыт поможет ученикам справиться с составлением плана. Постепенно они подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделием.

Учащиеся с нарушениями интеллекта весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителями, вызывает у них отрицательную реакцию; поэтому необходимо воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия и научить детей находить недостатки в своих готовых поделках.

Благодарю за внимание, всю информацию вы можете прочитать на моём сайте учителя профессионально трудового обучения (швейного дела) Мануйловой Ольги Викторовны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эталонных представлений у детей с особыми возможностями здоровья

В материале содержатся ссылки на материалы, которые можно применять приформировании представлений о форме, велисине и цвете предметов....

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...

Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"

Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....

Презентация. Формирование навыков социализации у детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет).

Формирование навыков социализацииу детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет)...

Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  - ...