Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.
статья по английскому языку

Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником информации для школьника. Приоритетной целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться. Соответственно, на первый план выдвигается становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний, приобретение метапредметных и межпредметных знаний, т.е. развитие универсальных учебных умений. Метод проектов позволяет решить многие из перечисленных проблем

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку. Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой

Слайд 2

Что такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта.

Слайд 3

Что такое метод проектов? Метод проектов – комплексный, обучающий метод, который дает учащимся возможность проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Слайд 4

Цель использования проектного метода Развитие универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 5

Задачи: Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные

Слайд 6

Личностные задачи помочь ученику осознать, исследовать и принять жизненные ценности сориентироваться в нравственных нормах, правилах и оценках выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего

Слайд 7

Регулятивные Обеспечить ученику возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

Слайд 8

Познавательные Научить детей методам исследования методам поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования моделировать содержание, действия и операции

Слайд 9

Коммуникативные научить детей возможностям сотрудничества – умению слышать, слушать и понимать партнера планировать и согласованно выполнять совместную деятельность уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя

Слайд 10

Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой проблемы/задачи Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) Структурирование содержательной части проекта Использование исследовательских методов в определенной последовательности

Слайд 11

Типология проектов Доминирующая в проекте деятельность – творческая, исследовательская, прикладная и т.д. Предметно-содержательная область – моно и межпредметный Характер координации проекта – непосредственный и скрытый Характер контактов – класс, школа, регион и т.д. Количество участников Продолжительность проекта

Слайд 12

Этапы работы над проектом Погружение в проект Планирование деятельности Осуществление деятельности по решению проблемы Оформление результатов Презентация результатов Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Слайд 13

Что дает использование метода Учащиеся самостоятельно, успешно усваивают новые знания Достигают хороших результатов в изучении иностранного языка Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на других предметах Реализуется индивидуальный подход Повышается мотивация Умеют эффективно сотрудничать Получают базу для будущего профессионального образования и самосовершенствования

Слайд 14

Перспективы использования метода проектов увеличение доли проектов исследовательского характера создание и участие в телекоммуникационных проектах



Предварительный просмотр:

Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.

                                                            Знание только тогда становится знанием,

                                                когда оно приобретено  усилиями своей          мысли, а не памятью.

                                                                                              Л.Н. Толстой

    Использовать метод проектов на уроках английского языка я начала уже давно, около 10 лет назад, когда  об этой технологии еще вообще в школе практически не говорилось. Что заставило меня заняться поиском форм и методов работы, отличных от общепринятых тогда? В нашей школе, как впрочем, и во многих других, на изучение иностранного языка отводилось всего 2 часа в неделю в гимназических классах и 1 час  - в негимназических. Кроме того, длительность урока была 40 минут. В этих условиях пришлось задуматься об оптимизации процесса обучения. Метод проектов позволил мотивировать моих учеников на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний, ведь основная часть работы выполнялась ими во внеурочное время.

   Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником информации для школьника. Приоритетной целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться. Соответственно, на первый план выдвигается становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний, приобретение метапредметных и межпредметных знаний, т.е. развитие универсальных учебных умений (УУД). Метод проектов позволяет решить многие из перечисленных проблем

   Цель использования метода проектов на уроках английского языка:

 развитие универсальных учебных действий.

    Задачи:

- личностные:

Помочь ученику осознать, исследовать и принять жизненные ценности, сориентироваться в нравственных нормах, правилах и оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

- регулятивные:

Обеспечить ученику возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

- познавательные:

Научить детей методам исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделировать содержание, действия и операции.

- коммуникативные

Научить детей возможностям сотрудничества – умению слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.                                                                                                                                                                                            

Проект - это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи

в   удобной   для   них   творческой   форме:   исследование,   коллаж,   буклет, рекламные проспекты, презентация и др.  Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет то, что будет содержать проект, в какой форме провести его защиту. Зашита проекта – это и демонстрация   результатов   самостоятельной  работы  учащихся,   и  один из главных этапов их обучения.  В ходе защиты  школьники учатся излагать полученную   информацию,   знакомятся   с  другими   взглядами  на   проблему, доказывают   свою   точку   зрения.   Метод   проектов   можно   применять при обучении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме.

   Для организации проектной работы отбираю материал, который предполагает решение определённой проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость, интересен ученикам.

      Так, например:

       Лондон – столица Великобритании(5 класс)

       Проблемы подростков в России и странах изучаемого языка. (7 класс)

       Молодежные организации, субкультуры(10 класс)

       Университеты России и Омска (11 класс) и многие другие темы.

Работа над проектом строится по определённому плану и состоит из нескольких этапов.

  1. этап - презентация темы и выдвижение темы проекта учителем Обязательным является выдвижение основного вопроса, ответом на который будет вся проектная работа.
  2. этап - создание творческих групп (можно выполнять индивидуально) и обсуждение творческого названия проекта, распределение заданий для каждого.

По структуре проект может быть представлен в виде коллажа, схемы и т. д. или состоять из презентации и публикации, выполненные с помощью различных программ Microsoft Office.

Публикация содержит исследовательский материал, т. е. это во многом результат самостоятельного исследования (обязательное условие при создании проекта). В ходе создания презентации и публикации учащиеся ищут ответ на те вопросы, которые им даны для самостоятельного исследования

3        этап. В ходе работы над проектом много времени уделяется
самостоятельной работе, но с обязательной консультацией учителя.

4        этап. Отдельным этапом может быть оформление проекта - на уроке и
во внеурочное время.

5        этап. Защита проекта. Способ защиты проекта зависит от вида
конечного продукта: схема, буклет, видеопоказ, клип, устная презентация.
Учителю рекомендуется доброжелательно принимать всё, что ученики сделали.
Это важное условие дальнейшей творческой работы.

При изучении темы "Аre you happy at school?(Биболетова М.З. английский язык.7 класс) на первых уроках я выяснила, какие проблемы школьной жизни волнуют учеников. В учебнике предлагаются такие темы проектов: «Моя школа», «Школа моей мечты», «Мой идеальный день», а также задания для обсуждения при работе над каждым из них. Ученики сами выбирали проект, а некоторые сами придумали тему проекта.

Для   создания   проекта  учащиеся   должны  овладеть   активной   лексикой и

грамматикой в рамках учебной темы, перед тем, как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Тщательно отрабатывались грамматические упражнения  из учебника и предложенные мной: «Образуй нужную грамматическую форм глагола», «Уточни информацию», «Передай чувства других детей   о   первом школьном дне» и т.д.

Работа над проектом занимает несколько уроков. Вначале ученикам была предложена в скрытом виде проблема. Помогли наводящие вопросы: Всё ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-то изменить? Есть ли в школе клубы? Какие тебе нравятся предметы? Почему? В результате ученики пришли к выводу: в школе нужно что-то изменить. На подготовительном этапе происходит развитие языковых и речевых умений учащихся. Тексты из учебника служат базой для развития речевых и исследовательских навыков учащихся. Затем ребята описывают здание школы, расписание уроков, учебные предметы, оценки в британской школе. А после отработки этих вопросов дети перенесли языковой материал на свою школьную жизнь.

При работе над расписанием ученики сначала описали расписание, предложенное в учебнике. С помощью вопросов ученики анализируют расписание в британской школе и таким образом готовятся к рассказу о своём расписании. Затем сравнили школьное расписание британской школы и своё расписание. Таким образом, идёт работа над всем учебным материалом. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений, необходимо было обучить их навыкам коммуникации. Большое значение имеет обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале дети учатся выражать своё мнение. В этом случае использовала клише типа: I think.., It seems to me..., I’m sure., As far as I know..., То my mind.., In my opinion...

Затем для итоговой дискуссии были предложены фразы согласия и несогласия.

. Результатом проделанной работы явилась презентация проектов.

    Еще один из проектов, выполненных моими учениками, это проект «Множественное число имен существительных в английском языке». Выполнили его ученики 11 класса. При повторении данной темы возникла проблема – правило, которое есть в учебнике, не совсем полно отражает тему, а поскольку в ЕГЭ может встретиться любой случай образования множественного числа, то значит необходимо найти дополнительную информацию. Итогом работы детей стало учебное пособие по грамматике английского языка, которое можно использовать как приложение к учебнику.

     Пример еще одного проекта по грамматике – употребление определенного артикля с географическими названиями. Проблема в том, что ни в одном из учебников эта тема не раскрывается полностью, материал представлен частями, сложно охватить всю тему. Учащиеся 8 класса выполнили проект, который позволил им самим хорошо усвоить грамматический материал, а у меня появилось очередное учебное пособие по этой теме.

Оценка проектной работы - нелёгкое дело. Её нельзя оценивать исходя  из общих принципов оценки работы учеников. В связи с этим проектные работы  оцениваются     не     только     на     основе     лингвистической  правильности. Выставляется оценка за проект в  целом, за его многоплановость, уровень   проявленного   творчества,    чёткость презентации, проявленную фантазию.

Конечно,    проект   не   может   решить    все    проблемы   в обучении  иностранному  языку,   но  это  эффективное   средство,   которое  способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это реальная возможность использовать знания, полученные при     изучении     других     предметов     средствами     иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...

Пути повышения эффективности обучения иностранному языку

В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам, анализируется значимость организации учебного процесса и учебного материала для эффективного обучения, описываю...

Тестирование как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку

В данной статье представлены основные признаки тестирования, являющегося объективной формой контроля качества результатов обучения. Также рассматривается система тестирования, разработанная  эксп...

Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...

Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"

В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....

УЧЕТ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуаль...