Мастер-класс "Метод Интеллект-карты на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по теме
Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод составления интеллект-карт.Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод составления интеллект-карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.seminar_intellekt-karta.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кузютина Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надым
Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности учителя русского языка и литературы. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
"Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Развитие информационной грамотности или компетентности – одна из центральных задач современного образования.
Процесс обучения все чаще ассоциируется со скукой, с постоянной усталостью. Если прилагать меньше усилий, большая часть информации останется неусвоенной. Упорство неизменно ведет к снижению работоспособности. А происходит это в большей мере потому, что мы используем линейный порядок записи материалов.
Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод составления интеллект-карт.
Интеллект-карты – это емкий и красочный инструмент для продуктивного обучения, метод решения творческих и практических задач, эффективный способ запоминания и проведения презентаций, имеющий практическую значимость и для планирования своей деятельности.
Рассмотрим законы построения Интеллект-карт.
• В центре размечается основная идея - образ.
• От центрального образа рисуются лучи первого уровня, раскрывающие центральную идею.
• При необходимости добавляются лучи 2-го уровня.
• Используется максимальное количество цветов, шрифтов, отображающих разнообразие идеи.
• По ассоциации добавляются рисунки, символы, смайлы.
• С помощью стрелок устанавливаются причинно-следственные связи.
• Каждую идею, мысль, образ можно прокомментировать, вставить указания, ссылки.
• Возможна нумерация лучей.
• Фон может соответствовать настроению автора, может нести смысловую нагрузку.
Существует два способа построения интеллект-карт:
• Традиционный, нарисованный на бумаге цветными карандашами, фломастерами.
• Электронный, созданный в специальной программе для построения интеллект-карт – ConceptDraw MINDMAP Professional Ru.
Какой способ лучше? В 5-6 классах учащимся легче использовать бумажный вариант, потому что в этом возрасте не столь высокий уровень ассоциативного и логического мышления. В среднем и старшем звене ребятам интереснее работать с компьютерной программой. В любом случае учителю следует учитывать психологические особенности и интересы детей.
Основные принципы метода: это принципы трёх П:
- Принимай– сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт и инструкции по их созданию
- Приспосабливай– пропусти это через себя, совершенствуй свои навыки
- Применяй–начни применять эту методику
Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома. Умственные карты можно использовать для мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов, пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить или которые в данный момент изучаем, планирования, т.е. для активизации речемыслительной деятельности.
Тони Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на любую тему. Будь это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения, семья, школа, мысли, книжки и мультики. И делать это интересно и приятно, в отличие от линейно записи информации.
При составлении которой задействованы:
- непосредственная память,
- ассоциативное мышление,
- творческое мышление.
Использование интеллект-карт, как альтернативного способа обработки информации, поможет при изучении русского языка и литературы и формировании компетенций, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией.
Метод построения интеллект-карт эффективен при подготовке монологического высказывания, и в работе с грамматическим материалом при изучении русского языка, а так же помогает сделать процесс обучения и учения плодотворнее, интереснее и занимательнее.
Интеллект-карта – универсальный инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария человеческого мозга и развить мыслительные способности, применимые в любой жизненной ситуации.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
1. запоминания
2. упорядочивания и систематизации информации
3. планирования деятельности
4. подготовки к выступлениям
5. поиска решений в сложной ситуации
6. рассмотрению различных вариантов решения задач.
Я использую интеллект-карты на своих уроках для:
1) работы с лексическим материалом:
- введение новой лексики
- закрепление новой лексики
- контроль лексики.
2) работы с грамматическим материалом.
Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. (простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике )
3) работы с текстовым материалом.
Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.
4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.
5) представления результатов проектной деятельности.
В своей практике, формируя исследовательские навыки у учащихся, я использую интеллект-карты в разных видах деятельности.
•Подготовка к сообщению, докладу по теме. Примером может служить карты «Биография М.Ю. Лермонтова», «Биография М.В. Ломоносова»
•Карта перспективного плана изучения эпического произведения. Это форма работы подходит для более подготовленных учащихся, систематизирует и направляет их деятельность.
•Работа над рефератом. В процессе исследования сжимается информация, материал анализируется, систематизируется, обобщается; на иллюстрацию информации тратится меньше времени: используются зрительные образы, ассоциации усиливают эффект восприятия. В качестве примера может служить карта ума, созданная учеником 11 класса при работе над рефератом •
Анализ художественного произведения. Учащиеся учатся видеть развитие героя, понимать «диалектику души», осознавать влияние истории на внутренний мир персонажа художественного произведения. Следующим образом учащиеся представляют «Идейные искания Пьера Безухова»,«Диалектика души Наташи Ростовой», «Идейные искания Андрея Болконского».
• Сравнительная характеристика героев одного произведения или героев одного литературного типа. Примером может служить карта по повести В.Быкова «Сотников».
•Работа над текстами при написании сочинения по русскому языку (задание 25).
Прошедший период реализации метода позволил мне, как учителю:
- Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах;
- «Увидеть» себя в новой системе обучения;
- Переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом;
- Уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями;
- Включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
- Вырасти профессионально.
Итак, Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий учащимся: • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;• мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
«Карты ума» способствуют достижению образовательных результатов по русскому языку и литературе на разных уровнях в соответствии требованиям ФГОС:
• личностные результаты: ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, что способствует формированию целостного мировоззрения.
• метапредметные результаты: развиваются такие навыки, как работа с информацией, развитие навыков смыслового чтения, умение устанавливать логическую последовательность основных фактов.
•предметные результаты: высокий уровень усвоения материала по русскому языку и литературе, систематизация знаний обучающихся, устойчивый интерес к изучению предметов.
В заключение хочу сказать, неоднократное составление интеллект-карт способствует приобретению учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для познавательной активности и интереса к изучению любого предмета. В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы. Творческая работа формирует стойкий интерес к предмету, дарует учащимся вдохновение для реализации своих способностей в деятельности
Несомненно, метод интеллект-карт скоро может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления....
Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...
Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоя...
Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
Презентация помогает научиться составлять интеллект-карты, которые значительно облегчают обучающимся освоение, закрепление и повторение учебного материала....
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....