Методическая разработка: "Занятия физической культурой как средство коррекции физических и психических качеств ребенка"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Баянова-Беляева Татьяна Сергеевна

     У детей со сложной структурой дефекта низкий уровень сформированности не только мыслительных операций, но и двигательных. Для этих детей по любому предмету учитель должен стараться определить «зону ближайшего развития» и, исходя из этого, выстраивать коррекционную работу. Средствами физической культуры разработанных индивидуально для данного ребенка можно улучшитьне только двигательные возможности, но и наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.21 КБ
Файл konspekt_uroka_no2.docx15.9 КБ
Файл konspekt_uroka_no3.docx15.57 КБ
Файл konspekt_uroka_no4.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Занятия физической культурой как средство коррекции физических и психических качеств ребенка»

Актуальность

Второй год я индивидуально на дому обучаю ребенка со сложным дефектом. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

У этих детей низкий уровень сформированности не только мыслительных операций, но и двигательных. Для этих детей по любому предмету учитель должен стараться определить «зону ближайшего развития» и, исходя из этого, выстраивать коррекционную работу.

Мой ученик повышенно активен, неусидчив, расторможен. Речи нет, но речь собеседника понимает. Занятия проходят на требованиях методики показа ребенком буквы, цифры, предмета, движения. На каждом виде деятельности он сосредотачивается очень кратковременно, поэтому при проведении уроков приходится быстро менять виды деятельности, челночно возвращаться к материалу по несколько раз.

Уроки физической культуры любит, но у ребенка леворукость, верхний плечевой пояс малоподвижен, мелкая моторика развита слабо, шаги короткие, на передней части стопы, дыхание затруднено, недоразвитие челюстных мышц, осанка нарушена, поэтому координационные способности на низком уровне.

Недоразвитие моторики влияет на психические процессы, уровень социальной адаптации. Поэтому вопрос углубленной коррекционной работы на уроке физической культуры является актуальным.

Цель и задачи раздела

Цель:

Средствами физической культуры улучшить не только двигательные возможности учащегося со сложным дефектом, но и наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Задачи раздела:

  1. Сформировать учебный материал на основе программы.
  2. Укреплять здоровье ребенка, корригировать нарушения его физического развития на каждом уроке.
  3. Оптимизировать качество и объем двигательных умений и навыков.
  4. Формировать умение владеть эмоциями, воспитывать дисциплинированность, силу воли.  

Средства:

Общеразвивающие дыхательные, имитационные коррекционные, строевые упражнения. Ходьба, вес, упражнения с мячом, флажками, скакалками. Прыжки, подпрыгивания, упражнения в равновесии, упражнения на осанку. Броски и ловля мяча. Подвижные игры.

Я провожу 2 занятия в неделю по 30 минут. Всего за учебный год 70 занятий.

I четверть – 18

II четверть - 14

IiI четверть - 20

IV четверть – 38

№ занятий

Программный материал

Количество часов

1,2

1. Прикладные упражнения: построение в колонну в нарисованных кружках. Игра «Слушай сигнал».

2. Имитационные упражнения: «Шел медведь», «Гуси лебеди»

3. Упраднения на равновесие: ходьба по узкой дорожке на носках, руки на пояс.

4. Ловля мяча с подачи учителя

1 ч.

3,4

1. Прикладные упражнения: «Побежали», «Остановились».

2. Имитационные прыжки «Лягушка»

3. Упражнения на равновесие: ходьба по узкой дорожке с закрытыми глазами

4. Игра «Заиньки перебегают»

1 ч.

5,6

1. Построение по ориентиру учителя

2. ОРУ с флажками

3. Игра «Найди флажок»

4. Упражнение на равновесие: ходьба по узкой дорожке с разнообразными заданиями

5. Игра «Повторяй за мной»

1 ч.

7,8

1. Прикладные упражнения: бег, остановка

2. Свободный бег по кругу

3. Ловля и передача мяча с подачи учителя

4. Игра «Сбей предмет»

1 ч.

9,10

1. Игра «Слушай сигнал»: бег, остановка

2. Имитационные прыжки «Лягушка»

3. Упражнения на равновесие: ходьба по узкой дорожке с закрытыми глазами

4. Имитационная игра «Заиньки перебегают»

1 ч.

11,12

1. ОРУ с имитации: !Мельница», «Насос», «Колобок», «Птица», «Лягушка».

2. Свободный бег

3. Передача мяча «Футбол»

4. Подпрыгивание на месте на двух ногах

5. Игра «Заиньки перебегают»

1 ч.

13,14

1. Игра «Слушай сигнал»

2. Общеразвивающее упражнение с флажками

3. Игра «Найди флажок»

4. Игра «Петрушка»

5. Танцевальные упражнения под музыку

1 ч.

15,16

1. ОРУ с имитацией: «Маятник», «Зайчик», «Колобок», «Гуси лебеди», «Веселый и звонкий мяч».

2. Подбрасывание вверх мяча, передача мяча учителю, катание мяча

3. Игра «Охотник и белка»

4. Дыхательные упражнения: согреть руки, остудить воду.

1 ч.

17,18

1. ОРУ с имитацией: !Мельница», «Насос», «Колобок», «Лягушка», «Птица».

2. Танцевальные упражнения под музыку на развитие верхнего плечевого пояса

3. Подпрыгивание на месте на лвух ногах, перепрыгивание через узкую дорожку

4. Передача мяча «Футбол»

5. Игра «Гуси лебеди»

1 ч.

19,20

1. Коррекционное дыхательное упражнение:  «Согреть руки – хо-хо-хо».

2. Движение по подражанию: наклоны головы вперед, в сторону, поворот головы. Звуки: - «Да-да-да», «ай-ай-ай», нет-нет-нет»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Ходьба по счет и хлопки

5. Игра «Поезд»

1 ч.

21,22

1. Дыхательные упражнения: «Согреть руки», «остудить воду»

2. ОРУ с имитацией: «Маятник», «Зайчик», «Колобок», «Гуси лебеди».

3. Подбрасывание вверх, ловля, броски мяча с помощью учителя

4. Подвижная игра «Охотник и белка»

1 ч.

23,24

1. Построение по ориентиру.

2. Свободный бег по сигналу

3. ОРУ с флажками

4. Ходьба по линии

5. Ритмическое упражнение «Дили-дили-динь, пришел Петрушка»

1 ч.

25,26

1. Занять место по сигналу

2. Ходьба по кругу под хлопки

3. Свободный бег

4. Ритмическое упражнение  «Дили-дили-динь, пришел Петрушка».

5. Игра «Сбей мячом кеглю»

1 ч.

27,28

1. Дыхательное упражнение «Согреть руки – хо-хо-хо».

2. Движения по подражанию: наклоны головы вперед, в сторону, поворот головы. Звуки: - «да-да-да», «ай-ай-ай», «нет-нет».

3. Пальчиковая гимнастика

4. Ходьба под счет и хлопки

5. Имитационная игра «Поезд»

1 ч.

29,30

1. ОРУ имитационного характера: «Насос», «Маятник», «Дровосек», «Присед», «Мой веселый звонкий мяч».

2. Ходьба по линии, начерченной по полу с различным положение рук.

3. Бег, остановка, подпрыгивание на двух ногах по сигналу

4. Катание мяча, передача ногами «Футбол»

1 ч.

31,32

1. Дыхательные упражнения по подражанию: «Согреть руки – хо-хо-хо».

2. Ритмическое упражнение «Дили-дили-динь, пришел Петрушка».

3. Ходьба по кругу под хлопки

4. Подвижная игра «Охотник и белка»

5. Имитационная игра «Заиньки убегают»

1 ч.

33,34

1. Построение по заданию

2. Пальчиковая и кистевая гимнастика

3. Ритмиеское упражнение барабан

4. Упражнение с мячом: броски за линию, броски учителю

5. Имитационная игра «Мы погреемся»

1 ч.

35,36

1. ОРУ имитационного характера: «Насос, «Маятник», «Присед», «Мой веселый звонкий мяч».

2. Свободный бег, остановка, прыжки на двух по сигналу

3. Упражнения для брюшного пресса сидя на полу

4. Ходьба по линии, начерченной на полу

5. Катание мяча, передача ногами – «Футбол»

1 ч.

37,38

1.  Построение в круг втроем (мама)

2. Хароводная игра по кругу с изменением движения

3. ОРУ имитационного характера: «Насос, «Маятник», «Присед», «Мой веселый звонкий мяч».

4. Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой – 5 секунд.

5. Игра-упражнение «Футбол»

1 ч.

39,40

1. Ходьба на месте с высоким подниманием колена

2. Пальчиковая и кистевая гимнастика

3. Ритмическое упражнение «Барабан»

4. Упражнения с мячом: броски за линию, броски учителю, бросок в круг

5. Игры «Мы погреемся», «Поезд»

1 ч.

41,42

1. Построение в указанное место, равнение по черте.

2. Ходьба с различным положением рук: на пояс, за голову. Ходьба по черте руки свободны.

3. Подвижная игра «У медведя во бору».

4. Передача мяча броском учителю и обратно на расстояние 2 метра. Катание мяча.

5. Танцевальное упражнение под музыку.

1 ч.

43,44

1. Построение на занятие, равнение по черте.

2. Медленный бег на подражание: «медведь, лисичка, гуси, зайчик» по свистку перейти на ходьбу.

3. Броском учителю и обратно на расстояние 2 метра. Катание мяча.

4. Подвижная игра «Беги ко мне».

5. Передача мяча «Футбол».

1 ч.

45,46

1.Ритмическое прохлопывания: «Мой веселый звонкий мяч».

2. Ходьба по кругу взявшись за руки, ритмические упражнения в кругу: «Мы погреемся».

3. Перекатывание мяча от учителя к ученику, броски на расстояние 2 метра.

4. Подвижная игра «Догони мяч».

1 ч.

47,48

1. Построение на занятие в центре комнаты внутри обруча. Выполнение задания: взять обруч сбоку хватом снизу, поднять вверх, посмотреть вверх, покачать обруч.

Присесть, взять обруч хватом сверху, встать, покружиться с обручем круг влево, круг вправо, присесть, положить обруч, выпрыгнуть из обруча.

2. Бег по кругу. Подвижная игра: «Догони мяч».

3. Подвижная игра: «Перепрыгни через шнур».

4. Ритмическое упражнение : «Мы погреемся».

1 ч.

49,50

1. Дыхательное упражнение: «Согреть руки», «Остудить воду».

2. ОРУ с имитацией: «Маятник, зайчик, колобок, гуси лебеди, хобот слона».

3. Игра: «Охотник и белка».

 4. Игра: «Футбол».

1 ч.

51,52

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Движение по подражанию:  наклоны головы вперед, в стороны, поворот головы. Звуки: «Да, да, да, ай, ай, ай, нет, нет, нет».

3. Ходьба с заданием под счет.

4. Имитационная игра: «Поезд».

1 ч.

53,54

1. ОРУ имитационного характера: «Насос, маятник, дровосек, присед, гуси-лебеди».

2. Ходьба по линии начерченной на полу.

3. Игра слушай сигнал: «Хлопок-свободный бег, свисток-остановка и прыжки на двух ногах».

4. Катание мяча-передача ногами - «футбол».

1 ч.

55,56

1. Пальчиковая и кистевая гимнастика. Ритмическое упражнение «Барабан».

2. Игра слушай сигнал: «Хлопок-свободный бег, свисток-остановка и прыжки на двух ногах».

3.Броски мяча за линию (2 метра).

4. Ходьба по линии.

5. Танцевальное упражнение «Петрушка».

1 ч.

57,58

1. Построение на занятие, равнение по черте.

2. Ходьба по кругу  ритмические упражнения в кругу: «Мой веселый звонкий мяч, мы погреемся».

3. Бег по кругу.

4. Подвижная игра в кругу «Передай мяч».

5. Дыхательные упражнения.

1 ч.

59,60

1. ОРУ – игра «Солнышко-дождик».

2. Ходьба по кругу с заданием: Руки на пояс, за спиной, за головой.

3. Прыжки: Воробушки, лягушка, зайчик.

4. Ритмическая игра по малину в сад пойдем.

5. Футбол.

1 ч.

61,62

1. Игра «Слушай сигнал»: хлопок-свободный бег, свисток-вбежать в обруч.

2. Ритмическая игра по малину в сад пойдем.

3. Игра «Догони мяч».

4. Танцевальное упражнение.

1 ч.

63,64

1. Игра «Слушай сигнал»: хлопок-свободный бег, свисток-вбежать в обруч.

2. ОРУ с флажками.

3. Бег по подражанию: с подниманием колена, забрасывая голень назад, свободно.

4. Подвижная игра «Зайцы».

5. Игра «Догони мяч». Катание мяча из ИП сидя на полу.

1 ч.

65,66

1. Игра «Слушай сигнал»: хлопок-свободный бег, свисток-вбежать в обруч.

2. Коррекционное упражнение: ходьба по линии с заданием.

3. Упражнение на осанку: стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой 5 секунд.

4. ОРУ: Повороты и вращение головы, вращение кисти и плеча рук, наклоны вперед, влево, вправо, присядания.

5. Подвижная игра «Охотник и белка».

1 ч.

67,68

1. Разучивание команды нале-во, напра-во.

2. Ходьба по кругу. ОРУ с флажками.

3. Игра «Найди флажок».

4. Прыжки с продвижением «воробушки», «лягушка».

5. Упражнение на осанку: стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой 5 секунд.

1 ч.

69,70

1. Разучивание команды нале-во, напра-во.

2. Игра «Слушай сигнал»: хлопок-свободный бег, свисток-вбежать в обруч.

3. Переползание на четвереньках по коридору шириной 25 см.

4. Игра «Перепрыгни через шнур».

5. Имитационная игра «По малину в сад пойдем».

6. Упражнение на дыхание.

1 ч.

Методическое указание: занятия предполагают вариативность в зависимости от физического и психического состояния ребенка-аутиста. Занятия обязательно будут иметь хотя бы минимальный результат: обязательно повысится эмоциональное состояние ребенка, улучшится наглядно-действенное психическое состояние, увеличится физическая нагрузка, что постепенно будет приводить к повышению уровня сформированности как двигательных, так и мыслительных операций.



Предварительный просмотр:

Конспект урока №2

по физической культуре для 5го класса

 (сложный дефект)

Задачи урока:

1. Формировать двигательную реакцию на сигнал, продолжить обучение игру «Слушай сигнал!»

2. Начать обучение прыжкам на двух ногах с небольшим продвижение вперед.

3. Начать обучение имитационной игре «Заиньки перебегают».

4. Продолить обучение упражнениям на равновесие.

Место проведения занятий: детская комната

Оборудование: муз.плеер, свисток, шапочки зайчика и волка, кубики для перешагивания, клейкая лента для разметки, кегля.

Словарь: свисток, сигнал, прыжки, вперед, назад, перебегать.

Ход урока:

Сбоку комнаты ложу на пол детский обруч. В середине комнаты размечаю клейкой зеленой лентой коридор, шириной 25 см, длиной 2 м, и горизонтальными полосками через 25 см. Предлагаю ребенку занять место в обруче в положении о.с. Поправляю положение рук и ног, осанку ребенка.

1. Упражнение «Потянуться к солнышку», опустить руки в и.п о.с.

2. По хлопку свободный бег по комнате, по свистку вбежать в обруч, «потянуться к солнышку».

3. Стоя в обруче, пальчиковая гимнастика, упр.«Вьюнок», «Светофор», «Потопаем немножко и похлопаем в ладошки, топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп»

4. Обучение имитационным прыжкам «Лягушка».

а) Прыжки на месте произвольно (как воробушек)

б) Произвольные прыжки, руки на поясе

в) Прыжки по дорожке из квадрата в квадрат, руки свободно

г) Свободные перебежки под музыку

5. Упражнения на равновесие, ходьба по узкой дорожке, не наступая на линии, руки свободно (тянуть носок, туловище, голова прямо, смотреть на учителя)

6. Имитационная игра «Заиньки перебегают».

Одеваем шапочку зайчика ребенку, волка учителю, включаю запись песенки: «Заиньки перебегают то лужок, то лесок, (свободный бег с прыжками)  Земляничку собирают, скок да скок, скок да скок, (наклоны) Здесь полянка мягче шелка, оглянись, оглянись,(повороты головы) Берегись лихого волка, берегись, берегись, (повороты головы и плеч) Заиньки уснули сладко, лес шумит, лес поет, (ладошки под щечку  о с одой стороны, то с другой) Убегайте без оглядки, волк идет, волк идет (зайчик бежит от волка в домик (обруч)). Повторяем 2 раза.

Затем ложу обруч в центре комнаты, ставим в него 2 кегли и предлагаю мячом выгнать из домика зайца 2 волков.

В конце занятия предлагаю потопать и похлопать в ладошки вместе с учителем («Мы потопаем немножко, мы похлопаем в ладошки, топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп»).

Методическое указание: занятия предполагают вариативность в зависимости от физического и психического состояния ребенка-аутиста. Занятия обязательно будут иметь хотя бы минимальный результат: обязательно повысится эмоциональное состояние ребенка, улучшится наглядно-действенное психическое состояние, увеличится физическая нагрузка, что постепенно будет приводить к повышению уровня сформированности как двигательных, так и мыслительных операций.



Предварительный просмотр:

Конспект урока №3

по физической культуре для 5го класса

(сложный дефект)

Задачи урока:

1. Совершенствовать имитационные прыжки «Лягушка»

2. Начать разучивание ОРУ с флажками

3. Продолжать развивать внимание ребенка через игру «Повторяй за мной».

4. Тренировать выносливость через игру «Ловишки».

5. Оборудование: обруч, свисток, 2 шнура по 2 метра, 4 флажка разного цвета.

Словарь: прыжки, лягушка, остановка, бег змейкой.

Ход урока

Сбоку комнаты детский обруч, по середине комнаты шнур длинной 2 метра.

1. Ходьба змейкой перешагивая через шнур за учителем.

2. Бег змейкой перепрыгивая через шнур за учителем.

3. Упражнения на дыхание: в ходьбе по кругу, поднимать руки вверх, вдох, опустить вниз, выдох.

4. Прыжок внутрь обруча с разметки с места и обратно.  «Прыг-скок» через шнур (имитация воробушка)

5. Игра на внимание «Найди флажок». Показываю ребенку 3 флажка на подставках (желтый, красный, зеленый). Предлагаю закрыть глаза ладошками, сама убираю один флажок и ставлю в углу комнаты. По команде ребенок ищет флажок и ставит на то место, где он стоял раньше (3 раза).

6. Упражнения с флажками.

1) Маршировка на месте с флажками в руках

2) И.п, о.с

     В. Вращение кистью с флажком внутрь («Вьюнок»)

3) И.п, о.с руки в стороны

      В. Махи руками с флажком вниз, вверх, до и.п

4) И.п ноги врозь

     В. Махи руками с флажком вперед, назад, разноименно.

5) И.п ноги на ширине плеч

    В. «Светофор» - сгибание рук с флажком в локтевых суставах сбоку одновременно. То же впереди.

7. Ритмическая игра «Мы погреемся немножко».

«Мы погреемся немножко

Мы похлопаем в ладошки

(6 простых хлопка)

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ

(6 скользящих хлопков)

Мы тихонько побежали

Мы нисколько не устали

Топ-топ-топ-топ-топ-топ.

(6 притопов).

8.Упражнение на дыхание.

Методическое указание: занятия предполагают вариативность в зависимости от физического и психического состояния ребенка-аутиста. Занятия обязательно будут иметь хотя бы минимальный результат: обязательно повысится эмоциональное состояние ребенка, улучшится наглядно-действенное психическое состояние, увеличится физическая нагрузка, что постепенно будет приводить к повышению уровня сформированности как двигательных, так и мыслительных операций.



Предварительный просмотр:

Конспект урока №4

по физической культуре для 5го класса

(сложный дефект)

Задачи урока:

1. Учить строиться на занятии по сигналу учителя.

2. Продолжить обучение свободному бегу по кругу и команде: «свисток-остановка».

3. Закрепить умения выполнения комплекса упражнений с флажками.

4. Учить ловле и передаче учителю мяча двумя руками от груди и снизу.

Словарь: мяч , флажок, бег, сигнал, снизу, прямо.

Оборудование: флажки разных цветов (4), свисток, мяч(2), мыз.плеер.

Ход урока

1. Учу ребенка строиться на начало занятия по жестам рук учителя. По команде: «На занятия становись!», по жесту руки учителя слева, ребенок строится слева. По жесту правой рукой, справа. Приучаю к команде: «Слева стройся», «справа стройся», «впереди стройся».

2. Упражнения на внимание: хлопок-бег по кругу, свисток-остановка.

3. Свободный бег по кругу:

1)За учителем

2)За учеником

Учить движению руками вперед-вверх, назад-вверх, бег умеренный (что для данного ребенка очень трудно выполнить).

4. Упражнения с флажками. Повторяем комплекс упражнений урока №3. Перед выполнением учим четверостишие:

«Песню пой, песню пой

Мой флажок всегда со мной

На зарядку становись,

Опусти флажочки вниз».

После комплекса упражнений, упражнение на внимание. Предлагаю ребенку положить флажки в обруч и взять из обруча мяч.

5. Упражнения со средним мячом:

1) И.п сидя на полу, ноги врозь

    В. Катание мяча к учителю, прием мяча от учителя.

2) И.п сидя на полу, ноги врозь

    В. Катание мяча к учителю. Принял мяч, подними вверх, посмотри на мяч.

3) И.п стоя на коленях

   В. Катание двух мячей навстречу друг другу (от учителя и от ученика).

4) И.п ноги врозь на ширине плеч

   В. Переложить мяч из левой руки в правую. Сначала по короткой траектории, постепенно увеличивая траекторию.  

5) И.п ноги врозь на ширине плеч

  В. Броски мяча двумя руками снизу (4-6).

Учить передавать мяч без сгибания рук, провожать мяч.

6.Танцевальные упражнения произвольно под музыку.

Методическое указание: занятия предполагают вариативность в зависимости от физического и психического состояния ребенка-аутиста. Занятия обязательно будут иметь хотя бы минимальный результат: обязательно повысится эмоциональное состояние ребенка, улучшится наглядно-действенное психическое состояние, увеличится физическая нагрузка, что постепенно будет приводить к повышению уровня сформированности как двигательных, так и мыслительных операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Собственный опыт по созданию оптимальных условий для повышения физической подготовленности учащихся...

Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""

Методический материал  "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....

"Школьная Олимпиада по физической культуре, как средство испытать себя, проявить волевые качества, показать себе и другим ученикам свои способности и возможности."

Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче...

Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)

Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...


 

Комментарии