Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Галкович  Оксана Вячеславовна

обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Галкович О.В.

Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.

 Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. И не только.

Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

 От учителя зависит качество знаний его учеников.

 Качество знаний – это не просто количество  четверок и пятерок в журнале за контрольную работу или экзамен, это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной  работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Составляющими качества образования являются:

 качество обученности школьников по образовательным областям;

качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

качество воспитанности школьников;

качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в жизни, обществе)

следование традициям и внедрение новации;

повышение компетентности учителя;

освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;

накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

1 слагаемое успеха на пути повышения качества знаний учащихся и в целом качества обучения – качественная подготовка к уроку.

Урок – это этап на  пути усвоения новых знаний. Ученику должно быть понятно,  чем и для чего он будет заниматься. Долг учителя объяснить ему это и так построить урок, чтоб каждое задание было продуманным и своевременным.  В 5 классе тема урока «Род имен существительных». Данный  урок важен не потому, что дети забыли, как определить эту морфологическую категорию. А для того чтобы увидеть важность этих знаний  для последующего усвоения  темы –«Склонений сущ-ых» и для работы над орфограммами – Ь после шипящих, Е_И  в окончаниях существительных.

С малого начинает закладываться успех ученика.

В современных условиях, чтобы качественно подготовить урок,  необходимо владеть многими  образовательными технологиями и методиками.  

Технология  личностно-ориентированного образования используется с целью повышения качества обученности.  Согласно ей, задача учителя  -  создать условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

Для предупреждения неуспеваемости  важно уметь вовремя применить  технологии  уровневой дифференциации.

Нет не только двух одинаковых учеников, нет и двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.

Технологии проблемного обучения особенно актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Мой любимый вопрос при изучении любой новой темы – ЗАЧЕМ нам это нужно знать? Зачем уметь различать части слова, части речи, члены предложения? Зачем читать роман Пушкина «Евгений Онегин»? Там в каждой главе такая психологическая проблема затронута! Пушкин и сейчас помогает найти ответы практически на все проблемы – почему одни прыгают с 9 этажа, чтоб умереть, а другие живут и радуются жизни. Почему у одних море друзей, а у других нет ни одного? Почему любовь одних делает счастливыми, а других несчастными?...

Очень важное 2 слагаемое  качественного образования – психологический настрой на урок, на процесс обучения.

Учителю важно создать благоприятный психологический климат, мотивировать учащихся к учебной деятельности, использовать для этого различные виды учебной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Этому способствует использование здоровьесберегающих технологий с вовремя проведенными двигательными или эмоциональными разрядками. Место шутке и место занимательности должно быть на каждом уроке.

Поддерживать и стимулировать интерес к обучению в современных условиях помогают информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования этих  технологий, то это позволит организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Работая, над новым материалом использую:

схемы для моделирования учебного материала;

таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;

алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал.

Работая таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом, то есть формируется информационная компетентность.

Использованные на уроке в компьютерных презентациях портреты писателей, фотографии, шедевры русского  изобразительного   искусства, музыка, ауди-пособия, фильмы  являются ярким наглядным пособием и источником вдохновения. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.

В последнее время часто использую на уроках видеофрагменты. Зачем? Это интересно и наглядно. А главное – это попытка достучаться до сердца и души. Ведь кто для современных девятиклассников Пушкин или Есенин? Памятник с бородой, дядька в пиджаке… А мне важно,                                                                      чтоб они поняли – это были живые люди с их бедами и радостями. Они многое поняли сами и помогут нам стать мудрее. Есенин не скрывал своего хулиганского прошлого, когда он и похабничал и скандалил. Но это был лишь временный период жизни, который не заслонил ему главного – самого святого – Родины, России, чистой веры. «Положите меня в чистой рубахе под иконами умирать», - так поет Александр Малинин на уроке песню на стихи поэта. Современный ритм, популярный исполнитель и такие старые с точки зрения школьников стихи… Почему??? Этот вопрос становится им интересен.

3 слагаемое работы учителя - контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время . Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся должны предъявляться учителем  серьезные требования. И учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования. Но тем  не менее оценка должна быть реальной, ни в коем случае не завышенной. С этой оценкой ученику должно быть комфортно продолжать образование в другом учебном заведении, а учителю не стыдно глядеть в глаза выпускников и их родителей.

 4 слагаемое  качества образования - личность учителя,  его авторитет.

Так как учитель является главной движущей силой качественного образования,  он должен обладать определенными качествами.

  Антон Семенович Макаренко в книге «Педагогическая поэма» писал : учитель должен нравиться ученику, обязательно добивать этого! Как? Следить за собой? Конечно. Но главное  - учитель должен быть авторитетом ЗНАНИЙ.

Я понимаю это как активную личную позицию,  постоянную работу над собой, постоянное самообразование, повышение профессионального мастерства.

Чтобы повысить качество образования, следует улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии;  применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Прав создатель Маугли:“Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

более продуманно формулировать цели своей деятельности;

ставить конкретные задачи;

прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;

отслеживать уровень мотивации учащихся;

наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;

отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.

Слайд 30.