Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.
статья (6 класс) на тему

Дёмин Алексей Сергеевич

 

        Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

       Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дёмин А.С. учитель биологии МБОУ г. Владимира «Основная общеобразовательная школа – интернат №30»

Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.

        Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

       Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя.  Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.

       Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене,  что дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

В законе об образование говориться, что образование должно быть доступно для всех учащихся. В образовательных школах наряду с обычными учащимися, есть классы с компенсирующим обучение.

       Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

      При работе с такими классами следует учитывать следующие особенности. У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

       В настоящее время актуально стоит вопрос о адаптации учебного процесса и планирование школьной программы к обучающимся  классам коррекции.      

       Планируя и осуществляя работу в специальных коррекционных классах, учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи,

1.целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях;

2.формирование устойчивой учебной мотивации;

3.развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

4.развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

5.формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений;

6.обогащение кругозора

7. формирование УУД.

Большое влияние на успешность обучения и поведение каждого учащегося имеют личностные отношения как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками.

     Учебной программы  среднего звена,  строить на материале изучаемого предмета.

Тактика обучения в коррекционных классах имеет свои характерные черты:

1.педагог должен добиться возникновения интереса у ребенка;

2.педагог должен быть доброжелателен, воспринимать "трудных детей" спокойно, принимать их такими, какие они есть, обеспечивая им эмоциональный комфорт;

3.программа обучения должна быть разбита на серии маленьких

шагов, чтобы упростить сам процесс обучения, и сруктурирована таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха каждому ученику;

4.учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии;

5.требования учителя должны соответствовать возможностям ученика;

6.должна быть установлена поощрительная оценочная система за выполнение задания, позволяющая перенести акцент с неудач на успех;

       Основными методами обучения в классах спецкоррекции,  являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

     Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить.

     Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью.

       Планируя урок, учитель должен предусмотреть несколько вариантов его проведения, т.к. готовность учащихся к уроку, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов. Очень важен организационный момент. Урок начинается с привычной механической работы, выполняемой по "инструкциям учителя": открыли тетради, записали число, тему урока (тема должна быть записана на доске) и т.п. В это время учителем должен определить готовность учеников к уроку и, в соответствии с этим, строить дальнейшую работу.

    Большую роль в процессе обучения в специальных коррекционных классах так же играет организация игровой деятельности.

По базисному учебному плану на прохождение программы в 6  классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. Для успешного освоения программы учитель адаптирует школьную программу.  С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта. Из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.

       Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья,   обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.

    Успешное обучение возможно только в том случае, если удается пробудить интерес к изучаемому  предмету.  Обучение биологии  с использованием  средств ИКТ является актуальным, так как является  наиболее эффективным методом преподавания,  что внедрение информационных технологий повышают динамику урока, наглядность,  информативность.

Тематический план

№ раздела, темы

Название темы

Количество часов

Раздел 1.

Строение и свойства живых организмов

22

Тема 1.1.

Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2.

Химический состав клеток

2

Тема 1.3.

Строение растительной и животной клеток

3

Тема 1.4.

Деление клетки

2

Тема 1.5.

Ткани растений и животных

2

Тема 1.6.

Органы и системы органов

9

Тема 1.7.

Растения и животные как целостные организмы

2

Раздел 2.

Жизнедеятельность организмов                                                

37

Тема 2.1.

Питание и пищеварение

8

Тема 2.2.

Дыхание

3

Тема 2.3.

Передвижение веществ в организме

4

Тема 2.4.

Выделение

4

Тема 2.5.

Опорные системы

2

Тема 2.6.

Движение

2

Тема 2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности

6

Тема 2.8.

Размножение

4

Тема 2.9.

Рост и развитие

4

Раздел 3.

Организм и среда

4

Тема 3.1.

Среда обитания. Факторы среды

2

Тема 3.2.

Природные сообщества

2

Раздел 4.

Темы для повторения

5

Резервное время

2

Итого:

70

Повысить интерес к предмету можно и вовлечение учащегося во внеурочную деятельность.

В заключение можно сказать одной из важнейших задач современного обучения является успешная социализация  и обучение всех обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Презентация

Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Материал выполнен в виде презентации....

Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Аннотация Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...