«Учёт психологических особенностей воспитанников в воспитательно – образовательном процессе»-доклад
учебно-методический материал на тему

Егорова Светлана Юрьевна

Успех учебно- воспитательной работы с подростками зависит от знания и учета их возрастных особенностей. Чтобы найти правильные приемы и  средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать не только психологию подростка, общие типологические черты этого возраста, но и прежде всего требуется глубокое знание и понимание индивидуальных психологических черт каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uchyot_psikh._osobennostey.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Департамент образования и науки Кемеровской области

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

           

«Учёт психологических особенностей воспитанников в воспитательно –

образовательном процессе».

(Доклад).

                                                                                                     Составитель: воспитатель

                                                                                                                              Егорова С.Ю.

                                                              Кемерово 2012

       Успех  учебно – воспитательной работы с подростками зависит от знания и учёта их возрастных особенностей. Чтобы найти правильные  приёмы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать не только психологию подростка, общие типологические черты этого возраста, но и прежде всего требуется глубокое знание и понимание индивидуальных психологических черт каждого воспитанника. Потому что в подростковом возрасте психологические проявления характера становятся более разнообразными, чем в раннем возрасте.

         Подростковый возраст – трудный период
полового созревания и психологического взросления ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – ощущения себя взрослым человеком, вырастает страстное желание быть взрослым. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками, Подросток  стремится одновременно иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Возникают  яркие увлечения, которые чаще всего носят неучебный характер. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию- рисованию, музыке, спорту, коллекционированию ит.д.  Именно в этом возрасте под влиянием учебно – воспитательной работы школы и внешкольных учреждений начинают формироваться и ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Вы все знаете, какие дети приходят к нам в школу. Они ничего не умеют, у них утерян интерес к учёбе, труду, у них, на первый взгляд, нет никаких способностей. И вот проходит время, и наши дети преображаются. Занятия музыкой способствовали развитию музыкальных способностей, например у Гарбара В.На сегодняшний день неплохо поют Халеев В, Лобынцев Д, Маркин О. У ребят проявился интерес к миру искусств. Есть дети, которые уже были склонны к изобразительной деятельности, такие как Идинов Кирилл и он активно проявил себя в этом направлении. А есть ребята, которые путём привлечения к рисованию узнали что они способны рисовать , например Бунин А..
Ребята – активные участники различных познавательных и творческих кружков. У них ярко проявляется потребность творить, рисовать или писать красками этюды и картины, сочинять небольшие рассказы и особенно стихотворения с оригинальным или заимствованным сюжетом, используя выразительные средства языка (Смолкин А., Идинов Кирилл). Наша задача – во – первых, всемерно развивать уже проявившиеся способности, во – вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех воспитанников. Я это делаю, реализовывая свою программу по эстетическому воспитанию. Привлекаю ребят к участию в различных мероприятиях, где учу их хорошо держаться на сцене, сценической речи, учу чувствовать ритм, танцевать. Вместе с ребятами участвуем во всевозможных областных конкурсах, школьных выставках детского творчества и наконец, в порядке индивидуального общения рекомендую ребятам соответствующую литературу, беседую с ними на интересующую их проблему, консультирую их по разным вопросам.    

           В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на развитие познавательных процессов – восприятие, внимание, воображение, мышление и память и определяет индивидуальность и своеобразие личности.

        Одна из методик, которая помогает учитывать нам особенности характера это методика известного психолога А.Е.Личко.. Такая методика давно используется психологами нашей школы –это классификация акцентуаций характера.. Информацию об акцентуациях характера мы получаем от психологов и используем эти данные в своей работе. Для примера я взяла несколько ребят из 4группы за 2008-2009год.. Например в 4 группе имеются все типы акцентуаций. Всем хорошо известен Суханов Рома. Он относится к гипертивному типу.

Рома очень подвижен, общителен,. всегда вносит много шума, любит неспокойные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно. Настроение у Ромы всегда хорошее. Он зачастую переоценивает свои способности, бывает слишком самоуверен, стремится показать себя, произвести на окружающих впечатление. Понятно, что в работе с таким ребёнком я стараюсь давать ему такие поручения, чтобы он смог довести их до конца, чтобы ему это было интересно. Я стала приобщать Рому к выступлениям в мероприятиях.. В результате у Ромы стало меньше замечаний по дисциплине, учёбе, он активно участвует во всех общешкольных мероприятиях. У него улучшилась память, речь, внимание. На данный момент практически все мероприятия проходят с его участием.

   Или Смолкин А., вы все его помните. Он относится к нескольким типам – истероидному, циклотимному,эмотивному. Для него главная черта это–жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростка была выражена склонность к театральности, позёрству, рисовке. Он с большим трудом выносил, когда в его присутствии я или другой воспитатель хвалит его же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем ему. Для Алёши насущной потребностью становилось стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско. Поэтому в работе с таким воспитанником я старалась более критически относиться к нему, не захваливать, указывать на его недостатки, не унижая личного достоинства; очень важно, чтобы критические замечания в его адрес высказывали сами ребята. Важно донести до подростка, что вы не придираетесь к нему, а искренне хотите  помочь ему избавиться от одиночества, эгоизма, которые не .могут сделать человека счастливым.

Бурзин Денис относится к лабильному типу. Этот воспитанник крайне изменчив в настроении, причём оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми разными, например, кем –то случайно обронённое слово или ссора с воспитателем, учителем. Он часто способен погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких – либо серьёзных неприятностей и неудач.

Например, Денису выходить в мае,  чтобы сдать здесь экзамены и закончить девятый класс нужно остаться на месяц. В начале года Денис этого и хотел, его родственники тоже, но ссора Дениса из- за пустяка с воспитателем, (где воспитатель требовал выполнять правила внутреннего распорядка школы), Денис резк о изменил своё мнение и уже оставаться передумал. Поэтому  в работе с ним нужно проявить терпение. Я стараюсь выслушать Дениса, разобраться в ситуации, поддержать его в такую минуту, приободрить, отвлечь. Такие дети хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

К сензетивному типу относятся Маркин О., Шагдуров В. Они не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Эти ребята застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому могут производить впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто хорошо им знаком. Общению со сверстниками эти воспитанники предпочитают общение с более младшими ребятами или со взрослыми. Они отличаются послушанием. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Я стараюсь понять  их психологическое состояние, помогаю им преодолеть свои недостатки. Лучше всего в таких случаях помогает вовлечение этих ребят в коллективную деятельность, в классные  и  общешкольные мероприятия, давая им поручение с учётом их интересов.

Крыж В. И Молодых П.относится к эпилептоидному типу - . Эти ребята часто плачут,надоедают и пристают к взрослым со своими жалобами.. Такие дети, пишет А.Е.Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Их типичные черты –, властность, себялюбие. Они любят подчинять себе младших, командовать над ними, заставлять выполнять их требования. В условиях жёсткого дисциплинарного режима они стараются угождать, добиваться определённых  преимуществ перед сверстниками.

В работе с этими ребятами я стараюсь  контролировать их действия, наблюдаю за ними, вовлекаю их в коллективные дела, давая посильные поручения, которые требуют проявления заботы о других, помощи и сочувственного отношения к окружающим, развития коммуникативности .

       По выражению Л.С.Выготского,  «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всём походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических  функций, как память, внимание, воображение. Память и внимание я стараюсь развивать не только на самоподготовке, но и во внеурочное время. На самоподготовке мы с ребятами используем разные упражнения психологического характера, включаем игровые моменты тренируемся в запоминаии материала, используя разные приёмы сравнения, сопоставления, учимся рассуждать, пересказывать близко к тексту. Во время вечерних мероприятий проводим интеллектуальные игры, классные часы на разные темы и т. д.

    И в заключении я хочу сказать, что самое главное в воспитательной работе, чтобы дети знали, что о них заботятся, уважают, что они все будут заняты интересным  для них делом,а воспитатель может стать для своих воспитанников самым близким другом после родителей, способным оказать помощь в жизненном самоопределении, организации самопознания, познании других людей – другими словами, оказать поддержку и прийти на помощь в трудную минуту.

                                             

                                       Список используемой литературы.

1.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд.-М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.

2.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей.  М.,  «Просвещение», 1976.-303с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед.учеб.заведений: В 3кн. Кн.1. Общие основы психологии.-3-е изд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.-688с.

4  Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед.учеб.заведений: В 3кн. 4-е изд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.2: Психология образования.-608с.

     

                                                               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся".

Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся....

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

«Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

В статье описываются психологические  особенности умственно отсталых  школьников   и  пути  активизации познавательной на уроках....

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже перва...

Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса

Анкеты, Анализ  реализации программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные маршруты...