Главные вкладки

    Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Куцева Надежда Сергеевна

     Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabprogr._log._zan._5_kl._kutseva.docx41.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат V вида № 28

    Рассмотрено                                                      Утверждено

    на заседании МО учителей                               решением ПС учреждения

    гуманитарного цикла                                        Протокол № ___ от______

    Протокол №_____ от_______                          Приказ № ___ от_______

    Руководитель МО______________                  И.О. директора __________

    Рабочая программа

    для групповых

     логопедических занятий

    5 класс

    Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

    Срок реализации учебной программы 2014-2015.

    Разработали:

    учителя русского языка и литературы

    ГБОУ СКОШИ V вида № 28

    Куцева Н.С.

      первая квалификационная категория

    Москва, 2014

    Пояснительная записка

    Проведение логопедических занятий направлено на достижение следующих целей и задач:

    Образовательные. Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

    Развивающие. Развивать познавательную активность учащихся. Развивать интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Развивать учебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

    Воспитательные. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

              Коррекционные.  Всестороннее развитие  личности  логопата; добиваться  того, чтобы  обучение  носило  воспитывающий  характер; учитывать  возрастные  особенности  учащихся  и  уровень  развития  и  в  соответствии  с  этим  подбирать  дидактический  материал; осуществлять  индивидуальный  подход  на  фоне  коллективной  деятельности;  добиваться  прочности  приобретенных  знаний  и  навыков; использовать  наглядность;строить  занятия  с  учетом  программы  соответствующего  класса;стремиться  к  тому,чтобы  на  каждом  логопедическом  

    занятии  было  слушание, говорение, письмо  и  чтение.

    Данная программа составлена на основе программ по русскому языку и  развитию речи, которые были составлены ранее на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации

    № 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года  № 21\12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года.

           

    Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

    Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей устной и письменной речи уч-ся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ТНР показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в специальной школе V вида позволяет добиться у старшеклассников  с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, в частности у большинства уч-ся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих уч-ся с ТНР старшего школьного возраста обнаруживаются дефекты сложной организованной речи, специфические особенности словесно-логического мышления, произвольных форм речевой памяти, воображения и др.

    Для большинства детей с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, дразнят и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование основ коммуникативной культуры уч-ся старших классов с ТНР с учетом особенностей их речевого, коммуникативного и индивидуально-личностного развития.

    Программа для детей с ТНР руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит  от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

    Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

             Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи уч-ся с речевой патологией в школе V вида тесно связана с общим развитием речи уч-ся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой овладения ими и методикой.

    Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития уч-ся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида, можно в общем виде сформулировать задачи индивидуальной логопедической помощи.

    *формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

    *уточнение и коррекция фонематического восприятия

    *уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

    *формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

    *уточнение и коррекция грамматических категорий

    *коррекция специфических ошибок письменной речи

    *формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

    Коррекционная работа в школе V вида осуществляется в основном в группе,  логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенные логопедические нарушения.

    Для выработки единого подхода к коррекционному развитию уч-ся, логопед должен взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями уч-ся, школьным психологом, воспитателем ГПД.

     Для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 5 классе программой предусмотрено 175 часов по 5 часов в неделю. Из них 70 часов отводиться на каждую из 2-х групп по 2 часа в неделю и 35 часов на индивидуальные занятия по 1 часу в неделю.

         Основной формой организации логопедической работы являются групповые  и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной  структурой речевого дефекта.  На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.

    Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.

    Все типы логопедических занятий делятся на:

    • Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
    • Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а так же систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
    • Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

    Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.);  на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

     Для осуществления контроля применяются текущий и  итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты.                                                                                                                                   

    Учебники и пособия, используемые в учебно-коррекционном  процессе:

    1. Русский язык:  5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
    2. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику М.Т. Баранова "Русский язык. 7 класс", Автор: Ерохина Е.Л. Издательство: Экзамен 
      Серия: 
      Учебно-методический комплект. УМК
    3. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. Кн.для учителя/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М, Стракевич, -3- изд. – М.: Просвещение, 2004.- 144 с.
    4. Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. В 2-х частях.  – М.: Книголюб, 2004. – 112.
    5. Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. В 2-х частях., М.: Книголюб, 2004. – 112.
    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч, звуков Л, Р.

              Содержание рабочей программы

    Обследование

    В начале и конце учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы русского языка, развития речи и литературы 5 класса.

    Посредством диктанта обследуется фонематический слух и письменная речь учащихся. Выявляются дисрафические ошибки обусловленные нарушением фонематического слуха, слоговой структуры, оптико-пространственных представлений, а также орфографические ошибки.

    Посредством написания изложения обследуется не только фонематический слух, но и нарушения речи на уровне грамматического строя и связной речи.

    Также проводиться обследование техники чтения. Выявляются ошибки дислексического характера. Посредством пересказа и рассказа по картине обследуется устная речь ребенка (звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез звуков, слоговая структура, построение фразы, последовательность в построении высказывания).

    По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляется планирование и график логопедических занятий.

    Восполнение пробелов в знаниях  за курс 4 класса.

    Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и,а,у, после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж. Число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1,2,3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

    Диффернциация звуков. Анализ и синтез слов. Согласование существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в роде числе и падеже.

    Формирование и развитие грамматико-аналитических, орфографических, пунктуационных навыков. Коррекция на синтаксическом уровне и связной речи.

      Закрепление основных синтаксических понятий (единицы): словосочетание, предложение, текст.  Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами. Не связанными союзами, а также связными союзами а, но, и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

         

    Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Коррекция на фонетическом уровне. Коррекция почерка. Отработка техники чтения и пересказа.  

    Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Дифференциация звуков. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е,е,ю,я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

    Чтение текстов. Пересказ.

    Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на уровне грамматического строя. Развитие словообразования, словоизменения.

    Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-,       -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

    Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

    Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие связной речи. Коррекция техники чтения.

     Синтаксическая роль имени существительного в предложении.  Большая буква в названиях, выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

     Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.  Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

    Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.

    Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

    Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

    Доказательства и объяснения в рассуждении.

    Описание животного.

               Учебно-тематический план

    Русский язык

    Кол.

    ч.

    Развитие речи

    Кол.

    ч.

    Логопедические групповые занятия

    К. ч.

    На 1 гр.

    Язык – важнейшее средство общения

    3

    Язык – важнейшее средство общения

    1

    Обследование

    4

    Повторение изученного в 4 классе

    25

    Текст. Тема текста. Стили.

    10

    Восполнение пробелов в знаниях за курс 4 класса. Коррекция дисграфических и  и дислексических ошибок.

    10

    Синтаксис. Пунктуация.

    27

    Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Письмо.

    10

    Формирование и развитие грамматико-аналитических, орфографических, пунктуационных навыков. Развитие речи.

    10

    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

    25

    Типы текстов

    10

    Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Коррекция почерка. Отработка техники чтения и пересказа.

    10

    Морфемика. Орфография

    28

    Лексика.

    Создание текста на основе исходного.

    Описание изображенных предметов на картине.

    12

    Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на лексическом уровне. Развитие словообразования, словоизменения.

    10

    Морфология.  Имя существительное

    27

    Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении.

    11

    Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом  уровне. Развитие речи. Коррекция техники чтения.

    10

    Морфология.  Имя прилагательное

    25

    Описание животного.

    10

    Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом  уровне. Развитие связной речи.

    10

    Повторение и систематизация изученного в 5 классе

    15

    Повторение и систематизация изученного в 5 классе

    6

    Обследование

    6

    Всего: 175

    Всего: 70

    Всего: 70

    Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

    Учащиеся должны знать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    К концу  класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    - разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

    - разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

    - соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

            По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

    Находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

            По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки. Которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать свой выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

              По развитию речи.  Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

    Литература и материально-технические средства обучения

    1. Русский язык:  5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
    2. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику М.Т. Баранова "Русский язык. 7 класс", Автор: Ерохина Е.Л. Издательство: Экзамен 
      Серия: 
      Учебно-методический комплект. УМК
    3. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003 г.
    4. Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. В 2-х частях.  – М.: Книголюб, 2004. – 112.
    5. Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. В 2-х частях., М.: Книголюб, 2004. – 112.
    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч, звуков Л, Р.

    1. Классная доска.
    2. Ноутбук.
    3. Наглядный материал: таблицы, плакаты, карточки, картинки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида

    Рабочая программа  по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида  5-9 классов,...

    Рабочие программы по предметам в коррекционной школе 8 вида

    Рабочие программы для коррекционных школ-интернатов 8 вида для 4 классов по предметам: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительной искусство, развитие устной речи на ос...

    Рабочая программа по музыке для коррекционной школы 8 вида. 7,8 классы

    Программа по музыке для малокомплектых коррекционных классов школы 8 вида...

    Рабочая программа по чтению в коррекционной школе в 7 классе.

    В программу включены следующие разделы: титульный лист, пояснительная записка, цели и задачи программы, учебно-методический комплекс, календарно-тематический план, содержание национально-регионального...