УЧЕТ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуальный. В настоящей статье  рассматривается проблема индивидуализации обучения иностранному языку в условиях группового обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. С. Ковалева, ассистент кафедры экономики и гуманитарных наук

филиала ПсковГУ  в г. Великие Луки.

89113733916

lebedeffa@inbox.ru

A. S. Kovaleva, assistant of the chair of Economics and Humanities

branch of the Pskov State University,

Velikiye Luki

89113733916

lebedeffa@inbox.ru

УДК

А. С. Ковалева

УЧЕТ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

      Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуальный. В настоящей статье  рассматривается проблема индивидуализации обучения иностранному языку в условиях группового обучения.

Ключевые слова: индивидуализация, субъектная индивидуализация, теория множественного интеллекта, обучение иностранному языку в неязыковых вузах.

  1. S.  Kovaleva

CONCIDERATION OF STUDENTS SUBJECTIVE CHARACTERISTICS AS A

WAY TO INHANCE THE EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

.

Individualization is one of the leading principles of the Russian methodology. The most strongly marked this principle implements in foreign language teaching, because foreign language study is an individual process. The article examines the problem of foreign language teaching in terms of teaching in groups.                                                                                 

Keywords: individualization, subjective individualization, the theory of multiple intelligences, foreign language teaching in non-linguistic universities.

      Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип, на наш взгляд, реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуальный, так как иноязычная речь обучающегося (как и родная) выражает его личные эмоции, чувства, переживания, моральные ценности, она индивидуальна и неповторима; успешность формирования иноязычной коммуникативной компетенции зависит от индивидуальных особенностей и основывается на индивидуальных психологических механизмах. Поэтому нельзя не согласиться с Г. В. Роговой, которая пишет, что «обучение иностранному языку, пожалуй, в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода»[1].

      Словари дают различные трактовки слова «индивидуализация». Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение процессу индивидуализации: сделать (делать) индивидуальным, установить что-нибудь применительно к отдельному случаю, лицу[2]. Словарь Брокгауза и Ефрона определяет понятие индивидуализации как выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия[3]. В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, Ю. М. Коджаспирова  индивидуализация обучения определяется  как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения[4]. Большая психологическая энциклопедия трактует термин индивидуализация как потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать себя в точности похожими на них[5].

      Из предложенных определений можно сделать следующий вывод, что процесс индивидуализации в целом,  как и индивидуализация образования в частности, предполагает учет индивидуальных особенностей при планировании той или иной деятельности.

       Е. И. Пассов рассматривает индивидуализацию как процесс, который направлен на реализацию личностных особенностей, индивидных и субъектных свойств личности. Он

выделяет три вида индивидуализации[6]:

1. Индивидная индивидуализация.

2. Субъектная индивидуализация.

3. Личностная индивидуализация (занимает ведущую позицию).

Остановимся подробнее на субъектных свойствах обучающихся. Пассов говорит о том, что как субъект человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой ее продуктивности, которая определяется, с одной стороны, природными способностями, а с другой стороны, умением трудиться, т. е. субъектными свойствами. Таким образом, продуктивность деятельности зависит не только от способностей, но и от определенной системы приемов, которая характеризует индивидуальный стиль деятельности каждого человека, т. е. «индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение данным человеком». Для обучения иноязычному говорению учет субъектных свойств учеников важен потому, что у каждого ученика есть свои приемы овладения знаниями, своя учебная стратегия.

      Данные утверждения перекликаются с идеями Д. Колба, который выделяет четыре стиля учения[7]:

  1. дивергентный — учащиеся обучаются посредством синтезирования и интегрирования информации из разных источников, любят групповые формы работы, склонны к инновациям и отличаются богатым воображением, с удовольствием включаются в решение проблем, хотя не всегда доводят свою работу до конца;
  2. ассимилятивный — учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию в режиме абстрактного обоснования и рефлексии, высоко ценят логику и последовательное мышление, склонны формулировать теории и исследовать факты, учатся посредством изучения идей, ценят мнение экспертов и возможность участвовать в дискуссиях, имеют хорошие способности в планировании собственной деятельности;
  3. конвергентный — учащиеся воспринимают информацию на уровне общих идей, ориентируясь при этом на их практическую реализацию, им важно знать, как устроены и как действуют вещи, предпочитают решать какую-либо одну проблему, стремятся проверять теории, отличаются стратегическим мышлением, толерантны к неопределенности, эффективны в принятии решений;
  4. аккомодативный — учащиеся воспринимают информацию на уровне конкретных впечатлений и учатся на основе предметных действий, любят делать конкретные вещи, не боятся рисковать и экспериментировать, склонны к лидерству и управлению другими людьми с целью получения необходимой информации.

      Также, на наш взгляд, субъектная индивидуализация по Пассову получает свое продолжение и расширение в широко признанной теории зарубежного автора Г. Гарднера - теории множественного интеллекта. Для учёта образовательного потенциала детей и взрослых Гарднер предлагает восемь типов интеллекта, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке[8]:

1) вербально-лингвистический интеллект;

2) логико-математический интеллект;

3) визуально-пространственный интеллект;

4) кинестетический интеллект;

5) музыкально-ритмический интеллект;

6) межличностный интеллект;

7) внутриличностный интеллект;

8) натуралистический интеллект.

В каждом человеке присутствуют все восемь типов, но одни из них могут быть более

развиты, другие – в меньшей степени. Вот почему у одного человека лучше получается вязать, другой преуспевает в математике, третий умеет красиво говорить, а четвертый хорошо играет на гитаре и поет. Уровень развития того или иного типа интеллекта определяет эффективность усилий, во время которых он задействован.

      С высокой долей вероятности учет типов интеллекта не может не сказаться положительно на усвоении иностранного языка. В 2015 году на базе филиала Псковского государственного университета г. Великие Луки нами проводилось пробное обучение, целью которого было выявление зависимости эффективности развития иноязычной коммуникативной компетенции от применения в обучении концептуальных основ теории множественности интеллекта Г. Гарднера. В эксперименте приняли участие две группы инженерно-экономического факультета, направление подготовки – экономика, состоящие из двенадцати человек каждая. Для проведения исследования был разработан комплекс упражнений на обучение лексико-грамматической стороне речи, основанный на теории множественности интеллекта. Во время изучения новой темы контрольная группа получила стандартные задания из учебника, которые ориентированы на учащихся с вербально-лингвистическим интеллектом. Студентам экспериментальной группы были предложены индивидуальные задания, исходя из их доминирующего типа  интеллекта, выявленного с помощью анкеты. По данным исследования экспериментальная группа показала гораздо более высокие результаты по сравнению с контрольной. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что учет индивидуальных особенностей обучающихся, а именно, типов интеллекта  на занятиях по иностранному языку положительно влияет на эффективность обучения[9].

      При разработке упражнений использовалось пособие Герберта Пухты и Марио Ринволюкры «Множественный интеллект в обучении английскому языку как иностранному»[10]. Рассмотрим на примере, как можно решить одни и те же поставленные задачи урока с помощью упражнений для разных типов интеллекта из данного пособия. Испытуемые группы изучали английский язык по учебнику И. П. Агабекяна и П. И. Коваленко «Английский для технических вузов». Тема урока 1 «About myself»  начинается с текста «About myself», после которого представлен список слов с переводом и краткий словарик обязательных для усвоения лексических единиц по теме, где представлена лексика на тему «Внешность». К тексту ниже дано упражнение, состоящее из вопросов по содержанию текста. Таким образом, упражнение задействует вербально-лингвистический тип интеллекта. Данное упражнение направлено на выполнение следующей задачи: повторение лексики на предложенную тему, введение новой лексики. Возьмем из пособия Г. Пухты и М. Ринволюкри упражнения на другие типы интеллекта и приспособим их к работе с данным текстом, лексикой, темой.

      Упражнение «Динамичные вопросы» задействует внутриличностный, межличностный, логико-математический  типы интеллекта. Учитель просит студентов, чтобы каждый из них, прочитав текст «About myself», опираясь на предложенную лексику, написал на отдельных листках бумаги три любых вопроса, которые бы он хотел, чтобы ему задали. Сделать это нужно так, чтобы сложно было отгадать автора вопроса. Одно условие: предполагаемый ответ не должен состоять из слов «да» или «нет». Все листочки складываются в коробку, перемешиваются, после чего каждый студент вытаскивает вопрос и адресует его возможному автору. Студент, которому задают вопрос, несмотря на то, его это был вопрос или нет, должен дать полный ответ. После того, как каждый задал свой вопрос и получил на него ответ, студентам дается небольшое количество времени еще раз подумать, кто же написал данный вопрос, в это время студенты должны записать свои размышления о том, правы они оказались или нет в своих догадках и почему. В заключение студенты обсуждают свои мысли в малых группах, после чего организуется дискуссия во всей группе, где студентам дается возможность задать интересующие их вопросы.

      Упражнение «От музыки к скульптуре» задействует музыкально-ритмический и кинестетический типы интеллекта, предварительно нужно подобрать музыкальный отрывок, с наименьшей вероятностью знакомый студентам. После прочтения текста из учебника учитель предлагает студентам с закрытыми глазами прослушать музыку и представить себе человека, который ассоциируется у них с этой музыкой, после чего записать, какие картинки они видели, чувства ощущали во время прослушивания. Следующий шаг – студенты объединяются в группы по четыре человека и делятся своими записями, каждая группа должна, объединив свои записи, представить человеческую «скульптуру» (один учащийся из каждой группы остается замершим в одном положении на 10-15 секунд), которая показывает человека, ассоциирующегося у них с прослушанным отрывком. Группы по очереди представляют свои «скульптуры» остальным студентам, которые пишут краткое сообщение о каждой представленной скульптуре. Составленные сообщения  развешиваются на стенах кабинета, студенты могут подойти и прочитать их.

      Упражнение «Сколько вопросов» задействует внутриличностный, логико-математический, лингвистический, музыкально-ритмический, визуально-пространственный типы интеллекта, нужно принести большую фотографию человека и подобрать музыкальный отрывок. Упражнение начинается с мозгового штурма, где студенты вспоминают все вопросительные слова и выражения, с которых могут начинаться вопросы (where, when, how long, what, how, is there, are there и т. д., их следует записать на доске. Затем учащиеся читают предложенный текст «About myself». Следующий шаг состоит из прослушивания студентами музыкального отрывка / представления обучающимся фотографии, после чего студенты делятся на пары, где они должны составить как можно больше вопросов к фото, или музыкальному отрывку. Пара, написавшая самое большое количество вопросов, вслух медленно зачитывает их, так чтобы другие могли найти ошибки, если они присутствуют. Если в вопросе есть ошибка – его следует вычеркнуть из списка. Побеждает пара, у которой осталось больше всего вопросов после групповой проверки. В конце упражнения пары классифицируют вопросы, после чего обсуждают принципы классификации в классе.

      Выше мы предложили на выбор три варианта упражнений из пособия «Множественный интеллект в обучении английскому языку как иностранному» Герберта Пухты и Марио Ринволюкри, которые, по сути, выполняют одну и ту же задачу урока – введение лексики по теме «About myself». Таким образом, учитель может выбирать упражнения из пособия для реализации поставленных целей и задач урока, максимально задействовав все типы интеллекта не занятии. Необходимость этого вызвана тем, что большинство учебников для неязыковых вузов довольно однообразны, они задействуют в основном вербально-лингвистический и внутриличностный типы интеллекта. Например, учебник И. П. Агабекяна и П. И. Коваленко «Английский для технических вузов» содержит следующие виды упражнений для обучения лексической стороне речи:

- текст с кратким словариком;

- вопросы к тексту;

- «Знаете ли вы, что…»;

- «Согласны ли вы или нет со следующими утверждениями …»;

- «Расскажите о …»;

- «Переведите на русский/английский язык следующие предложения …»;

- «Используя следующие фразы и словосочетания, перескажите текст …».

      Как мы уже сказали, данные упражнения задействуют вербально-лингвистический и внутриличностный типы интеллекта, то есть наибольшего успеха в их выполнении добьются учащиеся с данными преобладающими типами интеллекта. Получается, что субъектные свойства остальных обучающихся не задействуются в полной мере.

      Специфика субъектной индивидуализации при обучении иноязычному говорению состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение дидактических материалов, различных по форме, учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящих, в конечном счете, к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени[11]. Кроме того, индивидуализация не должна сводиться и к дифференциации обучения, поскольку дифференцированный подход на уроке направлен очень часто лишь на выявление слабых сторон в знаниях учеников, в то время как истинный индивидуальный подход должен служить главным образом выявлению и развитию сильных сторон индивидуальности. Также дифференцированный подход практически исключает сотрудничество между учениками, и выходит, что ученикам приходится учиться иноязычному общению ... вне общения, т. е. изолированно от своих товарищей. Таким образом, главной проблемой на современном этапе является сочетание групповых форм работы на уроках иностранного языка с учетом субъектных индивидуальных свойств.

      В 2016 году мы провели более длительный эксперимент, охвативший один год обучения студентов филиала и более наглядно показавший, как влияет индивидуализация на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Целью нашего эксперимента было изучение уровня типов интеллекта учащихся, зависимости результатов обучения от  учета данных типов в процессе обучения, а также возможности развивать и повышать их уровень. 

      По итогам эксперимента мы сделали следующие выводы:

- важным является не только и не столько процентное соотношение типов интеллекта по отношению друг к другу у конкретного индивида, сколько уровень развития каждого из них;

- уровень развития типов интеллекта может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону;

- типы интеллекта развиваются неравномерно, хаотично, не одинаково у одного и другого человека, это зависит от индивидуальных особенностей;

- с помощью специально подобранных упражнений можно развивать типы интеллекта, повысить их уровень;

- применение теории множественного интеллекта в обучении иностранным языкам оказывает положительное влияние на качество обучения.  

      Проведенные исследования наводят нас на размышления о том, что повысить эффективность обучения иностранному языку можно развивая  типы интеллекта, поскольку преобладающий (имеющий самый высокий уровень развития) интеллект повышает успешность усвоения материала, а типы интеллекта можно развивать, увеличивая их уровень. Таким образом, перед учителем стоит задача разнообразить упражнения на уроке, чтобы по возможности максимально задействовать все типы интеллекта. Наверное, можно предположить, что если упражнения задействуют и способствуют повышению уровня развития одного или двух типов интеллекта, а обучающиеся с успехом пользуются ими, и притом высокая эффективность обучения сохраняется, то зачем что-то менять, есть ли в этом смысл? На наш взгляд, смысл очевиден. Изучение иностранного языка преследует практическую цель – успешную коммуникацию в иноязычном языковом пространстве. Но ведь жизнь – это не только тексты и ответы на вопросы, в условиях иноязычного общения встречается множество ситуаций, где задействованы различные типы интеллекта. Это означает, что на занятиях по иностранному языку нужно развивать все типы интеллекта с помощью соответствующих упражнений.

      На наш взгляд, применение концептуальных основ теории множественного интеллекта в методике обучения иностранному языку принесет много положительных моментов. Появляется возможность учитывать индивидуальные особенности личности в формате группового обучения в разных формах работы на занятии (групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа), не дифференцируя обучающихся. Решается проблема индивидуализация – групповой формат обучения. При использовании на занятиях упражнений для разных типов интеллекта повышается уровень эффективности обучения, а как следствие, повышается уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Учет преобладающих типов интеллекта способствует повышению уровня развития ИКК у отстающих студентов, давая возможность каждому ученику проявить себя на занятиях. Кроме всего прочего, учет и развитие субъектных свойств в обучении иностранному языку способствует разностороннему развитию личности обучающихся.

     


[1]       Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным

языкам в средней школе. – М.: Просвещение , 1991.

[2]            Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - Издательство  

     "Азъ", 1992.

[3]              Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. - Издательство "Русское  

      слово", 1996.

[4]              Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.:  

     Издательский центр «Академия», 2003.

[5]              Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007.

[6]             Пассов Е. И.  Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.:    

     Просвещение, 1985.

[7]              Kolb D. A. Experimental learning: Experience as a source of learning and development. -        Englewood Cliffs. - N. Y: Prentice-Hall, 1984.

[8]       Gardner, H. Multiple Intelligence: The Theory in practice. - New York: Basic Books, 1993.; Gardner, H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. - Cambrige, M. A.: President and Fellows of Howard College, 1995.

[9]       Ковалева А. С. "Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах". Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. Псков, издательство "Логос", 2015. - 284с., с. 215 - 227.

[10]      Puchta H. Rinvolucri M. Multiple Intelligence in EFL. – Helbing Languages, 2005.

[11]       Пассов Е. И.  Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.:    

Просвещение, 1985.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Трудно представить себе современный мир без компьютеров и Интернета. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том числе и в область изучения иностранных языков. ...

Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...

Пути повышения эффективности обучения иностранному языку

В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам, анализируется значимость организации учебного процесса и учебного материала для эффективного обучения, описываю...

Тестирование как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку

В данной статье представлены основные признаки тестирования, являющегося объективной формой контроля качества результатов обучения. Также рассматривается система тестирования, разработанная  эксп...

Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.

Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных ...

Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...

Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"

В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....