Методы контроля .тестирование на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по теме

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, творческие экзамены, диагностические тестирования.

Педагогический контроль в российской системе образования тесно связан с процедурой тестирования знаний, так как оно, выполняя оценочные, квалиметрические, диагностические функции, является наиболее эффективным инструментом контроля.

    Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.

    Применение диагностических тестов  в  зарубежных  школах  имеет  давнюю

историю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_kontrolya.rar77.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Введение.

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, творческие экзамены, диагностические тестирования.

Педагогический контроль в российской системе образования тесно связан с процедурой тестирования знаний, так как оно, выполняя оценочные, квалиметрические, диагностические функции, является наиболее эффективным инструментом контроля.

    Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.

    Применение диагностических тестов  в  зарубежных  школах  имеет  давнюю

историю.

                                                            Что такое тестирование.

Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц.

Метод тестирования — исследование личности путем диагностики его знаний на основе выполнения какого-либо стандартизованного задания.

Тест - в общенаучном смысле это краткое стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного свойства или качества.

От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

                                             Классификация тестов.

    Тестирование проводится как с отдельными лицами, так  и  в  группах.  В

педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в  школьных  классах,  так

как  они  являются  наиболее  экономными  для  преподавателя.  

    Тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

5.1. По процедуре создания: могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

5.2. По средствам предъявления:

- бланковые с использованием тестовых тетрадей с использованием бланков

- предметные– результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения задания.

- аппаратурные– тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

- практические,

- компьютерные.

5.3. По направленности тесты бывают

- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

- личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;

- тесты достижений.

5.4. По характеру действий:

- вербальные;

- невербальные.

5.5. По ведущей ориентации:

- тесты скорости;

- тесты мощности;

- смешанные тесты.

5.6. По степени однородности задач:

- гомогенные включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

- гетерогенные позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию;

- интегративный направлен на оценку “общей подготовленности выпускника образовательного учреждения”.

5.8. По целям использования:

- предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний;

- формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);

- диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках;

- суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

5.9. По широте использования:

- для использования учителем;

- для использования группой учителей или администрацией ОУ;

- для аттестации учащихся.

    Применение тех или иных тестов будет наиболее эффективным  и  обеспечит

надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со  всеми  другими группами  тестов.  Поэтому  тестовые  испытания  всегда  имеют   комплексный характер.

                                                 Функции.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

                                                         Каким должен быть тест.

Слово «тест» английского происхождения и на  языке  оригинала  означает

«испытание»,  «проверка».  

Правильно  составленные  тесты  обученности

должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

        1. относительно краткосрочными

        2.  однозначными

        3.   правильными

        4. относительно краткими, требующими сжатых ответов;

        5. информационными

        6. удобными

        7.  стандартными,  т.е.  пригодными  для   широкого   практического использования

                                 Критерии диагностических тестов.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

 действенность (валидность, показательность),

 надежность (вероятность, правильность),

 дифференцированность (различимость).

                              Правила по подготовке материалов для теста.

При   подготовке   материалов   для   тестового   контроля   необходимо придерживаться таких основных правил:

 1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на  момент  тестирования не может быть обоснована учащимися.

 2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

 3. Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых  ответов в случайном порядке.

 4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

 5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

 6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

                                                 Достоинства и недостатки метода.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

                                                       Преимущества.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

Затраты  на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

 Недостатки.

Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством.

Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Метод тестирования – качественный и, самое главное, объективный способ оценивания.

Проанализировав все виды контроля, в течение учебного года они показали, что ребёнок находится в стрессовом  состоянии, ожидая результатов входного, текущего, итогового тестирований. Поэтому появилась мысль разработать такой оценочный лист, позволяющий ребёнку самому видеть и выбирать тот уровень, который соответствует его знаниям. Он включает в себя описание курса, в который входит перечень лексических, грамматических знаний учащегося, предполагаемых усвоить в четверти.  В таком оценочном листе открытым текстом даётся система оценивания в % содержании по каждому виду учебной деятельности.

Посещение уроков – 5%

Активность на уроках – 10%

Выполнение д/з – 20%

Написание и защита реферата или проекта – 20%

Оценки за самостоятельные работы – 10%

Участие во внешкольных мероприятиях по предмету – 5%

Написание писем и сочинений – 10%

Итоговый контроль – 20%

                                                    Штрафы

Постоянные опоздания-5%

Не вовремя сданный реферат, проект, монологическое высказывание -5%

Сдача теста на неудовлетворительную оценку-5%

Чтобы получить оценку необходимо набрать:

85%-100%-«5»

70%-84%-«4»

55%-69%-«3»

Также оценочный лист включает в себя сроки сдачи всех заданий, а также расписание уроков по темам и заданий к ним, что позволяет учащимся планировать самостоятельно свою работу по предмету.

Тестирование как средство педагогической диагностики.

Формы текущего контроля.

Леонова Ирина Владимировна –

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МОУ «Сош № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»,

г. Балаково

Август 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...