Релаксация, как элемент комплексной работы по преодолению нарушений речи.
статья на тему

Долганова Виктория Геннадьевна

В статье систематизируется опыт использования релаксации в практической работе с детьми логопатами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_relaksatsiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Учитель-логопед Долганова В.Г.

                                                        Релаксация,

как элемент комплексной работы по

преодолению нарушений речи.

            Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции различных нарушений речи  недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка.

      Одним из методов помогающих не только снять мышечное напряжение, но и контролировать свои движения является релаксация, при помощи которой ребенок  учится овладевать следующими умениями:

      - произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении,

     - различать и сравнивать мышечные ощущения,

     - определять    соответствие    характера    ощущений

("напряжение-расслабление",  "тяжесть-легкость",  др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ("сила-слабость", "резкость-плавность", темп, ритм),

     - менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эти занятия помогают также развивать способности детей к произвольной регуляции эмоций в сравнении с движениями, правильно и четко выражать свои эмоции, знакомит с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой), тренирует распознавать внутренние эмоциональные состояния по этим элементам.            

Кроме этого они дополняют артикуляционную гимнастику и помогают создать нервно – мышечный фон для выработки точных и координированных движений артикуляционного аппарата, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры.  

В практической работе можно использовать комплекс упражнений для релаксации предложенный И.Г.Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенской Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать детей, особенно заикающихся и снимать характерное чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для  слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Многолетний опыт работы авторов с детьми-логопатами (дислаликами, дизартриками, ЗПР, ОНР, заикающимися) позволяет им рекомендовать расслабляющие упражнения всем детям.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Наиболее подвержены скованности заикающиеся дети, поэтому авторы и уделили им внимание. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки; раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

В рекомендуемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Объяснить, что только ненапряженные руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.

В дальнейшем при выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия.

Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки «вялыми, как кисель», «как лапша». Прежде чем дать указание: «Примите позу покоя», обратите внимание детей на различные состояния при выполнении команд: «Смирно!» (все мышцы подобрались, напряглись) и «Вольно!» (все тело немного размякло, расслабилось). Сравните расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.

Опыт показал, что предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу — опускают вниз расслабленные руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

У детей логопатов ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи, неспособность к длительным волевым усилиям и т. п. Следовательно, при устранении нарушений речи в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на их волю и сознание только словом.

Для детей сеанс внушения представлен как особая игра — «Волшебный сон». Цель этой игры — помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

Логопеду, воспитателям, родителям необходимо знать, что момент расслабления ребенка (релаксации), во время внушения, по заключению специалистов, является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий. Мы убедились, что большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их приподнять с колен, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Лучше спокойно разъяснить, что ощущают все дети, выполняя задание. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научатся расслаблению и даже будут сами просить поиграть с ними в «Волшебный сон». Наш опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными. Все это способствовало улучшению их речи.

Конечно, нельзя рассматривать релаксацию только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи. На каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойное настроение у детей, следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко!..» Если ребенок капризничает, его следует отвлечь: «Успокойся... расслабься!» — или спокойно, но твердо напомнить: «Рот приоткрывается, все в нем расслабляется... и послушный наш язык быть расслабленным привык». Конкретные обстоятельства подскажут, какие формулы из комплекса следует применять для помощи ребенку. Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие — необходимые условия для исправления речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению ОНР у дошкольников»

Практические приемы, задания, игры, упражнения на разных этапах коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....

Преодоление нарушений речи в содружестве с семьёй.

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и родителей «Чтобы радость людям дарить – надо добрым и вежливым быть!»Цель:создать адаптивную модель взаимо...

Комплексный подход в устранении нарушений речи в системе начального обучения

Опыт  работы. Комплексный подход к выявлению и преодолению речевых нарушений у младших школьников – эффективное воздействие на развитие речи учащихся, что способствует лучшему усвоению детьми осн...

Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушений речи у учащихся 1 кл. на школьном логопункте

Вашему вниманию предлагается конспект коррекционного занятия, разработанный для учащихся 1 класса с речевым заключением  ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедический пункт. Тема занятия "Дифференциа...

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, как элемент комплексной работы по преодолению ТНР

В статье представленн основной комплекс пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением...