Главные вкладки

    Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.
    статья по русскому языку (5 класс) по теме

    Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном итоге, прививают интерес к предмету. Эти задания имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка, да и сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство заданий развивают у детей наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, логику, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения и других учебных предметов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krasnova_g.m._nestandartnye_formy_kontrolya.doc275 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

    Краснова Галина Михайловна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «СОШ № 5» г.

    Колпашево Томской области

    Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся.

    Как сделать интересным не только сам урок русского, но и систему контроля?  Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

    Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном итоге, прививают интерес к предмету. Эти задания имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка, да и сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство заданий развивают у детей наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, логику, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения и других учебных предметов.

             Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, т.е. творческой.

    Л.А. Щипачёва  в статье «Нестандартные задания на уроках русского языка» выделяет следующие  признаки нестандартных заданий:

    1. самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
    2. необычные условия работы;
    3. активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

    Несомненно, что на уроках следует использовать все виды контроля. Нельзя отказываться от диктантов, орфографического списывания, развивающих орфографическую зоркость. Особую актуальность в последнее время приобрела комплексная работа с текстом, т.к. уже с 5 класса нужно приучать детей выполнять задания формата ГИА и ЕГЭ. В арсенале каждого учителя-словесника  есть  множество тестовых работ, карточек с различными заданиями и т.п. Кроме этого, существуют различные электронные учебные пособия с различными вариантами заданий. В то же время каждый творчески работающий учитель стремится разнообразить формы работы, в том числе и формы контроля знаний, с целью повышения эффективности обучения и учебной мотивации обучающихся.

    В 5 классе проведение нестандартных уроков контроля знаний наиболее актуально, т.к. задача  учителя на данном этапе обучения – не только дать требуемый стандартом набор знаний, умений, способов деятельности, но и сохранить такие качества младшего школьника, как любознательность, позитивное отношение к учебному процессу, высокая учебная мотивация. Если на уроках учитель использует элементы игры, интересный наглядный материал, нестандартно формулирует задания, то всё это вызывает у пятиклассников удивление в начале выполнения данных заданий, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

    Проводить уроки контроля в нестандартной форме позволяют современные технологии, в частности, использование компьютерной презентации. Возможности операционной среды MS Power Point позволяют нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить урок иллюстративным материалом. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Кроме того, возможности презентации позволяют предлагать учащимся такие задания, которые учитывают все  типы восприятия, а также формируют у ребёнка способности перевода информации из одной системы восприятия, обработки и хранения информации в другую (в частности, перевод изображения, схемы в словесную информацию).

    Как пример нестандартной формы контроля знаний я предлагаю разработку урока – обобщения по теме «Имя существительное».

    Цели урока:

    Образовательная цель - систематизировать изученное об имени существительном как части речи, его  морфологических признаках (грамматических категориях).

    Развивающая  цель – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление,  память.

    Воспитывающая цель – воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку.                                                                                            

    Учебные задачи урока:

    1. обобщить знания обучающихся о грамматических категориях имени существительного.
    2. научить определять грамматические категории имени существительного на конкретном речевом материале.
    3. повторить орфограммы, связанные с написанием имён существительных.
    4. расширять лексический запас обучающихся.

    В начале изучения темы «Имя существительное» мы с ребятами оформили теоретические сведения о грамматических категориях (морфологических признаках) имени существительного в виде кластера:

    Такой «цветик-шестицветик» помогает ученикам лучше запомнить все грамматические категории имени существительного, что помогает им, в первую очередь,  при морфологическом разборе этой части речи. На уроке систематизации и обобщения пятиклассникам предлагается в форме игры вспомнить теоретические сведения о каждой грамматической категории и, соответственно, выполнить шесть заданий, которые проверяют умение применять на практике полученные теоретические сведения. Все задания даны в нестандартной форме, что позволяет сделать урок интересным, а следовательно, «нестрашным» для ребят.

    Таким образом, данная форма контроля знаний успешно решает:

    1. учебные задачи (закрепление написания словарных слов, окончаний существительных и прилагательных, заглавной буквы и кавычек при написании собственных существительных);
    2. психологические задачи (развитие воображения, внимания, мышления, речи, памяти и, как было сказано выше, способности перевода информации из одной системы восприятия в другую).

    Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Выполняя данные задания, пятиклассники меньше всего думают о том, что это контрольная работа, таким образом, снижается уровень тревожности, а значит, повышается уровень эмоционального комфорта и, как следствие, результативность занятия.

    Приложение: Презентация «Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

    Как работать с презентацией.

    Слайд № 2  - Кластер «Грамматические категории имени существительного». Каждый лепесток  выполнен в виде гиперссылок на слайды с заданиями по данной грамматической категории. Задания написаны на отдельных слайдах крупным шрифтом. После того как обучающиеся прочли задание, учитель нажимает на управляющую кнопку – гиперссылку, которая открывает непосредственно само задание. После выполнения задания управляющей кнопкой – гиперссылкой возвращаемся на слайд № 2 и работаем со следующим заданием.

    Начинать работу нужно с категории «Одушевлённые – неодушевлённые» и далее – по часовой стрелке.

    Слайд № 3. Задание: Запишите имена существительные в два столбика: 1. одушевлённые 2. неодушевлённые.

    Выполняя данное задание, обучающиеся повторяют написание словарных слов.

    Слайд № 5. Задание: Составьте словосочетания по картинкам, используя собственные и нарицательные существительные.

    Выполняя данное задание, обучающиеся повторяют орфограмму «Заглавная буква и кавычки при написании имён собственных».

    Слайд № 7. Задание: Определите род имён существительных. Запишите словосочетания, согласовывая прилагательные с  существительными. В скобках укажите род.

    Выполняя данное задание, обучающиеся повторяют род имён существительных «тюль», «кафе», «мозоль» и т.п., а также орфограмму «Правописание окончаний имён прилагательных».

    Слайд № 9. Задание: Рассмотрите картинку. Назовите предметы словами – именами существительными, запишите их в три столбика, распределяя по склонениям.

    Данное задание направлено на развитие внимания обучающихся, а также на повторение принадлежности имён существительных к определённому склонению.

    Слайд № 11. Задание: Прочитайте пословицы. Постарайтесь найти в них имена существительные, которые употребляются только в единственном и только во множественном числе. Запишите их в два столбика в начальной форме (то есть в форме именительного падежа.

    На материале пословиц обучающиеся должны вспомнить, что в русском языке есть существительные только единственного числа (например, железо, мёд, лень) и только множественного числа (например, щи, сутки, проводы). Задание развивает внимание обучающихся, а также тренирует память.

    Слайд № 13. Задание: В предложениях замените картинки именами существительными, поставьте их в нужный падеж, запишите падеж в скобках после существительных.

    Выполняя данное задание, обучающиеся повторяют орфограмму «Правописание падежных окончаний имён существительных».

    После выполнения всех заданий учитель возвращается на слайд № 2 и нажимает гиперссылку «Имя существительное» (серединки цветка). 

    Данная гиперссылка открывает слайд № 15 – «Молодцы!». Учитель благодарит ребят за выполненную работу, сообщает о том, что каждый получит за неё оценку и просит  учеников самим оценить сегодняшний урок.

    Гиперссылка на слайде № 15 открывает слайд № 16 с четырьмя «смайликами», каждый из которых – оценка данного урока. Ученики в конце своей работы рисуют одного из смайликов, таким образом оценивая данный урок и свою работу на нём.

    Данный урок я проводила в двух пятых классах. Результат выполнения такой нестандартной контрольной работы:

    Класс

    Кол-во

    обуч-ся

    Выполняли работу

    Абсолютная усп-ть

    Качественная усп-ть

    28

    28

    28 (100%)

    17 (61%)

    30

    28

    26 (93%)

    14 (50%)

    100% обучающихся оценили урок отличной оценкой («Здорово! Мне понравилось!»).

    Литература.

    1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.
    2. Свечникова О.Н. Типология заданий, направленных на формирование компетенций учащихся второй ступени обучения в условиях активизации познавательной деятельности на уроках русского языка. // http://livnylicey.narod.ru/page11.htm

    3. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка //Русская словесность.-2000.-№5.-С.16-19 (http://www.cl.ru/)
    4. Братухина Е.В. Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы. // http://sosh-pravdinsk.ucoz.ru/ 
    5. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка с использованием ИКТ. //http://gimnazy10.ru/blog/2009-01-17-13


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

    Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

    Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

    В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

    Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету

    Данная статья поможет с помощью компьютерных технологий подготовиться к уроку...

    Тестовые задания для проведения контроля знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи»

    Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит 25 вопросов. Каждый из них имеет четыре варианта ответов, один из которых является правильным. Верные ответы выделены жирным шрифтом....

    Использование песенного и стихотворного материала на уроках французского языка как способ повышения эффективности обучения иноязычному общению

    Главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере э...

    Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

    Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...