Интеллект-карты как прием активизации речемыслительной деятельности на уроках "русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы.
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Нарастающий поток информации, информатизация общества, появление новых возможностей самореализации влияют на то, что молодое поколение выбирает Интернет как информационный ресурс и виртуальное, почти слоговое общение через «вконтакте» и «смс». При этом теряется умение находить, воспринимать, обобщать и самостоятельно делать выводы из получаемой информации, передавать ее без искажений и просто свободно и непринужденно общаться, то есть осуществлять грамотную речемыслительную деятельность; снижается уровень культуры речи учащихся.
Задача, которая стоит перед учителем – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания, т.е. ведут активную речемыслительную деятельность. При этом не стоит забывать, что основная задача современной школы, как основного социокультурного института общества, - совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего повышение качества образования школьников. Что же делать учителю в сложившейся ситуации? Однозначно – искать пути решения. В свете всего сказанного выше проблема активизации речемыслительной деятельности приобретает исключительную значимость. Что же будет способствовать решению данной проблемы? На мой взгляд, одно из возможных решений – использование интеллект-карты как одного из приемов активизации речемыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Исходя из существующей проблемы, была выдвинута следующая цель работы: Доказать положительное влияние использования интеллект-карт на речемыслительную деятельности учащихся.
Многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении.
Борис Герасимович Ананьев и Алексей Николаевич Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т. п.
Леонид Владимирович Занков исследовал влияние использования графической наглядности на развитие мышления учащихся и овладение ими теоретическими знаниями, способы сочетания наглядности и слова учителя и выявил наиболее эффективные из них для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Людмила Яковлевна Зорина раскрыла связь между применением схематической наглядности и систематичностью знаний учащихся.
Николай Сергеевич Рождественский и Тамара Григорьенва Рамзаева считали, что широкое использование схем, таблиц, выделение языкового материала шрифтом, цветом, особыми значками приобретают большое значение на всех этапах обучения и особенно при обобщении.
Как мы видим, принцип наглядности давно является одним из ведущих в обучении школьников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. Преимущества визуализации в обучении неоспоримы:
Визуализация:
- помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
- развивает критическое мышление;
- помогает учащимся интегрировать новые знания;
- позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
- способствует развитию монологическо речи.
Наиболее эффективным и доступным приемом визуализации, используемый мною в своей работе, является интеллект-карта.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Теоретическое обоснование интеллект-карт было впервые представлено миру весной 1974 году. Этот метод предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Он считал интеллект-карты наиболее эффективным методом экономии времени на изучение информации. Отечественные ученые в свою очередь так же занимались изучением данного метода, ими были ученые Санкт-Петербургского университета: Бершадская Елена Александровна и Михаил Евгеньевич Бершадский. Изначально основными сферами использования интеллект-карт были бизнес и психология, но в последние годы широкую популярность этот прием приобрел в сфере образования.
Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используютпреимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
- записывается много ненужной информации;
- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
- теряется время на поиск ключевых слов
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:
- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐт еѐ разноцветного и многомерного представления;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.
Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), с помощью презентации или специальных программ.
Из практики.
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома. Одна из карт, составленных на уроке русского языка, была посвящена теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий».
Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, учащиеся заполняли каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и вопросов. Например, в каких прилагательных всегда пишется НН? Н? Объясните по какому принципу сгруппированы слова (на примере кратких форм) и т.д. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих примеров и графических изображений. Так постепенно выстраивалась ИК.
ИК эффективны при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему, например, по теме «Дефисное написание разных частей речи» и прошу учащихся объяснить понятия. Учащиеся быстро и правильно воспроизводят материал, опираясь на схему.
Очень удобен метод при подготовке к ГИА, ЕГЭ. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание корней», «Правописание суффиксов» и др. Данная схема по правописанию корней была составлена учащимися с использование программы iMindMap, с которой мы познакомились на уроках, и работа с ней была предложена учащимся как альтернатива «ручному» составлению.
Использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Использование этого метода способствует:
обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;
концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
мышлению. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей или характеристику героя.
С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-248453-1371749269.jpg)
«Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка»
Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения. Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоци...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-195259-1414612089.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"
Мой стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/24/picture-127871-1616600272.jpg)
Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языка
Активизация речемыслительной деятельности обучающихся способствует повышению эффективност и качеству обучения иностранному языку....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-526191-1416142356.jpg)
Использование видео как способ активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка
Доклад к выступлению на НПК (с презентацией)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/21/picture-517006-1655800346.jpg)
Использование игровых приемов на уроках английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности в классах с полиэтническим составом.
В последние годы усиление процесса миграции населения из бывших союзных республик привело к тому, что в школах появились классы с полиэтническим составом обучающихся. Не исключением являются и ш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/10/picture-1142765-1557501328.jpg)
«Применение методов и технологий проблемного обучения на уро-ках русского языка литературы как прием активизации мыслительной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Обобщение педагогического опыта»
В данной статье описаны методы и технологии проблемного обучения и способы применения их на практике....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/30/picture-921145-1493555871.jpg)
Приемы активизации речемыслительной деятельности на уроках литературы
Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем определить приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках литературы.Особенностью речемыслительно...