Алгоритмы постановки соноров
методическая разработка по теме

Евсеенко Юлия Анатольевна

В данном документе даны приемы постановки звуков Р и Л при различных нарушениях произношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приемы постановки звуков Р и Л30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы на этапе постановки сонорных звуков. Звук Л

НАЗ

ДПЗ

ПНП

АГ

СПЗ

ИПЗ

Звук (Л)

Звук твердый, звонкий, согласный, сонорный; по месту артикуляции: язычно-альвеолярный, по способу артикуляции: смычно-проходной, по месту резонирования – ротовой.

Особенности артикуляции: кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Межзубный ламбдацизм

Кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами.

Передний открытый прикус, слабость мышц передней части языка, макроглосия, отсутствие резцов.

1.Упражнение  для смыкания зубов: «Оскал», «Заборчик».

2.Упражнения верхнего подъёма: «Парус», «Лошадка».

3.Упражнение для подвижности передней части языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Болтушка» (включить голос, быстрые движения кончика языка по твёрдому нёбу - бл,бл,бл).

От исходного А (губы в улыбке, язык просовываем между зубов, прикусываем, в таком положении кончик языка сначала поднимаем на верхнюю губу, а затем за зубы).

Самолет летит  и гудит

(Л-Л-Л).

Девочка песенку поет

(Л-Л-Л).

Игра «Пролети сквозь облака».

Взрослый предлагает ребенку пролететь сквозь облака. Малыш передвигает самолетик с одного облака на другое, произнося при этом долгий звук Л.

Двугубный ламбдацизм

Язык не участвует в артикуляции, губы сближены между собой, звук похож на W уашадка.

Короткая подъязычная уздечка, большие губы, гипертонус в губах, слабость мышц языка.

1.Упражнение для ослабления тонуса губ: «Оскал».

2.Опускание и поднимание нижней губы.

3.Упражнение верхнего подъёма: «Лошадка»,  «Парус».

4.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр».

5.Упражнение для подвижности языка: «Болтушка», «Качели».

От исходного А.

Самолет летит  и гудит

(Л-Л-Л).

Девочка песенку поет

(Л-Л-Л).

Игра «Пролети сквозь облака».

Взрослый предлагает ребенку пролететь сквозь облака. Малыш передвигает самолетик с одного облака на другое, произнося при этом долгий звук Л.

Параламбдацизм – замена Л на В 

Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа.

Недостаточная подвижность кончика языка, прогения.

1.Опускание и поднимание нижней губы.

2.Упражнение для губ: «Оскал».

3.Упражнения верхнего порядка: «Парус», «Грибок».

4.Упражнения для подвижности языка: «Болтушка», «Индюк».

От исходного А.

Игра «В лесу»

Взрослый:

- Представь, что мы пошли в лес собирать цветы. Но прежде чем сорвать цветок для букета, нужно найти растение, в названии которого есть звук Л. Нужно взять картинку цветка со стола,  в которой есть звук Л и громко произнести этот звук.

Параламбдацизм – замена Л на Й

Кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой вместо того, чтобы опускаться («йампа», «пайка», «стой»).

Короткая подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, слабость мышц кончика языка.

1.Упражнение на развитие фонематического слуха.

2.Упражнения  для языка:

«Змейка», «Иголочка»

3.Упражнения для  подвижности языка: «Индюк», «Болтушка».

4.Упражнения верхнего порядка: «Маляр», «Грибок», «Парус».

От исходного А.

Самолет летит  и гудит

(Л-Л-Л).

Девочка песенку поет

(Л-Л-Л).

Игра «Пролети сквозь облака».

Взрослый предлагает ребенку пролететь сквозь облака. Малыш передвигает самолетик с одного облака на другое, произнося при этом долгий звук Л.

Параламбдацизм – замена Л на гласные

Два  гласных рядом:  («ыампа», «аампа», «паака», «стоо» «уампа» «паука» вместо лампа, палка, стол).

Недоразвитие фонематического слуха, короткая подъязычная уздечка.

1.Упражнение на развитие фонематического слуха.

2.Упражнения  для языка:

«Змейка», «Иголочка»

3.Упражнения верхнего порядка: «Парус», «Почистим верхние зубки».

4.Упражнения для растягивания подъязычной уздечки: «Маляр», «Грибок».

От исходного А.

Игра «Чей самолетик улетит дальше»

Взрослый предлагает поиграть в самолетики, у которых есть своя песенка: Л-Л-Л-Л. Затем он предлагает проверить, чей самолетик улетит дальше. Ребята по очереди пускают заранее подготовленные бумажные самолетики,  и пока летит самолетик, они произносят звук Л, то есть песенку самолетика. У кого пролетит дальше самолетик и у кого получится длиннее всех песенка, тот и выиграл.

 

Алгоритм работы на этапе постановки сонорных звуков. Звук Р

НАЗ

ДПЗ

ПНП

АГ

СПЗ

ИПЗ

Звук (Р)

Звук твердый, звонкий, согласный; сонорный, по месту артикуляции: язычно-альвеолярный, по способу артикуляции: дрожащий, по месту резонирования – ротовой.

Особенности артикуляции: губы,  зубы - разомкнуты; между верхними и нижними резцами небольшое расстояние,  язык принимает форму ложечки, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, а кончик поднят к альвеолам, соприкасаясь с которыми вибрирует под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки - вибрируют, давая голос; воздушная струя - очень мощная.

Отсутствие звука:

Короткая подъязычная уздечка, слабый напор воздушной струи, недостаточная подвижность мышц языка (особенно кончика).

 Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка».

Упражнения для языка: «Болтушка», «Лопаточка», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», чередование «Лопаточка» - «Иголочка».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Фокус».

От артикуляционного уклада: «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно подуть на него. В момент отрыва языка от неба под напором выдыхаемой струи воздуха возникает короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать звук самостоятельно.

«Тигр рычит»

Р – Р – Р

 Заведи мотор у большого грузовика [Р-Р], а у маленького грузовика [р, ,

 «Как рычит большая собака, маленькая; далеко, близко»

Горловой ротацизм:

Велярное произношение:

Вибрирует мягкое небо по отношению к корню языка.

Увулярное произношение

Язык неподвижен, вибрирует мягкий язычок по отношению к задней стенки глотки.

Макроглосия.

Функциональные нарушения (короткая подъязычная уздечка, узкое или высокое твёрдое нёбо, слабость мышц языка).

Микроглосия.

Функциональные нарушения, короткая подъязычная уздечка, узкое или высокое твёрдое нёбо, слабость мышц языка.

1.Упражнение для выдвижения языка вперёд: «Иголочка», «Змейка».

2.Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье», «Цоканье» (для поднятия кончика языка вверх).

3.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо).

4. Упражнения для воздушной струи: «Фокус».

1.Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье», «Цоканье» (для поднятия кончика языка вверх).

2.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо).

3. Упражнения для воздушной струи: «Фокус».

От артикуляционного уклада: «Грибок».

«Прокати карандаш».

(язык в положении Паруса + сильная направленная воздушная струя).

1.«Как рычит тигр»: рррррррррр.

2.«Весёлый моторчик».

3.«Заведём трактор».

4.«Собачка сердится».

Проторное одноударное Р:

Передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Слабость воздушной струи; слабость мышц кончика языка.

1.Выработка вибрации.

2.Выработка сильной направленной струи: «Фокус», «Трещотка».

3. .Упражнение верхнего порядка: «Индюк», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»  (цоканье).

От исходного Т + трещётка,

От исходного Д + сильная струя (ддддддд-дддррр).

«Самолет»

Самолетик – самолет

Отправляется в полет.

(руки прямые – покачивают ими)

Завели мотор -  Р-Р-Р!

Зарычал мотор -  Р-Р-Р!

Заворчал мотор -  Р-Р-Р!

Заурчал мотор -  Р-Р-Р!

(вращение кулачками и произнесение звука Р)

Загудел самолет – У-У-У!

И отправился в полет - У-У-У!

(разводят руки в стороны и тянут звук У).

Носовое Р:

Кончик языка не участвует в артикуляции, мягкое небо опущено, и корень языка примыкает к мягкому небу. Воздушная струя уходит в носовую полость.

 ( звук  похож на   НГ).

Укороченное мягкое небо, гипертрофия мышц корня языка.

1.Дифференциация дыхания (носовое-ротовое: вдох носом-выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом).

2. Укрепление мышц мягкого неба: покашливание, позевывание, полоскание.

А на твердой атаке.

3. Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка».

4.Упражнения верхнего подъёма: «Парус».

5. Выработка сильной направленной струи: «Фокус», «Трещотка».

Разложение артикуляции:

(упражнение «Парус» и сильная воздушная струя)

Игра «Моторчик».

Взрослый предлагает ребенку изобразить моторчик. Для этого надо сцепить руки в замок, вращать большими пальцами рук относительно друг друга и говорить: ДР-Р-Р-Р-Р.

Светофор».

Воспитатель показывает сигналы светофора, поднимая цветные круги: на красный сигнал дети стоят на месте («машины стоят»); на желтый – стоя на месте, «заводят мотор» (произносят звук Р-Р-Р); на зеленый – двигаются топающим шагом («машины едут»).

Боковое произношение:

Вибрируют боковые края языка по отношению к коренным зубам,  получается звук с призвуком.

Слабость боковых краёв языка, боковой открытый прикус, микроглосия.

1.Упражнение для боковых краёв языка: «Желобок», «Трубочка»

2.Упражнение верхнего подъёма: «Парус», «Вкусное варенье», «Чашечка».

3.Выработка сильной направленной струи: «Фокус».

От исходного Ш (делаем чашечку, включаем голос, прижимаем язык к альвеолам).

От исходного Д + сильная струя (ддддддд-дддррр).

Игра «Лабиринт»

Взрослый предлагает поставить машину в гараж. Задача малыша – провести ее через лабиринт, имитируя звук мотора:  Р-Р-Р-Р.

Игра «Две собачки»

Черную зовут Рекс, а белую – Роза. Рекс большой, как он рычит? (Р-Р-Р) Роза маленькая, как она рычит? (р,,,).

Губное произношение:

Язык  не подвижен, вибрируют губы по отношению друг к другу.

Заменяется звуком похожим на W.

Большие губы, микроглосия, короткая подъязычная уздечка.

1.Упражнение для губ: «Оскал», «Заборчик» (разомкнуть смычку между зубами).

2.Упражнение верхнего порядка:

«Парус», «Вкусное варенье» (для поднятия кончика языка вверх).

3.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо).

4.Упражнения для сильной воздушной струи: «Фокус».

От исходного звука Д

(д-д-д + сильная воздушная струя).

Игра «Самолеты»

Ребенок сидит на стуле – это аэродром. Взрослый спрашивает: «Летчик, к полету готов?» «Готов!»  - отвечает малыш. «Завести мотор!» - продолжает взрослый. «Д-Д-Д -Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р» - вертит рукой летчик, заводя мотор, и летает по комнате. «Лети назад, летчик!» - зовет взрослый. Замедляя бег, ребенок возвращается на стул.

Параротацизм - замена Р на Й:

Спинка языка приближается к средней части неба, кончик опущен вниз. Воздушная струя проходит через щель между спинкой и твердым небом.

Нарушение фонематического слуха, короткая подъязычная уздечка, высокоё твёрдое нёбо, недостаточная подвижность кончика языка.

1.Упражнение на развитие фонематического слуха.

2. Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка».

3. Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье»  (для поднятия кончика языка вверх).

4.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо).

5. Упражнение на выработку вибрации: «Барабанщик», «Трещотка».

От исходного звука Д

(барабанщик д-д-д + сильная воздушная струя).

Игра «Светофор».

Воспитатель показывает сигналы светофора, поднимая цветные круги: на красный сигнал дети стоят на месте («машины стоят»); на желтый – стоя на месте, «заводят мотор» (произносят звук Р-Р-Р); на зеленый – двигаются топающим шагом («машины едут»).

Параротацизм - замена Р на звук В:

Артикуляция звука осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя.

Несформированность артикуляционного уклада, большие губы, прогнатия.

1 .Опускание и поднимание нижней губы.

2.Упражнение для губ: «Оскал», «Заборчик»

3.Упражнения верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье».

4. Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр».

5. Упражнения  для сильной воздушной струи: «Фокус».

От исходного звука Д

(д-д-д + сильная воздушная струя).

Игра «Две собачки»

Черную зовут Рекс, а белую – Роза. Рекс большой, как он рычит? (Р-Р-Р) Роза маленькая, как она рычит? (р,,,).

Игра «Светофор».

Воспитатель показывает сигналы светофора, поднимая цветные круги: на красный сигнал дети стоят на месте («машины стоят»); на желтый – стоя на месте, «заводят мотор» (произносят звук Р-Р-Р); на зеленый – двигаются топающим шагом («машины едут»).

Параротацизм - замена Р на Л:

Язык поднят к альвеолам, кончик языка крепко прижимается к верхним резцам или к небу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя языка расходится по обеим сторонам языка.

Слабость мышц боковых краёв языка, слабость воздушной струи недостаточная подвижность кончика языка.

1.Упражнение для боковых краёв языка: «Желобок», «Трубочка».

2.Упражнение на укрепление мышц кончика языка: «Лошадка», «Болтушка» (по нёбу), «Индюк» (по губе).

3. Упражнения для сильной воздушной струи: «Фокус» (направленная вверх).

От артикуляционного уклада: «Грибок» или «Парус».

Заведи мотор у большого грузовика [Р-Р], а у маленького грузовика [р, ,]».

 «Как рычит большая собака, маленькая; далеко, близко».

Игра «Лошадки».

Дети изображают лошадок , берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу наездник останавливает лошадок,  сердито говоря: «ТРРР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Английские грамматические алгоритмы постановки вопросов

Алгоритмы с успехом могут быть использованы при обучении английскому языку.Постановка вопросов вызывает у учащихся трудности, поэтому важна чёткая последовательность действий....

Алгоритмы постановки шипящих звуков

В данном документе даны приемы постановки звука Ш....

Алгоритмы постановки свистящих звуков

Предложины приемы постановки свистящих звуков....

Сборник артикуляционных упражнений для звука соноров

комплекс арт. гимнастики с объясненем и пояснениями...

3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды  вычислительных процессов при решении задач....