Главные вкладки

    Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"
    статья по теме

    Мастер-класс

    для педагогов

    «Это я умею делать лучше всего»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master.doc30 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    для педагогов

    «Это я умею делать лучше всего»

    - Уважаемые коллеги.  Я работаю в самой обычной средней школе, выпускники которой не выигрывают городских олимпиад и на сегодняшний день никто из них не получил 100 баллов на ЕГЭ. Однако я скромно горжусь тем, что никто из выпускников ни разу не получил и низшего балла.

    -Думаю, что мультфильм (режиссера Григория Малышева), с которого я хочу начать свой мастер-класс, поможет мне объяснить суть моей педагогической концепции. (Просмотр м/ф  до реплики «РЯБА!»)

    -Я хочу спросить у тех, кто не видел этот мультфильм:  как вы думаете, что будет дальше? Поняла ли Ряба намек хозяйки? (……..)

    -Спасибо за ответы. Вот видите, у вас мнения различны, так часто бывает и на уроках: у учеников возникают свои ассоциации и мысли, порой не схожие с нашими. Мы можем поспорить, но должны понять позицию ребят.

    -Однажды на уроке-мастерской по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», как всегда учащиеся писали сочинение-миниатюру. Я не буду читать выдержки из сочинений, которые получили названия «Гармония», «Сон», «Вечность». А вот фрагмент из сочинения под названием «Машина» позволю себе прочитать:

    «С утра мы с папой поехали покупать машину. Обратно мы ехали на новой Ниве. Она была цвета малиновой сливы. Свежий воздух шумел, врываясь, как ветер, в открытые окна. Мне казалось, что вся природа радуется вместе с нами. Мы ехали мимо полей с серебристыми ландышами, которые приветливо кивали нам головами. Папа внимательно смотрел на дорогу, и на его лбу иногда были морщины. А я сидел рядом с ним и был счастлив».

    -Как бы вы оценили эту работу?  (…….)

    -Спасибо, я, конечно, скажу и свое мнение. Давайте вернемся к Рябе. (До момента – уходит грустная).

    -Возвращаюсь к сочинению Юры. Мне кажется, он сумел почувствовать настроение М. Ю. Лермонтова и соотнести с собственным опытом. «И счастье я могу постигнуть на земле, - пишет Лермонтов. «Я был счастлив, » - видим в сочинении Юры.

    -Я считаю, что если у ребенка на уроке что-то не получилось или не получилось того, что запланировали мы, то он не должен уйти расстроенным, опустив руки и потеряв желание что-то сделать.

    -Зная своих детей, любя их, я стараюсь создавать ситуацию успеха.

    -Мысленно представьте себя в кабинете русского языка. Сегодня зачет, например, по теме: «Субстантивированные слова». Займите свои места: на третий ряд сядут те, кто знает тему и думает, что может получить «5». Не совсем уверенные в своих знаниях («четверышники») займут средний ряд. Те ребята, кто не претендует на «4» и «5»,  сядут на первый ряд.

    -Это один из вариантов игрового приема процедуры зачетного занятия (М.Г.Ермолаева). Игроки получают перечень вопросов или заданий, различающихся уровнем сложности.

    -Например, 1 ряд – определите, к какой части речи относятся выделенные слова. (Мои коллеги за круглым столом собрались в учительской. – Я самая молодая учительница в нашей учительской династии).

    -2 ряд – Найдите субстантивированные слова, определите их принадлежность к части речи.

    -3 ряд – Дайте определение субстантивированным словам и подкрепите своими примерами-предложениями.

    -В зависимости от степени участия и качества ответов, учащиеся могут повышать свой ранг, пересаживаясь по решению арбитра. После того как прозвучит последний вопрос зачета, места будут соответствовать игровой отметке.

    -Так проходит первая часть зачета, где учащийся может проявить себя, почувствовать уверенность в знаниях и во второй части работы (письменной), более строгой – выполнить задания, например, в формате ГИА или ЕГЭ.

    -Существуют и варианты этой игры, где вопросы составляются учащимися и задаются противоположным командам. Существует и идеальный зачет, при котором участники рассаживаются по местам, а учитель объявляет, что вопросов не будет.

    -Спасибо, коллеги. Урок русского языка закончен. Вы хотите досмотреть мультфильм до конца?

    -Все мои ученики разные: кто-то умеет красиво летать, а кто-то безупречно ползает. Их объединяет одно: они мои любимые и уважаемые ученики. Уважать ученика – это и есть моя педагогическая позиция. Я считаю, что именно учитель может и должен поддерживать, сохранять и развивать то прекрасное, что он уже умеет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

    Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

    Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

    Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

    Методы контроля .тестирование на уроках русского языка и литературы.

    Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочну...

    Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка

    Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...