Применение логоритмики для повышения эффективности обучения
статья по теме

Пальцева Галина Львовна

    В жизни каждый человек хочет играть активную роль. Но трудно быть успешным, если организм не способен справиться с нагрузкой. Вопросы оказания действенной помощи неуспевающим детям с нарушениями речи всегда были актуальными в педагогике. Дополнительным средством воздействия в комплексе коррекционных методик является применение логопедической ритмики. Изучение и исследование методов логопедической ритмики обогащает знания специалистов в области коррекционной работы с детьми, имеющими сенсорные и психомоторные нарушения. Использование данных методов повышает эффективность логопедического, психологического, педагогического и лечебно-оздоровительного воздействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Применение логоритмики для повышения эффективности обучения

                                                                                   Автор: Пальцева Г.Л., учитель-логопед школы № 59                  

                                                                                                                Приморского района г. Санкт-Петербурга

  В жизни каждый человек хочет играть активную роль. Но трудно быть успешным, если организм не способен справиться с нагрузкой. Вопросы оказания действенной помощи неуспевающим детям с нарушениями речи всегда были актуальными в педагогике.

 Рассмотрим симптоматику нарушений сенсорного, психического и моторного развития детей. У школьников с недостаточно развитой речью, при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития, в речевой функциональной системе наблюдаются следующие нарушения:

  • дефектное произношение 2-5  звуков, некоторые звуки произносятся недостаточно внятно;
  • склонность к заиканию;
  • недостаточное развитие фонематических функций;
  • недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи;
  • недостаточно развитая артикуляционная моторика;
  •  учащенное, поверхностное дыхание,
  • недостаточная интонационная выразительность речи из-за неправильной постановки ударений (словесного, логического), несоблюдения пауз, несформированности темпа, ритма, мелодики речи, неумения изменять высоту и силу голоса.

   Неречевую функциональную систему  этих  детей характеризует следующая симптоматика:

  • сниженный уровень мотивации и познавательной деятельности;
  • утомляемость, истощаемость;
  • непонимание учебных заданий;
  • слабость памяти;
  • неустойчивость внимания;
  • несформированность логического мышления;
  • общая, мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук) недостаточно развиты.

 Эти сенсомоторные и психологические особенности детей данной категории носят стойкий, специфический характер, поэтому логопедическое воздействие направляется на речевую систему в целом, а не на отдельное нарушение.

    Дополнительным средством воздействия в комплексе коррекционных методик является  применение логопедической  ритмики. Это одна из форм своеобразной активной терапии. Логоритмика служит целям коррекционного обучения. Известно, что в учебный период большую часть суток школьники находятся в помещении. Многие учащиеся, выполняя простейшую работу, быстро устают, поскольку мышцы у них очень слабы. Из-за слабости мышц спины, дети часто сутулятся.  Для нормальной жизнедеятельности нужен ещё и свежий воздух с достаточным количеством кислорода. При кислородном голодании в крови присутствует избыточное количество углекислого газа, снижается работоспособность школьников, возрастает раздражительность и вероятность негативных поведенческих реакций. В коррекционной школе, чтобы взбодрить учеников на перемене класс проветривается, а после занятий и обеденного перерыва учащиеся обязательно идут на прогулку. Прогулка тренирует мышцы ног и укрепляет сердце, но плохо тренирует мышцы рук, плечевого пояса, груди, спины, живота. Поэтому в школе с учащимися начальных   классов  ведутся дополнительные занятия по логоритмике. Логоритмика способствует  формированию полноценной  всесторонне развитой личности  школьника. При организации логоритмических занятий деятельность логопеда направлена на преодоление нарушения моторных, сенсорных и психических функций школьников. Основу занятий составляет применение ритмики слова, музыки, ритмики пальчиковых и общеразвивающих упражнений, танца. Мышечный тонус можно постоянно поддерживать, занимаясь музыкально-ритмическими упражнениями. В ходе тренировки происходит разминка суставов, мышцы укрепляются, связки и сухожилия сохраняют эластичность. В начале курса занятий болевые ощущения, которые испытывают  дети, обусловлены слабостью мускулатуры, неспособной выдержать даже обычную нагрузку. М.М Кольцова  утверждает, что речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук, что есть основания рассматривать кисть руки, как ещё одну речевую зону мозга. Из этого следует, что развитие ручной моторики способствует развитию речи. Кроме этого развитие пальчиковой моторики у учеников начальных классов  способствует формированию хорошего почерка. На занятиях  логоритмики уделяется  внимание развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Дети привыкли дышать поверхностно, неглубоко. Глубокое дыхание также отлично снабжает организм кислородом необходимым для самоочищения организма. Дыхательные упражнения сочетаются с движениями шеи, рук, туловища. В упражнения, игры на развитие речевого дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. На основе развития музыкально-ритмического чувства происходит развитие творческих способностей школьников, так как текст песни имеет сюжет. Стихотворный и музыкальный ритм дает команду следующему действию. Использование игры, занимательного речевого материала, применение музыкальных инструментов (звучащих игрушек) помогает сделать обучение более радостным, интересным. Дети очень любят слушать грамматические стихи, отгадывать загадки. Положительной стороной этого метода является использование творческих способностей ребёнка, которые с удовольствием сочиняют свои стихи, придумывают загадки, игры, досказывают слова, стишки, придумывают рифму. Речевое проговаривание материала в стихотворной форме помогает его запомнить. Музыкальный и стихотворный ритм позволяет создать комплекс упражнений способствующих ритмичности движений, улучшению координации движений, содействует развитию памяти, внимания, нормализации речевой функции, препятствует возникновению дисритмии у детей склонных к заиканию. Данное воздействие облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, помогает нормализовать высокую двигательную активность расторможенных детей и слабую подвижность заторможенных детей, оказывает воспитательное влияние на ребёнка и выравнивает его поведенческие реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.

В работе рассматриваются  вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...

Применение информационных технологий для повышения эффективности обучения на уроках математики

В данной стаье описаны основные напрсвления школьного образования и возможности информационных технологий....

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения

Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейст...