ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
статья по теме

Карпова Татьяна Петровна

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.rar78.24 КБ

Предварительный просмотр:

РМО на базе МОУ « СОШ № 10 г. Бологое»

Сообщение

 

Тема : ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Подготовила :

Учитель географии МОУ «СОШ №15 п. Березайка»

Карпова Т.П.

29.08.2011г.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.

Но география занимает особое место.

  1. Главное ее назначение в школьной программе – дать обучающимся

объективную картину мира, показать ее отличие от места к месту.

Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и

взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной

составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы

каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.

Поэтому принципиально важны при формировании географической

грамотности оптимальные формы, методы и средства обучения.

Ведь сколько методических задумок учителя порой остаются

      нереализованными, потому что у группы учащихся не    оказалось, к примеру,

атласов, а у учителя необходимых карт или иллюстраций. В таких ситуациях

педагог не может применить разнообразные формы и средства обучения и

эффективность обучения снижается.

  1. Именно поэтому учителя географии накапливают разнообразный

наглядно-иллюстративный материал: настенные демонстрационные плакаты,

карты, схемы, рисунки, фотографии. Но даже самые полные

«педагогические копилки» не всегда дают возможность обучать так, чтобы

школьники воспринимали мир не в виде набора разобщенных природных

компонентов, а в виде взаимосвязанных территориальных природно-

общественных систем.

  1. Одним из способов решения таких методических проблем являются

ИКТ. Ведь география – это такой школьный предмет, в котором наряду с

традиционными формами и средствами обучения, заложены огромные

возможности, для применения компьютерных технологий и мультимедийных

средств. Это могут быть и общедоступные средства MS Office, Internet, и

текстовой редактор MS Word, и программы MS Power Point, Notebook, Intel

“Обучение для будущего» и другие.

  1. При применении ИКТ обучение направлено не столько на усвоение

готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений и

самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

  1. Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют

традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить

совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать

учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом.

  1. В зависимости от целей и задач урока, содержания учебного материала,

уровня подготовленности класса и педагогического мастерства учителя,

наличия необходимых средств информационные технологии можно

применять на этапе изучения нового материала, обобщения и систематизации

знаний, а также на внеклассных мероприятиях. Незаменимы компьютерные

технологии при выполнении практических работ, творческих заданий, при

контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с

номенклатурой и статистическими данными.

  1. Способы использования ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное

обучение, занятия в компьютерном классе под руководством педагога,

самостоятельная работа, дистанционное обучение.

  1. Достоинства применение ИКТ:

универсальность (возможность сочетания с любым из учебно -

методических комплексов и при любом оснащении компьютерами);

эффективность применения на всех этапах учебного процесса;

гибкость (возможность самостоятельно строить урок из имеющегося

материала);

наглядность, красота, удобство;

воздействие на различные виды памяти.

  1. Какие возможности открывают ИКТ для учителей географии?

Способствуют совершенствованию методики преподавания географии

в условиях сокращения времени на ее изучение в школе.

Облегчают организацию учебной деятельности, упрощают ее

планирование.

Способствуют более эффективному использованию объяснительно-

иллюстративного метода, например, при необходимости в частой смене карт,

в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки

учебника.

Дают возможность увеличить число заданий практического характера,

предназначенных для проверки сформированности у школьников умений

работать с различными источниками географической информации, и решать

географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни.

Облегчают сбор и хранение разнообразной информации, создают

оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного

материала.

Облегчают процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся и их

коррекцию; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки

деятельности школьников.

  1. Презентации позволяют создать образ описываемой территории,

показывают ее красоту, уязвимость.

Позволяют не только показать географический объект, но и вынести

ключевые определения, связанные с его изучением.

Позволяют представить вопросы или задания теста в электронном

виде, что экономит бумагу и время.

Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на

включение видеомагнитофона.

Открывают новые возможности использования картографического

метода обучения.

Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения.

Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный

процесс.

  1. А что же дают ИКТ обучающимся?

Способствуют формированию устойчивого познавательного интереса

к географии.

Облегчают выполнение самостоятельной работы, связанной со

свободным поиском данных из различных источников.

Формируют навыки и умения анализировать информацию и

представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графиков,

видеоматериала.

Обеспечивают учебный диалог с помощью телекоммуникационных

технологий.

Способствуют формированию различных приемов логического

мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения,

группировки.

Создают динамические картографические образы, тем самым

облегчают усвоение учебного материала.

Представляют новые возможности для развития творческих

способностей.

Упрощают усвоение географических терминов.

Дают возможность оперировать большими объемами географической

информации.

Дают возможность неограниченного количества обращений к

заданиям.

Открывают возможность немедленной обратной связи с учителем.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды

компьютерных программ: учебные, тренажеры контролирующие,

демонстрационные, имитационные, справочно-информационные,

мультимедиа-учебники.

  1. В практике мною используются различные технологии. В седьмом

классе при изучении нового материала использую мультимедийные уроки.

Мною разработана серия уроков по теме «Население» и «Природные зоны

материков».

Интерактивную доску использую в разных классах и на разных этапах

урока. Например, при изучении темы «Население» в 9-м и 10-м классе.

Изучая возможности обучения с применением интерактивной доски,

мною был подготовлен и проведен интерактивный урок, в котором приняли

участие учащиеся 4-х школ города. Интерактивное общение в режиме

реального времени открыло для меня новые возможности обучения.

Обучающиеся старших классов, применяя метод проектов,

самостоятельно готовят презентации по различным темам. Наиболее удачные

проекты обсуждаем на уроке. В результате систематической работы мною

собраны проекты, созданные старшеклассниками по теме «Глобальные

проблемы человечества».

  1. Но особое значение имеют ИКТ для подготовки и представления

научно-практических работ обучающихся, а также при подготовке

выпускников к ЕГЭ, для повторения материала и для отработки навыков

работы с тестами.

  1. Незаменимы компьютерные технологии при проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает новые    возможности для игр,

викторин, соревнований, так как может динамично менять задание,

переходить к новым конкурсам.

  1. На уроках и во внеурочное время использую Интернет. Путешествие по

сети стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет – это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире.

Таким образом, с помощью Интернет кабинет превращается в агентство новостей, а школьники - в первоклассных репортеров.

  1. В заключении хотелось бы сказать, что использование современных

ИКТ на уроках и во внеурочное время – это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Использованная литература

        (статья в сборнике «Информационно-коммуникационные технологии в

педагогической деятельности» - 1 декабря 2009 год, ИПКРО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

«Когнитивная технология как способ повышения эффективности обучения технологии мяса и мясных продуктов».

В связи с внедрением в образовательный процесс Федерального Государственного Образовательного стандарта, все более актуальной становиться задача организации самостоятельной работы студентов....

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Систематический письменный контроль как способ повышения эффективности обучения

Необходимость использования систематического письменного контроля для проверки знаний и умений учащихся....

Использование песенного и стихотворного материала на уроках французского языка как способ повышения эффективности обучения иноязычному общению

Главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере э...

УЧЕТ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуаль...

Организация парной работы как способ повышения эффективности обучения

Организация работы в парах используется не только при обучении диалогической речи. Ученики объединяются в пары для повторения материала, изученного на уроке. Обычно эта работа организуется в явля...