Практическое применение познавательных форм деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
презентация к уроку на тему

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 19» Лесик Наталья Валентиновна Формы познавательной деятельности учащихся и практическое их применение на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Актуальность темы: Необходимость внедрения современных технологий. Эффективность обучения , при котором ученик является активным субъектом .

Слайд 3

Задачи: 1.Научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. 2. Сформировать навыки самоконтроля. 3. Создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственности и творческой реализации своих возможностей. 4. Сформировать навыки работы в команде.

Слайд 4

Условия для проявления познавательной деятельности: Создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе. Создание «ситуации успеха» для каждого учащегося. Включение ученика в активную деятельность , коллективные формы работы. Использование проблемной ситуации .

Слайд 5

Формы познавательной деятельности учащихся: Индивидуально-обособленная форма. Фронтальная форма. Групповая форма. Коллективная форма .

Слайд 6

Индивидуальная форма Удачно используется во время самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку(работа по вариантам, по рядам), выполнение уровневых заданий, работа с учебным материалом на уроках литературы(например, найти ответы на поставленные вопросы) или самостоятельно изучить теоретический материал( 5 класс. Тема: «Фонетический разбор слова»). Эта форма учит индивидуальному труду и самостоятельной работе, служит подготовкой для занятий самообразования.

Слайд 7

Групповая форма Организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача с тавится перед определенной группой школьников. От учителя требуется, чтобы он уделял внимание каждой группе. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Должна быть индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Слайд 8

Коллективная форма Коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное,-то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должны становиться достоянием каждого».

Слайд 9

Фронтальная форма Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространенная в школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях.

Слайд 10

Формы уроков, в которых используется познавательная деятельность учащихся: Пресс-конференция Игра Самостоятельная исследовательская работа по подготовке докладов, р ефератов, их рецензирование Путешествие Практическая работа Самостоятельная работа Викторины, тесты Литературные салоны Сочинение Составление словарей Размышление вслед за писателем

Слайд 11

Практическое применение форм познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Слайд 12

«Мозговой штурм» Найти подходящий эпитет к слову « мОлодец » Отважный Смелый Отчаянный Непобедимый Решительный

Слайд 13

Шарады Числительное плюс гласный-Ансамбль в музыку прекрасной. (три-о) Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход. (рас-сказ-чик)

Слайд 14

Ребусы Рас100яние, с3жи, 7я,па3от,во100к, ли100к, 3тон, 3котажная,100рож

Слайд 15

Выполнение указанных видов разбора Из обширного полузабытого болота струится еле заметный ручеек. Здесь рождается Волга. Волга-родная и любимая река русского народа. ЕЕ называют в народе кормилицей, матушкой, красавицей. На живописном ее берегу расположен поселок. Болота-1; струится-3; кормилицей, матушкой-2.

Слайд 16

Задания сравнительного анализа языкового материала Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. Составьте схему предложения. Замените его сложноподчиненным с придаточным причины, отвечающим на вопрос почему? По какой причине? Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

Слайд 17

Задания, требующие синтеза материала, формулировки выводов В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей. Замените обособленное определение придаточным предложением; запишите полученное предложение. Определите способ связи придаточного с главным; составьте его схему.

Слайд 18

Работа в группах На данном уроке учащиеся становятся учеными-лингвистами. Работают в группах(5).Каждая группа занимается исследованием одного и того же текста( текст 11 века и современная запись этого текста) Сравните фонетическую систему 2-х текстов.( 1 группа) Сравните графику текстов. (2 группа) Сравните лексическую систему текстов. (3 группа) Сравните морфологическую систему текстов. (4 группа) Сравните синтаксис и стилистику текстов. (5 группа)

Слайд 19

Задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией Вопрос: «В чем отличие прямой речи от придаточной изъяснительной части?» Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться». Какой глагол речи связывает прямую речь со словами автора? Приведите примеры глаголов речи. Устно замените прямую речь косвенной. Изменился ли смысл в связи с изменением структуры предложения? А что изменилось в предложении?

Слайд 20

Разноуровневые задания Так, от легкого и элементарного задания до работы с текстом формируется навык исследовательской деятельности.

Слайд 21

Лексическая работа на уроках литературы А. С. Пушкин «Царское село» Портик-крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Фасад-передняя сторона здания Декор-красочно-народное украшение Флигель-пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания

Слайд 22

Соотношение событий 1818 1833-1837 1847 1860-1861 м ай 1859-зима 1860 Время действия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» В журнале «Современник» напечатан «Хорь и Калиныч » Рождение писателя Годы учения в университете Время написания романа «Отцы и дети»

Слайд 23

Использование иллюстраций При изучении темы: « Композиционное своеобразие романа. Первое знакомство с Базаровым» можно использовать иллюстрации разных художников , которые помогают образно представить ученикам главного героя.

Слайд 24

Работа в группах при выяснении общей композиции стихотворения на уроках литературы Почему стихотворение начинается с картины «славной осени»? Какая часть является главной? С какой целью выведен во 2-ой части образ белоруса, а 4-ой образ-подрядчика? В чем противопоставлены 2-я и 3-я части?

Слайд 25

Доклады, сообщения Являются широко распространенными видами устного монолога. Они помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь.

Слайд 26

Заключение Использование всего многообразие видов работ, каждый из которых служит развитию определенных навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания , способствует повышению познавательной активности, воспитывает интерес к уроку, предмету.

Слайд 27

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...