Главные вкладки

    «Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»
    статья на тему

    Кузнецова Оксана Геннадьевна

    Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУСПО АКТТ

    Доклад выступления на тему:

    «Причина и профилактика девиантного

    поведения в подростковой среде»

    Выполнил классный руководитель гр.14 – 20 ТОА:    Кузнецова О.Г.

    г.Арзамас, 2014 г.

    Подростковый возраст - время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

    Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

    В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем.

    «Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

    За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.

    К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:

    • неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
    • конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках,  мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
    • «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
    • формальная семья - отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, но не расторгают его из материальных и жилищно-бытовых соображений;
    • «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
    • семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности подростка.

    Отношение студентов к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. В группе 14 – 20 ТОА за два месяца обучения выявлены студенты с подобным поведением – Козлов Денис, Щепоткин Алесандр.

    Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

    Для более качественной работы студенты группы прошли психологическое тестирование, что позволило выявить индивидуальные характеристики по характерологическим проявлениям. Результат тестирования: группа энергичная с большим потенциалом, легко поддается организации, если дело интересное. Могут возникнуть проблемы с удержанием интереса, привлекает и интересует все новое неизведанное.

    В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально- положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

    Для подростков с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны: эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее  опасными для  них.  Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное печение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

    Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию постоянного контроля за учебными и другими видами их деятельности.

    Обращение к морально этическим  ценностям  далеко   не  всегда   приводят  к  положительным результатам – таких подростков почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

    В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя подростков на социально-одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

    Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания у демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

    Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается целесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика суицида в подростковой среде

      Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о суициде в среде молодёжи. За послед...

    Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

    Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

    Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

    Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

    ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    Уже давно не секрет, что особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы роста наркомании в этой среде одни из самых высоких. За последние 8 лет число подростков употребляю...

    "Профилактика экстремизма в подростковой среде"

    "Профилактика экстремизма в подростковой среде"...

    Презентация "Профилактика суицида в подростковой среде"

    Презентация предназначена для информирования педагогов или родителей о проблеме суицидального поведения подростков, причинах, мотивах и профилактике в школе....

    «Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

    Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...