К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Ребенко Анна Петровна

 

В статье рассматривается актуальная проблема изучения эмоциональной идентификации у обучающихся с нарушением слуха. Работа в школе I,II  вида должна быть направлена не только на приобретение детьми  знаний, умений и навыков, но и на соблюдение нравственных и этических норм в различных жизненных ситуациях, что необходимо для личностного развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rebenko_a.p.dodelat.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенко А. П.

Новосибирский государственный педагогический университет

Институт детства

Факультет педагогики и психологии детства

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятие идентификации рассматривается нами в узком значении – как особенность восприятия и осознания (опознания) эмоций и эмоциональных состояний других людей. В случае идентификации эмоций любое наблюдаемое эмоциональное явление сопоставляется с обобщенным эмоциональным эталоном. Его роль выполняют индивидуализированные представления об эмоциях как система знаний о причинах и проявлениях эмоций посредством эмоционального опыта. Идентификация эмоций соотносится с общим эмоциональным развитием ребенка, а необходимым условием данного процесса выступает индивидуальный опыт ребенка (когнитивный и аффективный) [6, c.54].

Известно, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций надо учиться [2, c. 17]. Сложность идентификации эмоции обусловлена, по крайней мере, тремя факторами: её модальностью, полнотой экзонов и их локализацией (область лба – бровей, глаз, или нижняя часть лица). Понимание эмоций человека детьми характеризуется рядом особенностей: вербальным определением различных эмоциональных состояний, соотнесением их с конкретной жизненной ситуацией, а также индивидуальным воспроизведением эмоциональных состояний через собственные экспрессивные действия[4, c. 120].

Идентификация эмоций включает ряд связанных между собой способностей, таких как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции) их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитация [5, c. 112].

Своеобразие формирования эмоциональной идентификации детей с нарушением слуха обусловлено прежде всего неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни[3, c. 41]. Школьники младших классов легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова [3, c. 54]. Словесные  обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства [3,c.61].

В связи с малой разработанностью проблемы эмоций у глухих детей мы выделили для исследования один вопрос: «Каково знание и понимание глухими младшими школьниками человеческих чувств?». Для того чтобы выяснить уровень знаний основных эмоций, насколько глухие дети знакомы с эмоциями человека, мы поставили перед ними задачу опознания эмоциональных состояний. Оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний (количество названных) эмоций. Исследование проводилось с глухими учащимися III и IV классов, общее количество испытуемых 11 человек. Испытуемому предлагается графический рисунок с изображением человека, испытывающего радость. Эксперт демонстрирует испытуемому рисунок и задает ряд вопросов. Обследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально в течение пяти дней. В целом следует отметить, что для всех глухих учащихся характерны трудности вербализации эмоций, обнаруживается недостаточный объем знаний об этих эмоциях.

Наиболее знакомыми для школьников оказались такие эмоции, как грусть и злость. Характерны лексические замены – слов-определений эмоций существительными (радость – улыбка) и прилагательными, имеющими широкое значение или оценочное суждение («хороший - хорошая», «веселый – веселая»). Школьникам, имеющим сниженный, ограниченный уровень речевого развития трудно было справиться с заданием, у некоторых был только один правильный ответ. Большинство учащихся не смогли справиться с заданием без посторонней помощи и назвать еще знакомые ему эмоции. В результате эксперимента можно говорить о низком уровне сформированности эмоциональной идентификации у глухих учащихся. Низкие результаты распознавания эмоций свидетельствует о том, что словесное выражение  детям практически незнакомо.

Формирование и развитие эмоциональной идентификации наиболее успешно протекает в условиях активной речевой деятельности. Уровень развития речи и развитие коммуникативной деятельности в процессе формирования эмоциональных способностей имеют особое значение.

Библиографический список

  1. Барабанщиков, В. А. Восприятие выражений лица/ В. А. Барабанщиков – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 448 с. (экспериментальные исследования)
  2. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
  3. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова.// Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  4. Изотова,  Е. И.,  Никифорова,  Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика./ Е. И. Изотова., Е. В. Никифорова.// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  5. Ильин, Е. П. эмоции и чувства. / Е. П. Ильин.//– СПб: Питер, 2001. – 752 с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  6. Психология межличностного познания/Под ред. А. А. Бодалева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ НА ОСНОВЕ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (методическая разработка)

В методической разработке я предлагаю систему занятий по конструированию игрушек из бумаги на основе рычажного механизма.Это интересные, веселые игрушки. Привлекательность их для ребят, как пока...

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста

Данная методика позволяет   рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха,  но и как самостоятельн...

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...